Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:16, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение социальной ответственности бизнеса в современном мире.
Задачами работы можно считать следующее:
анализ теоретических основ исследования социальной ответственности бизнеса;
изучение социальной активности предприятий как формы реализации социальной ответственности бизнеса.
Введение………………………………………………………………………….3
3. Роль государства в процессе становления бизнеса на путь социальной ответственности…………………………………………..…………………………..24
4. Заключение…………………………………………………………………………29
5. Литература………
В современных условиях развития экономики и социальной сферы России наиболее прагматичной формой осуществления корпоративной социальной ответственности предприятий являются социальные инвестиции. Анализ последних тенденций участия российского бизнеса в жизни общества показывает, что в стране происходит переход от традиционной, исторически заложенной еще в дореволюционный период благотворительности к социальному инвестированию.
Важно подчеркнуть, что с точки зрения информационной открытости социальных программ компаний, - Россия в настоящее время находится в состоянии переходного периода. С одной стороны, многие крупные компании России Лукойл, ОАО "Газпром" уже реально раскрывают полную информацию, касающуюся их социальных программ, с другой подавляющее большинство предприятий пока готовы, в лучшем случае, даже на частичное раскрытие соответствующей информации.
Подобное положение вещей имеет глубокие социально-экономические корни. Решения компаний о раскрытии информации, касающейся их социальных программ, формируются под воздействием двух групп факторов. Первая группа объединяет потенциальные угрозы и конфликты, которые возникают для компании в результате раскрытия информации об истинном масштабе ее социальной деятельности. Вторая группа объединяет те внешние условия, которые способствуют раскрытию информации о социальных программах компании.
Исследования показывают, что среди факторов, которые препятствуют раскрытию информации о социальных инвестициях, можно выделить следующие:
1. Конфликт между менеджерами и инвесторами (собственникоми) компании. Политика расширения социальных программ, проводимая менеджерами, способствует росту стратегической эффективности компании, одновременно уменьшает текущие доходы (дивиденды) акционеров (собственников) компании. Соответственно, раскрытие информации о социальных инвестициях инициирует во многих случаях требование акционеров об их сокращении. Кроме того, расширение социальных инвестиций, являющихся прямым вычетом из производственных инвестиций, снижает экономическую эффективность компании текущей производственной деятельности и тем самым инициирует недовольство инвесторов.
2. Конфликт между производителем и потребителем. Все социальные инвестиции, идущие преимущественно на поддержку работников компании, включаются в цену продукции и, в конечном счете, оплачиваются потребителем. Переход к открытости социальных программ активизирует требования потребителей о снижении цен на продукцию компании за счет сокращения внутрикорпоративных социальных программ.
3. Конфликт между компанией и фискальными органами государства. Иногда социальные программы финансируются не из чистой прибыли компании и даже включаются в состав себестоимости. В этом случае раскрытие информации о значительных объемах социальных инвестиций стимулирует повышенный интерес налоговых органов, выступающих с требованием более тщательной проверки деятельности компании. Кроме того, обнародование социальных программ воспринимается государством и общественностью в качестве косвенного свидетельства о наличии у компании сверхприбылей и финансовых резервов, что подталкивает государство к изменению институциональных правил игры в сторону увеличения налоговой нагрузки, ужесточения налоговой дисциплины и усиления контроля за деятельностью компании.
4. Конфликт между работниками компании и слоями населения с низкими доходами. Заработки и социальный пакет работников успешно работающей компании резко контрастируют с более низкими доходами работников других предприятий и бюджетной сферы. Обнародование широких социальных программ ведет к росту недовольства бедных слоев населения» усиливает социальное напряжение, а иногда вызывает социальные конфликты в самых разнообразных формах.
5. Конфликт между группами получателей и распределителей социальных инвестиций. Данный вид конфликта имеет несколько разновидностей; так, конфликт между топ-менеджерами и рядовыми работниками компании, когда высший управленческий состав компаний получает всевозможные коммерческие бонусы по каналу социальных программ, доступ к которым для рядовых работников почти полностью закрыт. Соответственно, раскрытие подобной информации ведет к нарастанию недовольства среди персонала компании и стимулирует внутрифирменные конфликты.
