Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа
Основные элементы финансовой системы Финляндии начали складываться еще в XIX веке. В начале 1990 – х Финляндия переживала глубокий кризис: ВВП в 1991 году снизился на 7 %, причем объём промышленного производства в том же году уменьшился на 9 %, частные вложения в основной капитал — на 23 %. Экономический кризис 1990 – х, который Финляндия пережила после распада
ВВЕДЕНИЕ
Анализ финансовой системы Финляндии невозможен без рассмотрения таких вопросов, связанных с функционированием государства, как государственный бюджет, налоги, государственный кредит, государственный долг и т.п.
Основные элементы финансовой системы Финляндии начали складываться еще в XIX веке. В начале 1990 – х Финляндия переживала глубокий кризис: ВВП в 1991 году снизился на 7 %, причем объём промышленного производства в том же году уменьшился на 9 %, частные вложения в основной капитал — на 23 %. Экономический кризис 1990 – х, который Финляндия пережила после распада Советского Союза, финские источники сравнивают с послевоенной ситуацией в экономике. На Советский Союз в то время приходилось 20 % внешней торговли Финляндии и множество договоров о сотрудничестве в строительной и лесной промышленности, в машино – и судостроении. Во время кризиса 1990 – х ВВП Финляндии упал на 13 %, безработица выросла с 3,5 % до 18 %, в строительной промышленности Финляндии в 1994 году безработица достигла пика — 36 %. Вслед за экономическим в Финляндии разразился банковский и жилищный кризис. Цены на жильё, поднимавшиеся в 1980 – е, в начале 1990 – х годов рухнули за пару лет. Во второй половине 1990 – х начался бурный рост экономики. На протяжении семи лет, вплоть до 2000 года, ежегодный прирост ВВП составлял в среднем около 5 %. Причем его главной движущей силой был внутренний спрос и прежде всего частный сектор. Цены на жильё в стране росли вследствие низких процентных ставок и повышения доходов домашних хозяйств в сочетании с сохранявшимся высоким спросом на жилую недвижимость в крупнейших городах. Кроме того, быстро увеличивались объёмы розничной торговли и импорта товаров длительного пользования.
1.ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ФИНЛЯНДИИ
Из – за мирового финансово – экономического кризиса экспортно-ориентированная экономика Финляндии оказалась в глубокой рецессии. Однако, в 2010 г. Финляндия сравнительно быстро выходила из кризиса. Большую роль в этом сыграли меры Правительства по преодолению негативных последствий глобального финансово-экономического спада, которые были во многом аналогичны мерам большинства стран – членов ЕС.
Главными задачами антикризисных
мер Правительства были предупреждение
неконтролируемого роста
Реализуемые антикризисные меры постоянно дополнялись и расширялись в зависимости от ситуации в экономике. Общая сумма государственных расходов на антикризисные меры составила около 1,8 % от ВВП страны (3,0 млрд. евро) в 2009 г. и 1,6 % в 2010 г. (2,8 млрд. евро), что выводит Финляндию по этому показателю на ведущие места среди стран ЕС.
Следствием активных антикризисных
мер в условиях сокращения налогооблагаемой
базы стала растущая нагрузка на общественный
сектор экономики, которая привела
к дефициту консолидированного бюджета
и росту государственного долга.
Объем государственной
В 2010 г. дефицит консолидированного бюджета Финляндии не превысил границу лимита на размер дефицита в 3 % от ВВП, предусмотренную Пактом о стабильности и росте Евросоюза, и составил 2,5 % от ВВП (4,4 млрд. евро), в 2009 г. – 2,6 % от ВВП. Существование дефицита консолидированного бюджета, включающего, помимо бюджета центральных органов государственной власти, бюджеты местных органов власти, а также фонды пенсионного и социального страхования, не характерно для общественных финансов Финляндии в последнее десятилетие. Впервые за последние несколько лет консолидированный бюджет был сформирован и исполнялся с превышением расходов над доходами в 2009 г. Для сравнения, соотношение профицита консолидированного бюджета к ВВП в 2005, 2006, 2007, 2008 гг. составляло 2,7 %, 4,0 % , 5,2 % и 4,2 %, соответственно.
Рисунок 1.1 – Динамика профицита (дефицита) бюджетов центральных и местных органов власти, внебюджетных фондов в 2003 – 2010 годах.
