Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа
Основные элементы финансовой системы Финляндии начали складываться еще в XIX веке. В начале 1990 – х Финляндия переживала глубокий кризис: ВВП в 1991 году снизился на 7 %, причем объём промышленного производства в том же году уменьшился на 9 %, частные вложения в основной капитал — на 23 %. Экономический кризис 1990 – х, который Финляндия пережила после распада
Пенсионная система в
Общий размер пенсии составляет не более 60–66 % от уровня получаемой заработной платы. Минимальная пенсия гарантирована всем (независимо от доходов), но наличие доходной составляющей повышает общую величину пенсионных выплат.
Согласно KELA-2005 (Kansaneläkelaitos – Ведомство
по социальному обеспечению
При расчете пенсии имеют значение и другие факторы, например трудовой стаж, семейное положение, возраст. Одинокие пожилые люди получают в среднем на 50–60 евро в месяц больше, чем семейные. В зависимости от места проживания размер пенсии варьируется в диапазоне плюс–минус 20 евро месяц.
Деньги переводятся на лицевой банковский счет ежемесячно. Популярное сегодня обслуживание граждан через Интернет распространяется и на пенсионные учреждения: в сети можно получить консультацию, найти и распечатать необходимые анкеты и даже подсчитать размер будущей пенсии. Все эти услуги предоставляются также в офисах KELA или Eläketurvakeskus.
4. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ФИНЛЯНДИИ
Уровень налогообложения в Финляндии заметно выше, чем в большинстве других стран. Причем объем налоговых поступлений от населения превышает налоговые выплаты компаний.
Налоговые поступления являются основным источником государственных доходов Финляндии и делятся на две категории:
К примеру, в 2006 году их доли составили 38,1 % и 31,1 % соответственно.
В дополнение к налогам на доходы и капитал и НДС, составляющим 77,2 % доходов центрального бюджета, центральное правительство получает налоговые поступления еще от 14 различных акцизов.
Еще одним важным источником поступлений являются взносы в фонды социального обеспечения, направляемые в ведомство по социальному страхованию, а также платежи в пенсионные фонды компаний пенсионного страхования, равно как в фонды и организации, созданные самими компаниями-работодателями.
В соответствии с Конституцией Финляндии
правом налогообложения обладают правительство,
муниципалитеты (коммуны) и местные
церковные общины. Принципиальные решения
по вопросам налогообложения в Финляндии
принимаются финским
Налоговая администрация (налоговые службы) собирает примерно две трети налогов и сборов, которые передаются бюджетополучателям, осуществляющим государственные функции: центральное правительство, муниципалитеты, ведомство по социальному страхованию, церковные приходы и лесные ассоциации. Кроме налоговой администрации налоги и сборы также администрируются таможенными органами и Агентством транспортной безопасности.
Злостная задолженность
В 2007 году общий объем налоговых
поступлений в финский бюджет
составил около €39,4 млрд., бюджеты
муниципалитетов — €16,5 млрд., фонды
социального обеспечения — €17,
Реестр компаний и организаций Финляндии, то есть юридических лиц, ведет национальная палата патентов и регистрации. А центр регистрации населения ведет реестр населения Финляндии и регулярно передает персональную информацию налоговым органам.
Налоговая администрация ежегодно публикует подробные данные обо всех налогоплательщиках, как физических, так и юридических лицах, которые включают не только данные о месте нахождения налогоплательщика, но и информацию обо всех налогооблагаемых доходах, суммах налогов исчисленных и уплаченных, сведения о просроченной задолженности и т. д.
По сравнению с российской 13 % плоской ставкой в скандинавских странах традиционно очень высокое налоговое бремя для физических лиц.
В Финляндии доходы физических лиц подразделяются на трудовые и капитальные. К трудовым доходам относятся заработная плата, пенсионные и социальные выплаты. Налогами на капитальные доходы облагаются доход от сдачи в аренду, от продажи имущества, дивиденды и прирост капитала. Капитальные и трудовые доходы облагаются налогами по-разному: ставка налога на капитальные доходы фиксированная, тогда как трудовые доходы облагаются налогами по прогрессивной шкале: ставка налога растет по мере роста суммы дохода.
Трудовые доходы облагаются прогрессивным государственным налогом (ставка варьируется от 6,5 % на доходы до €23 200 в год и до 30 % на доходы свыше €68 200 в год), пропорциональным муниципальным налогом (16,5 – 21,5 %, в среднем — 19,17 %) и церковным налогом (1 – 2 %, в среднем — 1,34 %). Резиденты Финляндии также уплачивают взносы по медицинскому страхованию, взносы за здравоохранение (1,19 %) и взносы на суточные пособия (0,82 %). Для муниципальных налогов существует система налогового кредита, что делает их немного "прогрессивными", несмотря на их фиксированную ставку.
Обязательные страховые взносы удерживаются из заработной платы и составляют менее трети от общего объема налогообложения.
Пенсионные взносы и взносы в фонд занятости варьируются в зависимости от возраста работника и обычно составляют 4,7 % и 0,6 % соответственно.
В 2010 году общая доля налогов в усредненном годовом доходе граждан Финляндии в €34 700 составила 29,8 %, включая обязательные страховые взносы.
