Фискальная политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:13, курсовая работа

Описание

Основной задачей хозяйственной политики представители теории предложения считают определение оптимальных ставок налогообложения и налоговых льгот и выплат. Снижение налогов рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономический рост и борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать большие доходы, окажет стимулирующее влияние на рост производства и увеличит покрытие денежной массы товарами.

Работа состоит из  1 файл

курсовая (1).docx

— 85.94 Кб (Скачать документ)

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку  НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении  объема продаж налоговые поступления  от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления  от косвенных налогов. Экономика  автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая  сумма их выплат увеличивается при  спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются  при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для  того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти  пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата  способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при  буме оказывает сдерживающее влияние  на экономику.

В развитых странах экономика  на 2/3 регулируется с помощью дискреционной  фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Основными целями фискальной политики являются:

1. ликвидация безработицы;

2. борьба с инфляцией;

3. стабилизация экономического  развития;

4. антициклическое регулирование  экономики;

5. стимулирование экономического  роста;

6. достижение внешнеторговой  сбалансированности.

1.3.Влияние фискальной политики:

А)На совокупный спрос

Основными параметрами фискальной политики являются государственные  закупки (обозн. G), налоги (обозн. Tx) и  трансферты (обозн. Tr). Разница между  налогами и трансфертами называется чистыми налогами (обозн. T). Все данные переменные включены в состав совокупного спроса (обозн. AD):

Потребительские расходы (C) делятся на две группы: автономные от размера доходов домохозяйств и составляющие определенную долю от располагаемого дохода (Yd). Последние  зависят от предельной нормы к  потреблению (обозн. mpc), то есть на сколько  увеличиваются расходы с каждой дополнительной единицы дохода. Таким  образом,

, где

Одновременно, располагаемый  доход является разницей между совокупным выпуском и чистыми налогами:

Из этого следует, что  налоги, трансферты и государственные  закупки являются переменными совокупного спроса:

Следовательно, очевидно, что при  изменении любого параметра фискальной политики изменяется вся функция  совокупного спроса. Влияние данных инструментов также можно выразить с помощью экономических мультипликаторов.

Б)На совокупное предложение

Предложение всех товаров  и услуг обеспечивают фирмы, важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют  на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные  затраты на единицу продукции, что  заставляет их сократить предложение  своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку  они могут увеличить предложение  предоставляемых ими услуг. Когда  большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой  экономики. Таким образом, государство  может влиять на состояние экономики  с помощью правильного введения налогов и трансфертов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ЕЕ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.

К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой  на бумаге и фискальной политикой  на практике. Поэтому совершенно необходимо рассмотреть специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство при реализации своей фискальной политики.

2.1.Временные проблемы.

1. Разрыв восприятия. Под  разрывом восприятия подразумевается  промежуток времени между началом  спада или инфляции и тем  моментом, когда происходит осознание  этих явлений. Исключительно трудно  точно предсказать будущий характер  экономический характер экономической  активности. Хотя такие инструменты  экономического прогнозирования,  как индекс опережающих показателей,  дают представление о направлении  развития экономики, порой проходит 4-6 месяцев, пока инфляция или  спад, набиравшие силу в этот  период, проявятся в соответствующей  статистике и будут осознаны.

2. Административный разрыв. Обычно значительный промежуток  времени отделяет момент, когда  происходит понимание необходимости  фискальных мер, от того момента,  когда эти меры на самом  деле принимаются. У правительства  иногда уходит так много времени  на корректировку фискальной  политики, что экономической ситуация  успевает полностью измениться  и предлагаемые меры становятся  совершенно неподходящими.

3. Функциональный разрыв. Кроме того, существуют также  разрыв между тем моментом, когда  правительство принимает решение  о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать  воздействие на производство, занятость  или уровень цен. Если ставки  налогов можно изменить довольно  быстро, то фактическое осуществление  государственных расходов на  общественные работы требует  длительного планирования и еще  более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов. Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.

2.2.Эффект вытеснения.

Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

Предположим, что экономика находится в состоянии спада и правительство прибегает к дискреционным фискальным мерам, увеличивая государственные расходы. Для этого правительство выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентную ставку, то есть цену за заимствование денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентной ставке, некоторые инвестиции будут отвергнуты, или вытеснены.

Хотя лишь немногие подвергают сомнению описанную логическую схему, но масштабы эффекта вытеснения остаются предметом оживленных дискуссий. Например, некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно такой позиции состоит в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением государственных расходов, могут улучшить ожидания будущих прибылей у предпринимателей, что является важной детерминантой инвестиционных расходов. А значит, инвестиционные расходы не обязательно сократятся - они могут даже увеличиться, хотя ставка процента возрастет.

Правительственные органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить предложение денег в достаточной степени, чтобы покрыть вызванный дефицитом дополнительный спрос на деньги. В этом случае равновесная процентная ставка не должна измениться и эффект вытеснения будет нулевым.

 

2.3.Компенсирующие сбережения.

Некоторые экономисты выдвигают  такую теорию: расходы дефицитного  бюджета покрываются равновеликим увеличением частных сбережений. Люди якобы знают, что сегодняшние дефицитные расходы в конечном счете обернутся повышением налогов для них самих или их наследников. Поэтому они увеличивают свои сбережения (сокращают текущее потребление) в преддверии этих более высоких налогов. Бюджетный дефицит –государственное расходование сбережений - вызовет увеличение частных сбережений. Эта концепция, впервые выдвинутая английским экономистом Давидом Рикардо в начале XIX в., называется теоремой эквивалентности Рикардо. Говоря более формализованным языком, это теорема гласит, что финансирование дефицита за счет заимствований оказывает такое же ограниченное влияние на ВВП, как и финансирование, путем повышения существующих налогов.