Превышение расходов над совокупными поступлениями в финансовую систему страны в 2010 г. наблюдалось как в сфере финансов органов центральной власти, так и в сфере финансов местных органов власти и социального страхования. В 2010 г. лишь в рамках пенсионной системы удалось обеспечить сбалансированность, однако профицит пенсионного фонда сократился практически на треть по сравнению с докризисным 2008 г. (с 7,8 млрд. евро в 2008 г. до 5,3 млрд. евро в 2010 г.)
Общий объем налоговой нагрузки, включая обязательные платежи во внебюджетные фонды, составил по итогам 2010 г. 42,2 % по отношению к ВВП (в 2009 г. – 43,1%). По этому показателю Финляндия стабильно находится в первой десятке стран – членов ОЭСР с наиболее высоким уровнем налогообложения. Снижение данного показателя с 43,4 % в 2006 г., 42,7 % в 2007 г., 43,0 % в 2008 г., 43,1 % в 2009 г. до 42,2 % в 2010 г. показывает влияние предпринимаемых правительством Финляндии действий по сокращению налогового бремени, необходимых для повышения конкурентоспособности финской экономики. Однако в условиях сокращения налогооблагаемой базы, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом, данные действия привели к снижению поступлений в бюджет.
Совокупные поступления в бюджеты всех уровней составили, по предварительным данным, в 2010 г. 94,8 млрд. евро (в 2008 г. – 98,8 млрд. евро, в 2009 г. – 91,3 млрд. евро). Данный показатель на 4,0 млрд. евро ниже аналогичного за 2008 г. (–4 %). Что касается центральных органов государственной власти, то общий объем доходов повысился по сравнению с 2009 г. на 0,7 млрд. евро до 40,6 млрд. евро, что, однако, на 12,3 % ниже, чем в 2008 г., когда объем поступлений составил 46,3 млрд. евро.
Рисунок 1.2 – Динамика основных индикаторов развития общественных финансов Финляндии в 2003 – 2010 годах и прогноз на 2011 – 2012 годы.
По итогам 2010 г. налоги и сборы составили 81,0% от совокупных поступлений в бюджетную систему страны. Данный показатель в 2010 г. увеличился на 3% (на 2,2 млрд. евро) до 76,0 млрд. евро, но стал на 3,4 млрд. евро меньше, чем в 2008 г. Налоговые доходы центральных органов власти составили 37,2% от всех поступлений, или 34,9 млрд. евро, увеличившись на 0,8 млрд. евро по сравнению с 2009 г., что, в свою очередь, на 4,5 млрд. евро ниже, чем в 2008 г.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета в 2010 г. увеличились по сравнению с 2009 г. на 0,2 млрд. евро до 18,2 млрд. евро (в 2008 г. они составляли 20,0 млрд. евро). Объем неналоговых доходов бюджета центральных органов государственной власти, формирующихся за счет продажи имущества, долей в капитале, доходов от участия в собственности и т.д., достиг в 2010 г. 5,9 млрд. евро, или 6,3 % от общих поступлений в бюджет.
В 2010 г. объем государственных расходов консолидированного бюджета вырос на 3,3 % до 99,2 млрд. евро, или 55,1 % от ВВП (объем государственных расходов консолидированного бюджета по отношению к ВВП составлял в 2007, 2008, 2009 гг. соответственно 47,2 %, 49,3 %, 56,3 %). Увеличение доли расходов к ВВП по отношению к предыдущим периодам объясняется принятыми Правительством решениями по повышению расходов, связанных с реализацией стабилизационных мер и одновременным падением ВВП.
Существующие бюджетные правоотношения в Финляндии предполагают выработку и законодательное утверждение укрупненных среднесрочных бюджетных показателей (т.н. бюджетных лимитов) на весь политический цикл (4 года). Данные показатели позволяют обеспечивать преемственность бюджетных решений, среднесрочность целеполагания и соблюдение жестких бюджетных ограничений на всем протяжении политического цикла.
В 2010 г. 32,7 % доходов государственного бюджета Финляндии формировались за счет поступлений от подоходного налога, налога на прибыль, налога на имущество. Косвенные налоги, включая налог на добавленную стоимость, составили в 2010 г. 24,2 % поступлений в государственный бюджет Финляндии. Объем взносов во внебюджетные фонды, включаемые в консолидированный бюджет Финляндии, равен 25,8 % доходов. 9,2 % в доходах консолидированного бюджета составляют доходы на капитал. 8,0 % приходится на прочие доходы, включая доходы от приватизации.
