Финляндия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Основные элементы финансовой системы Финляндии начали складываться еще в XIX веке. В начале 1990 – х Финляндия переживала глубокий кризис: ВВП в 1991 году снизился на 7 %, причем объём промышленного производства в том же году уменьшился на 9 %, частные вложения в основной капитал — на 23 %. Экономический кризис 1990 – х, который Финляндия пережила после распада

Работа состоит из  1 файл

фин.docx

— 71.44 Кб (Скачать документ)

Пенсионная система в Финляндии  состоит из двух дополняющих друг друга составляющих – доходной и  гражданской. Доходная накапливается  с заработной платы, гражданская  гарантирует минимальный доход  и выплачивается тем, у кого доходная пенсия не накопилась либо она недостаточна.

Общий размер пенсии составляет не более 60–66 % от уровня получаемой заработной платы. Минимальная пенсия гарантирована  всем (независимо от доходов), но наличие  доходной составляющей повышает общую  величину пенсионных выплат.

Согласно KELA-2005 (Kansaneläkelaitos – Ведомство  по социальному обеспечению населения), если человек, состоящий в браке, получает доходную пенсию в размере 866 евро в месяц и более, он не имеет  права претендовать на гражданскую. Одинокие пенсионеры, живущие в городе, лишаются гражданской пенсии только в том случае, когда доходная составляющая превышает 1035 евро в месяц. Если доходная пенсия от 46,76 до 866 евро, человек имеет право на частичную гражданскую пенсию. Если же доходная часть менее 46,75 евро, он получает гражданскую пенсию в полном объеме – 428 евро ежемесячно (в зависимости от места жительства и семейного положения эта цифра может увеличиться до 505 евро).

При расчете пенсии имеют значение и другие факторы, например трудовой стаж, семейное положение, возраст. Одинокие пожилые люди получают в среднем  на 50–60 евро в месяц больше, чем  семейные. В зависимости от места  проживания размер пенсии варьируется  в диапазоне плюс–минус 20 евро месяц.

Деньги переводятся на лицевой  банковский счет ежемесячно. Популярное сегодня обслуживание граждан через  Интернет распространяется и на пенсионные учреждения: в сети можно получить консультацию, найти и распечатать  необходимые анкеты и даже подсчитать размер будущей пенсии. Все эти  услуги предоставляются также в  офисах KELA или Eläketurvakeskus.

 

 

 

4. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  ФИНЛЯНДИИ

Уровень налогообложения в Финляндии  заметно выше, чем в большинстве  других стран. Причем объем налоговых  поступлений от населения превышает  налоговые выплаты компаний.

Налоговые поступления являются основным источником государственных доходов  Финляндии и делятся на две  категории:

  • налоги на прибыль,
  • доходы и прирост капитальной стоимости,
  • налоги на товары и услуги.

К примеру, в 2006 году их доли составили 38,1 % и 31,1 % соответственно.

В дополнение к налогам на доходы и капитал и НДС, составляющим 77,2 % доходов центрального бюджета, центральное правительство получает налоговые поступления еще от 14 различных акцизов.

Еще одним важным источником поступлений  являются взносы в фонды социального  обеспечения, направляемые в ведомство  по социальному страхованию, а также  платежи в пенсионные фонды компаний пенсионного страхования, равно  как в фонды и организации, созданные самими компаниями-работодателями.

В соответствии с Конституцией Финляндии  правом налогообложения обладают правительство, муниципалитеты (коммуны) и местные  церковные общины. Принципиальные решения  по вопросам налогообложения в Финляндии  принимаются финским парламентом, в том числе и на основе рекомендаций Европейского союза. Муниципалитеты и  церковные общины самостоятельно устанавливают  ставки некоторых налогов. Кроме  того, некоторые положения налогового законодательства на Аландских островах отличаются от аналогичных законов  во всей остальной Финляндии. Налоговые  законопроекты разрабатываются  министерством финансов и утверждаются в парламенте.

Налоговая администрация (налоговые  службы) собирает примерно две трети  налогов и сборов, которые передаются бюджетополучателям, осуществляющим государственные  функции: центральное правительство, муниципалитеты, ведомство по социальному  страхованию, церковные приходы  и лесные ассоциации. Кроме налоговой  администрации налоги и сборы  также администрируются таможенными  органами и Агентством транспортной безопасности.

Злостная задолженность составляет до 20 % налоговых сборов. Расследование налоговых правонарушений осуществляется органами полиции совместно с налоговой администрацией.