Кроме налогов и сборов, уплачиваемых работником, существуют обязательные социальные и страховые взносы, уплачиваемые работодателем. Взносы по социальному обеспечению составляют 2,12 % от общего дохода работника. Пенсионные взносы и взносы в фонд занятости зависят от размера компании – работодателя и возраста работника и обычно составляют 18,3 % и 3,2 % от его общего дохода соответственно.
Доходы от дивидендов, сдачи в аренду и прироста капитала облагаются налогом на инвестиционную прибыль по фиксированной ставке 28 %. Часть дивидендов в таком случае может облагаться налогами как трудовые доходы, если активы такой компании совсем незначительны.
Церковный налог собирается приходами, принадлежащими к двум официальным церквям — Евангелика – лютеранской церкви Финляндии и Финской православной церкви, а также двум широко распространенным лютеранским церквям — Германскому приходу в Финляндии и Приходу Олауса Петри для граждан Швеции, проживающих в Финляндии.
Доля налога, уплаченная организациями, составила 7,7 % от общих налоговых поступлений. В Финляндии налогом на прибыль организаций по ставке 26 % облагаются все компании вне зависимости от того, являются ли владельцы резидентами. 26 % налогом на прибыль также облагается прирост капитальной стоимости и арендные доходы.
Налогообложение дивидендов в Финляндии опирается на классическую систему, согласно которой прибыль компании сначала облагается налогом как доход юридического лица, а потом в качестве дивидендов в руках акционеров по соответствующим ставкам. Передача прибыли от филиала в Финляндии в головную организацию за рубежом налогом не облагается. В Финляндии нет налогов на сверхприбыль и альтернативных минимальных налогов.
Система налога на добавленную стоимость
в Финляндии гармонизирована
с законодательством
Стандартная ставка налога на добавленную стоимость установлена на уровне 23 % (по состоянию на июль 2010 года). Существуют две пониженные ставки — 13 % на продукты питания и рестораны и 9 % на транспортные услуги и проживание.
Акцизами облагаются этиловый спирт, алкогольные напитки (пиво, вино, прочие напитки, такие как аперитивы и крепкий алкоголь), безалкогольные напитки (лимонады, соки, минеральная вода), нефтепродукты, табак, сигаретная бумага и прочие сигаретные продукты, уголь, электричество, природный газ, хвойное масло, некоторые смазочные материалы, отходы, а также тара для напитков.
В налоговой системе Финляндии существует большое количество специфических налогов. Например, покупатель недвижимости в Финляндии или финских ценных бумаг должен уплатить передаточный налог со стоимости покупки. Ставка передаточного налога на недвижимость составляет 4 %, а на ценные бумаги — 1,6 %. Налоговой базой при этом является стоимость покупки. Однако сделка с ценными бумагами освобождается от передаточного налога, если передача происходит через фондовую биржу или если и покупатель, и продавец не являются резидентами Финляндии.
Налогом на недвижимость облагается вся недвижимость в Финляндии, за исключением лесов и фермерских угодий. Каждый муниципалитет ежегодно определяет две ставки налога. Налогом по общей ставке (0,5 – 1 %) облагаются земля и недвижимость, не используемая в качестве постоянного места проживания. Ставка для места постоянного проживания — 0,22 – 0,5 % в зависимости от муниципалитета. Также существует налог на незастроенную землю — от 1 до 3 % (если владелец не планирует ни застраивать, ни продавать землю) и специальная налоговая ставка на вторичное жилье.
Кроме рассмотренных в Финляндии существуют налоги на наследование и дарение, разнообразные дорожные и транспортные налоги, налоги на страховые премии, налоги на лотерейные призы, фармацевтические сборы и сборы на спасение моряков. Существует даже налог на собак и налог на почетные титулы, а также много других специфических налогов и сборов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из – за мирового финансово – экономического кризиса экспортно – ориентированная экономика Финляндии оказалась в глубокой рецессии. Однако, в 2010 г. Финляндия сравнительно быстро выходила из кризиса. Большую роль в этом сыграли меры Правительства по преодолению негативных последствий глобального финансово-экономического спада, которые были во многом аналогичны мерам большинства стран – членов ЕС.
Реализуемые антикризисные меры постоянно дополнялись и расширялись в зависимости от ситуации в экономике. Общая сумма государственных расходов на антикризисные меры составила около 1,8 % от ВВП страны (3,0 млрд. евро) в 2009 г. и 1,6 % в 2010 г. (2,8 млрд. евро), что выводит Финляндию по этому показателю на ведущие места среди стран ЕС.
Следствием активных антикризисных
мер в условиях сокращения налогооблагаемой
базы стала растущая нагрузка на общественный
сектор экономики, которая привела
к дефициту консолидированного бюджета
и росту государственного долга.
Объем государственной
По итогам 2010 г. налоги и сборы составили 81,0% от совокупных поступлений в бюджетную систему страны. Данный показатель в 2010 г. увеличился на 3% (на 2,2 млрд. евро) до 76,0 млрд. евро, но стал на 3,4 млрд. евро меньше, чем в 2008 г. Налоговые доходы центральных органов власти составили 37,2% от всех поступлений, или 34,9 млрд. евро, увеличившись на 0,8 млрд. евро по сравнению с 2009 г., что, в свою очередь, на 4,5 млрд. евро ниже, чем в 2008 г.