Наибольший удельный вес в функциональной классификации расходов консолидированного бюджета Финляндии занимают расходы, связанные с социальной политикой и пенсионным обеспечением. На их долю пришлось 37,8 % расходов в 2010 г. Расходы на образование и здравоохранение занимают в структуре расходов консолидированного бюджета 10,9 % и 13,0 % соответственно. Доля общегосударственных расходов, включая расходы по процентам, составила в 2010 г. 12,2 %, доля расходов, связанных с национальной обороной, национальной безопасностью составила 2,8 %, с правоохранительной деятельностью – 2,8 %. Удельный вес расходов по статье национальная экономика составил 8,7 %.
Таблица 1.1 – Ведомственная структура расходов центральных органов государственной власти (млн. евро).
Министерства и ведомства |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Парламент |
106 |
111 |
116 |
122 |
Администрация Президента |
10 |
9 |
12 |
16 |
Правительство (Госсовет) |
198 |
348 |
79 |
79 |
МИД |
972 |
1117 |
1167 |
1186 |
Министерство юстиции |
731 |
772 |
812 |
812 |
МВД |
1063 |
1157 |
1263 |
1419 |
Министерство обороны |
2203 |
2468 |
2788 |
2766 |
Министерство финансов |
6335 |
13223 |
14463 |
16821 |
Министерство образования |
6542 |
5686 |
5978 |
6460 |
Министерство сельского и лесного хозяйства |
2659 |
2748 |
2804 |
2853 |
Министерство транспорта и связи |
1895 |
2174 |
2282 |
2271 |
Министерство занятости и экономики |
2176 |
2257 |
2851 |
3291 |
Министерство здравоохранения и социальной защиты |
12775 |
8861 |
10031 |
11403 |
Министерство окружающей среды |
322 |
346 |
379 |
328 |
Источник: данные Министерства финансов Финляндии
Весной 2010 г. Правительство Финляндии выбрало курс на постепенное прекращение стимулирующих мер по развитию экономики страны и переход к более жесткой финансовой политике. Расходы на антикризисные меры в 2011 г. значительно сократятся и составят около 0,5% от ВВП (0,9 млрд. евро). В первую очередь, происходит отход от временных мер по оживлению экономики, в 2011 г. сокращение расходов на эти нужды превысит 1 млрд. евро. Снижение расходов на борьбу с безработицей составит около 200 млн. евро. В 2011 г. продолжится реализация части мер, принятых в 2009-2010 гг., поскольку данные меры имеют долгосрочный характер, в частности, проекты в сфере развития транспортной инфраструктуры, программы поддержки системы образования и переподготовки кадров.
Одной из первых принятых мер, обозначившей переход к более жесткой финансовой политике, стало увеличение с 1 июля 2010 г. общей ставки НДС на 1% c 22% до 23% (при этом НДС на продукты питания повысился с 12% до 13%, на книги, лекарства, услуги в сфере культуры и спорта – с 8% до 9%, НДС на ресторанные услуги снизился с 22% до 13%), что в 2010 г. позволило обеспечить поступление в бюджет страны дополнительных 220 млн. евро; в 2011 г. ожидается поступление 690 млн. евро.
Еще более радикальные меры были утверждены в бюджете на 2011 г., который был принят 17 декабря 2010 г. Планируется увеличение налоговых сборов на 4,6 млрд. евро до 35,8 млрд. евро (в 2010 г. – 31,2 млрд. евро). Общий объем налоговой нагрузки, включая обязательные платежи во внебюджетные фонды, вырастет с 42,4% к ВВП в 2010 г. до 43,0% от ВВП в 2011 г. и до 43,5% в 2012 г. В результате ужесточающейся финансовой политики темп роста государственной задолженности станет замедляться и составит, согласно прогнозу, в 2011 г. – 9,7%, в 2012 г. – 6,1% (в 2009 г. – 19,1%, в 2010 г. – 14,9%). В 2011 г. государственный долг вырастет на 8,4 млрд. евро до 94,6 миллиардов евро.
Основным нововведением бюджета на 2011 г. является реформа в сфере налогообложения энергоресурсов, в ходе которой произойдет резкое увеличение налогов на различные источники производства энергии, что позволит обеспечить, согласно прогнозу, поступление дополнительных 730 млн. евро доходов в бюджет.
Данная мера введена для компенсации недополученных государством налоговых поступлений в связи с отменой с начала 2010 г. для всех работодателей обязательных выплат в Государственный пенсионный фонд. Повышение налогов на энергоресурсы рассматривается также как альтернатива повышению налога на прибыль и мера по достижению национальных обязательств перед Еврокомиссией по повышению доли возобновляемых источников энергии до 38% к 2020 г.