В 2007 году общий объем налоговых  поступлений в финский бюджет составил около €39,4 млрд., бюджеты  муниципалитетов — €16,5 млрд., фонды  социального обеспечения — €17,2 млрд. В денежном исчислении основными  налогами являются налог на доходы (€15,1 млрд.) и НДС (€15 млрд.), поступающие  в государственный бюджет, а также  муниципальный налог на доходы, являющийся основным источником поступлений муниципалитетов.

Реестр компаний и организаций  Финляндии, то есть юридических лиц, ведет национальная палата патентов и регистрации. А центр регистрации  населения ведет реестр населения  Финляндии и регулярно передает персональную информацию налоговым  органам.

Налоговая администрация ежегодно публикует подробные данные обо  всех налогоплательщиках, как физических, так и юридических лицах, которые  включают не только данные о месте  нахождения налогоплательщика, но и  информацию обо всех налогооблагаемых доходах, суммах налогов исчисленных  и уплаченных, сведения о просроченной задолженности и т. д.

По сравнению с российской 13 % плоской ставкой в скандинавских странах традиционно очень высокое налоговое бремя для физических лиц.

В Финляндии доходы физических лиц  подразделяются на трудовые и капитальные. К трудовым доходам относятся  заработная плата, пенсионные и социальные выплаты. Налогами на капитальные доходы облагаются доход от сдачи в аренду, от продажи имущества, дивиденды  и прирост капитала. Капитальные  и трудовые доходы облагаются налогами по-разному: ставка налога на капитальные доходы фиксированная, тогда как трудовые доходы облагаются налогами по прогрессивной шкале: ставка налога растет по мере роста суммы дохода.

Трудовые доходы облагаются прогрессивным  государственным налогом (ставка варьируется  от 6,5 % на доходы до €23 200 в год и до 30 % на доходы свыше €68 200 в год), пропорциональным муниципальным налогом (16,5 – 21,5 %, в среднем — 19,17 %) и церковным налогом (1 – 2 %, в среднем — 1,34 %). Резиденты Финляндии также уплачивают взносы по медицинскому страхованию, взносы за здравоохранение (1,19 %) и взносы на суточные пособия (0,82 %). Для муниципальных налогов существует система налогового кредита, что делает их немного "прогрессивными", несмотря на их фиксированную ставку.

Обязательные страховые взносы удерживаются из заработной платы и  составляют менее трети от общего объема налогообложения.

Пенсионные взносы и взносы в  фонд занятости варьируются в  зависимости от возраста работника  и обычно составляют 4,7 % и 0,6 % соответственно.

В 2010 году общая доля налогов в  усредненном годовом доходе граждан  Финляндии в €34 700 составила 29,8 %, включая обязательные страховые взносы.

Кроме налогов и сборов, уплачиваемых работником, существуют обязательные социальные и страховые взносы, уплачиваемые работодателем. Взносы по социальному  обеспечению составляют 2,12 % от общего дохода работника. Пенсионные взносы и взносы в фонд занятости зависят от размера компании – работодателя и возраста работника и обычно составляют 18,3 % и 3,2 % от его общего дохода соответственно.

Доходы от дивидендов, сдачи в  аренду и прироста капитала облагаются налогом на инвестиционную прибыль  по фиксированной ставке 28 %. Часть дивидендов в таком случае может облагаться налогами как трудовые доходы, если активы такой компании совсем незначительны.

Церковный налог собирается приходами, принадлежащими к двум официальным церквям — Евангелика – лютеранской церкви Финляндии и Финской православной церкви, а также двум широко распространенным лютеранским церквям — Германскому приходу в Финляндии и Приходу Олауса Петри для граждан Швеции, проживающих в Финляндии.

Доля налога, уплаченная организациями, составила 7,7 % от общих налоговых поступлений. В Финляндии налогом на прибыль организаций по ставке 26 % облагаются все компании вне зависимости от того, являются ли владельцы резидентами. 26 % налогом на прибыль также облагается прирост капитальной стоимости и арендные доходы.

Налогообложение дивидендов в Финляндии  опирается на классическую систему, согласно которой прибыль компании сначала облагается налогом как  доход юридического лица, а потом  в качестве дивидендов в руках  акционеров по соответствующим ставкам. Передача прибыли от филиала в  Финляндии в головную организацию  за рубежом налогом не облагается. В Финляндии нет налогов на сверхприбыль и альтернативных минимальных  налогов.

Система налога на добавленную стоимость  в Финляндии гармонизирована  с законодательством Европейского союза. Все стороны, участвующие  в процессе коммерческой торговли товарами и услугами в Финляндии (как юридические, так и физические лица), подлежат обложению НДС. На практике НДС облагаются все операции продажи товаров и услуг, импорт, внутриевропейское потребление товаров вне зависимости от рода деятельности, если обратное не указано в соответствующих законах об НДС.