Конфликт между распределителями и получателями социальных инвестиций (преимущественно из-за их нецелевого расходования). Раскрытие всей информации о социальных инвестициях может привести к тому, что выявляется несоответствие между реально полученными и декларированными компанией социальными пакетами. Выявленная таким образом «недостача» социальных инвестиций может вести к недовольству со стороны лиц, недополучивших продекларированные социальные бонусы.
Конфликт между группами получателей социальных инвестиций, когда социальные программы компаний сильно дифференцированы по группам получателей, в том числе по социальным группам и регионам страны. Раскрытие системы дифференцированных социальных бонусов стимулирует борьбу их получателей за «справедливость» не только с распределителем социальных инвестиции, но и между собой.
6. Конфликт между компанией, властями и общественностью. В ряде случаев канал социальных инвестиций используется в качестве механизма неформального взаимодействия руководства компании и представителей власти. Обнародование фактов скрытой коррупции, закамуфлированной под социальные инвестиции, дискредитирует как коррумпированную власть, так и компанию, способствующую коррупции. Непосредственным итогом раскрытия подобной информации может стать вмешательство правоохранительных органов в деятельность компании.
Следует отметить, что хотя информационная прозрачность компаний далека от идеальной, все же и недооценивать достигнутый уровень нельзя. Несмотря на множество неблагоприятных факторов, препятствующих информационной открытости компаний, их влияние явно переоценивается. Практика показывает, что фактически сдвиг в сторону раскрытия российским бизнесом своих социальных программ в цивилизованном формате уже произошел и в большинстве компаний уже имеются механизмы и организационные структуры, позволяющие переходить к раскрытию социальной информации.
Все
перечисленные недостатки в информационной
открытости российских компаний вскрывают
несовершенство нынешней модели взаимодействия
бизнеса, общества и государства. Тем не
менее, существующие проблемы измерения
социальных инвестиций не снимают общественную
потребность в развитии практических
инструментов таких измерений.
Для того, чтобы объективно оценить масштабы, динамику и тенденции такого явления как социальные инвестиции, необходима количественная оценка соответствующих экономических индикаторов. Методологически данная проблема решается на основе построения так называемого индекса социальных инвестиций.
Для формирования системной картины в сфере социальных инвестиций, осуществляемых российскими компаниями, целесообразно рассматривать социальное инвестирование в двух взаимосвязанных аспектах: количественном и качественном.
Количественный аспект предполагает осуществление непосредственной оценки финансовых затрат российских компаний на социальные программы и инициативы. Характеристикой данного аспекта может служить количественный индекс социальных инвестиций, включая его подиндексы. Данные индикаторы предполагают диагностику как абсолютной, так и относительной величины денежных сумм, выделяемых компаниями на социальные программы.
Качественный аспект связан с оценкой степени полноты и комплексности процесса социальных инвестиций. Характеристика данного аспекта осуществляется при помощи качественного индекса социальных инвестиций. Фактически данный индекс позволяет определить степень диверсификации социальных инвестиций, уровень организационной поддержки и информационного обеспечения социальной деятельности компаний.
Количественная и качественная оценки социальной активности компаний позволяют не только обрисовать общие контуры сферы социальных инвестиций, но и получить содержательные выводы о характере взаимодействия российского бизнеса, государства и общества. При этом следует особо отметить, что разработанная методика оценки социальных инвестиций направлена на формирование объективных представлений о социальном «фоне» российского бизнеса.
С
учетом специфики состояния
В настоящее время не существует единых стандартов для оценки степени полноты и комплексности инвестиционного процесса социальных программ. В проведенном исследовании использовались три группы критериев качественной оценки социальных инвестиций, базирующиеся на 12 показателях, наиболее адекватно характеризующих нынешний этап развития российских компаний.
1-я
группа — институциональное
2-я
группа — система учета
3-я
группа — комплексность
На основе сформулированных направлений 3-й группы формируется критерий максимального разнообразия социальной политики предприятий, так как концентрация социальных инвестиций на 1-2 направлениях ведет к диспропорциям в развитии всей социально-экономической системы.
3. Роль государства в процессе становления бизнеса на путь социальной ответственности.
Мероприятия
по решению социальных проблем способны
консолидировать усилия самых различных
сил – как политической, так
и экономической
То есть бизнес в этом вопросе – естественный партнер и помощник государства.
Под
социальной ответственностью бизнеса
во всем мире понимаются как программы,
предназначенные для
Информация о работе Фирма и общество: социальная ответственность бизнеса в современном мире