Финансы в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 14:17, реферат

Описание

Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене.
В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств.

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система.docx

— 64.03 Кб (Скачать документ)

 

      Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших  при первичном распределении  национального дохода, в пропорции  его использования.

        Конечная цель распределения  и перераспределения национального  дохода и валового внутреннего  продукта, совершаемая с помощью  финансов, состоит в развитии  производительных сил, создании  рыночных структур экономики,  укреплении государства, обеспечении  высокого качества жизни широких  слоев населения.

      Контрольная функция финансов тесно связана  с распределительной – это прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль через форму собственности.  Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов – это только контроль реального денежного оборота.

      Финансы осуществляют контроль на всех стадиях  создания, распределения и использования  общественного продукта и национального  дохода. Их контрольная функция проявляется  во всем многообразии хозяйственной  деятельности предприятий.

        Контроль рублем ведется за  производственными и внепроизводственными  затратами, соответствием этих  затрат доходами, формированием  и использованием основных фондов  и оборотных средств. Он действует  на всех стадиях кругооборота  средств, при финансировании и  кредитовании, проведении безналичных  расчетов, во взаимоотношениях с  бюджетом и другими звеньями  финансовой системы.

 

      Объектом  контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

      Одна  из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также  взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

      Регулирующая  функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные  расходы, налоги, кредиты) в процесс  воспроизводства. В целях регулирования  экономики и социальных отношений  используются также финансовое и  бюджетное планирование, государственное  регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

      Хотя  финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят  от проводимой правительством политики.

 

1.2. Структура и органы  управления финансовой  системой в РФ

      Финансовая  система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Финансовая система  РФ состоит из трех крупных блоков:

  • государственные финансы;
  • местные финансы;
  • финансы юридических и физических лиц.

      Государственные финансы отражают экономические  отношения по формированию и использованию  централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения  выполнения государством его функций.

        Государственные финансы включают  в себя государственный бюджет  и государственные внебюджетные  фонды. По месту, занимаемому  в финансовой системе, государственный  бюджет представляет собой основной  финансовый план государства  на текущий финансовый год,  имеющий силу закона. По своему  материальному содержанию государственный  бюджет - это централизованный фонд  денежных средств государства.  По социально-экономической сущности  он представляет собой основной  инструмент распределения и перераспределения  ВНП и национального дохода  государства. 

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

  • перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
  • регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
  • стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
  • контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

      По  уровню управления государственный  бюджет подразделяется на федеральный  бюджет и бюджеты субъектов РФ.

      Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик  в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

        Местное самоуправление по Конституции  РФ отделено от государственной  системы управления. Местные бюджеты  - это окружные, городские, районные  бюджеты, бюджеты поселков и  сельских населенных пунктов;  районные бюджеты в городах. 

      Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции  и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного  финансирования территориальных нужд.

        Внебюджетные фонды создаются  на федеральном и территориальном  уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают  в себя Пенсионный фонд, Фонд  социального страхования, Фонд  обязательного медицинского страхования  и Фонд занятости населения. 

      Финансы юридических и физических лиц - это  совокупность экономических отношений  по формированию и использованию  денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для  обеспечения процесса расширенного воспроизводства.

        Финансы юридических лиц делятся  на две группы: финансы коммерческих  и финансы некоммерческих организаций.  В составе финансов физических  лиц можно выделить финансы  предпринимателей, не зарегистрированных  в качестве юридических лиц,  и финансы других физических  лиц. 

      Финансовая  система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.

 

Структура финансовой системы представлена на рис. 1.1.

 

Рис. 1.1. Финансовая система Российской Федерации

 

      Особое  место среди этих органов занимает Министерство финансов РФ, основными  задачами которого являются:

  • совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
  • разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
  • участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • осуществление государственного финансового контроля;
  • методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

      Управление  финансами включает в себя: планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль.

        Управление финансами осуществляется  путем выработки финансовой политики  и претворения ее в жизнь.

        Начальной стадией управления  финансами является составление  финансовых планов, основной формой  которых выступает бюджетирование.  На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

      На  базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета  осуществляется на основе отражения  всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

Оно предусматривает:

  • зачисление доходов на единый счет федерального бюджета;
  • распределение федеральных регулирующих налогов;
  • возврат излишне уплаченных сумм доходов;
  • учет доходов и составление отчетности о доходах.

Финансирование  расходов федерального бюджета включает в себя:

  • разрешение на осуществление платежа;
  • осуществление платежа.

      На  микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

      Необходимость выполнения финансовых планов требует  стимулирования их реализации.

        В условиях рыночной экономики  преобладают экономические методы стимулирования.

        Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции; товарообменные (бартерные) операции; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; цессию, т. е. уступку прав требования; факторинг - покупку специализированной финансовой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию; учет векселей и др.

      Заключительной  стадией процесса управления финансами  является финансовый контроль. Основными  формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий  контроль.

      Финансовый  контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств.

      Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля

 

      . Министерство финансов РФ осуществляет  внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др.

 

1.3. Нормативно-правовое  регулирование финансовых  отношений

      Для раскрытия в полной мере всех видов  финансовых правоотношений необходимо раскрыть саму их сущность, т.е. ответить на вопросы для чего, зачем и  по каким основаниям возникают соответствующие  правоотношения.

      Финансовые  правоотношения – это урегулированные  нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают  как носители юридических прав и  обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию  государственных и муниципальных  денежных фондов и доходов.

Информация о работе Финансы в рыночной экономике