Стандартная ставка налога на добавленную  стоимость установлена на уровне 23 % (по состоянию на июль 2010 года). Существуют две пониженные ставки — 13 % на продукты питания и рестораны и 9 % на транспортные услуги и проживание.

Акцизами облагаются этиловый спирт, алкогольные напитки (пиво, вино, прочие напитки, такие как аперитивы  и крепкий алкоголь), безалкогольные напитки (лимонады, соки, минеральная  вода), нефтепродукты, табак, сигаретная бумага и прочие сигаретные продукты, уголь, электричество, природный газ, хвойное масло, некоторые смазочные  материалы, отходы, а также тара для  напитков.

В налоговой системе Финляндии  существует большое количество специфических  налогов. Например, покупатель недвижимости в Финляндии или финских ценных бумаг должен уплатить передаточный налог со стоимости покупки. Ставка передаточного налога на недвижимость составляет 4 %, а на ценные бумаги — 1,6 %. Налоговой базой при этом является стоимость покупки. Однако сделка с ценными бумагами освобождается от передаточного налога, если передача происходит через фондовую биржу или если и покупатель, и продавец не являются резидентами Финляндии.

Налогом на недвижимость облагается вся недвижимость в Финляндии, за исключением лесов и фермерских угодий. Каждый муниципалитет ежегодно определяет две ставки налога. Налогом по общей ставке (0,5 – 1 %) облагаются земля и недвижимость, не используемая в качестве постоянного места проживания. Ставка для места постоянного проживания — 0,22 – 0,5 % в зависимости от муниципалитета. Также существует налог на незастроенную землю — от 1 до 3 % (если владелец не планирует ни застраивать, ни продавать землю) и специальная налоговая ставка на вторичное жилье.

Кроме рассмотренных в Финляндии  существуют налоги на наследование и  дарение, разнообразные дорожные и  транспортные налоги, налоги на страховые  премии, налоги на лотерейные призы, фармацевтические сборы и сборы на спасение моряков. Существует даже налог на собак и  налог на почетные титулы, а также  много других специфических налогов  и сборов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из – за мирового финансово  – экономического кризиса экспортно – ориентированная экономика Финляндии оказалась в глубокой рецессии. Однако, в 2010 г. Финляндия сравнительно быстро выходила из кризиса. Большую роль в этом сыграли меры Правительства по преодолению негативных последствий глобального финансово-экономического спада, которые были во многом аналогичны мерам большинства стран – членов ЕС.

Реализуемые антикризисные  меры постоянно дополнялись и  расширялись в зависимости от ситуации в экономике. Общая сумма  государственных расходов на антикризисные  меры составила около 1,8 % от ВВП страны (3,0 млрд. евро) в 2009 г. и 1,6 % в 2010 г. (2,8 млрд. евро), что выводит Финляндию по этому показателю на ведущие места  среди стран ЕС.

Следствием активных антикризисных  мер в условиях сокращения налогооблагаемой базы стала растущая нагрузка на общественный сектор экономики, которая привела  к дефициту консолидированного бюджета  и росту государственного долга. Объем государственной задолженности  в 2010 г. составил 48,4 % от ВВП по сравнению  с 43,8 % в 2009 г. и 34,2 % в 2008 г. В абсолютном выражении государственный долг Финляндии превысил 87,2 млрд. евро. Общий  объем налоговой нагрузки, включая  обязательные платежи во внебюджетные фонды, составил по итогам 2010 г. 42,2 % по отношению к ВВП (в 2009 г. – 43,1%). По этому показателю Финляндия стабильно находится в первой десятке стран – членов ОЭСР с наиболее высоким уровнем налогообложения. Снижение  данного показателя с 43,4 % в 2006 г., 42,7 % в 2007 г., 43,0 % в 2008 г., 43,1 % в 2009 г. до 42,2 % в 2010 г. показывает влияние предпринимаемых правительством Финляндии действий по сокращению налогового бремени, необходимых для повышения конкурентоспособности финской экономики. Однако в условиях сокращения налогооблагаемой базы, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом, данные действия привели к снижению поступлений в бюджет.

По итогам 2010 г. налоги и сборы составили 81,0% от совокупных поступлений в бюджетную систему страны. Данный показатель в 2010 г. увеличился на 3% (на 2,2 млрд. евро) до 76,0 млрд. евро, но стал на 3,4 млрд. евро меньше, чем в 2008 г. Налоговые доходы центральных органов власти составили 37,2% от всех поступлений, или 34,9 млрд. евро, увеличившись на 0,8 млрд. евро по сравнению с 2009 г., что, в свою очередь, на 4,5 млрд. евро ниже, чем в 2008 г.

Информация о работе Финляндия