2.4. Инфляция и :

А) Совокупное предложение .Наши рассуждения о сложностях и недостатках фискальной политики до сих пор были связаны исключительно со спросом. Теперь обратимся к проблемам предложения. При восходящей кривой совокупного предложения потенциальное воздействие стимулирующей фискальной политики на реальный объем производства и занятость в какой-то степени может быть ослаблено инфляцией.

Б)Эффекта вытеснения. Рассмотрим воздействие вытеснения и инфляции на фискальную политику . Предположим, что безинфляционный реальный ВВП при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов составляет 515 млрд. руб. Уровень цен остается неизменным вплоть до точки полного использования производственных возможностей и ресурсов. Когда экономика достигает этой точки, основное значение на кривой приобретает вертикальный отрезок, и потому дальнейшее повышение совокупного спроса будет чисто инфляционным.

Начнем с совокупного  спроса на уровне ,который дает нам равновесный реальный объем производства 495 млрд. руб. Теперь предположим, что правительство принимает фискальные меры, ориентированные на экономический рост, которые приводят к сдвигу кривой совокупного спроса вправо на 20 млрд. руб.  Таким образом, экономика достигает безинфляционного уровня ВВП, созданного при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов, который равен 515 млрд. руб. Из предшествующих рассуждений о дискреционной фискальной политике известно, что увеличение государственных расходов на 5 млрд. руб. или сокращение налогов на 6,67 млрд. руб. приведет к такому значительному росту. Если нет никаких перевешивающих или осложняющих факторов, то благодаря такой стимулирующей фискальной политике в чистом виде экономика будет двигаться от спада к уровню производства при максимальном использовании ресурсов и возможностей и значительному увеличению занятости.

 

2.5.Фискальная политика в открытой экономике.

Дополнительные сложности  осуществления фискальной политики возникают, когда экономика представляет собой часть мировой экономики, т.е. открытая экономика.

Известно, что события  и меры экономической политики, предпринимаемые  за рубежом, влияют на чистый экспорт  и экономику. В этой связи можно  быть подверженными действию непредвиденных международных шоков совокупного  спроса, которые могут сократить  ЧНП и обесценить мероприятия  фискальной политики. Вопрос состоит  в том, что все возрастающее участие  в мировой экономике приносит с собой сложности международной  взаимозависимости наряду с преимуществами участия в специализации и  торговле. Примером может служить  эффект чистого экспорта, который  действует через международную  торговлю, подрывая эффективность фискальной политики. Суть в следующем: сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию  увеличивать чистый экспорт. И наоборот: стимулирующая фискальная политика может повысить уровень внутренних ставок и в конечном счете сократить  чистый экспорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ  В УКРАИНЕ

2.1. Бизнес - циклы в макроэкономике

При любой экономической  системе можно выделить циклические  колебания: подъемы и спады в  экономике, вызванные шоками совокупного  спроса и совокупного предложения  и называемые бизнес - циклами, экономическими или деловыми циклами. Фазами бизнес -  циклов являются подъем, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Наиболее глубокую рецессию называют депрессией.

 Абстрактное изображение  бизнес- циклов в экономике нередко такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны. Существуют разные по периоду, частоте и размеру циклы деловой активности. Обнаружены и изучены циклы, длящиеся, в среднем, 3-4 года и называемые циклами Китчина. Бизнес- циклы, период которых составляет примерно от семи до одиннадцати лет, являются циклами Жюгляра. Такие циклы, длятся 15-20 лет, в то время как долгосрочные циклы или так называемые циклы Кондратьева — от 45 до 60 лет.(рисунок 2)

Причины таких циклов могут  быть самыми разными: от войн, революций, технологического процесса и поведения  инвесторов до, например, количества магнитных  бурь за год и рациональности макроэкономических агентов. В общем, такое нестабильное поведение экономики объясняется  постоянным дисбалансом между совокупными  спросом и предложением, общими расходами  и объёмами производства. Теория бизнес- циклов приобрела большую популярность благодаря американскому экономисту Уильяму Нордхаусу. Большой вклад в развитие теории деловых циклов внесли такие люди, как Роберт Лукас, норвежский экономист Финн Кидланд, американец Эдвард Прескотт и австро-американский экономист, социолог и историк Йозеф Шумпетер.

Природа и характер экономических  циклов напрямую контактируют с основными  проблемами макроэкономики: инфляцией  и безработицей. Перегрев экономики, то есть состояние, когда страна находится  на пике своих экономических возможностей, нередко вызывает высокие темпы  инфляции, то есть стремительный рост или «вздутие» цен. Продолжительная  рецессия, в свою очередь, грозит появлением значительного уровня циклической  безработицы. Это означает, что сокращают  количество рабочей силы сами работодатели, как правило, из-за высоких издержек на заработные платы во время снижения деловой активности в экономике.

Как правило, политика государства  зависит от состояния экономики  данной страны, то есть от того, на какой  фазе цикла находится страна: подъеме  или рецессии. Если страна находится  в рецессии, то власти проводят стимулирующую  экономическую политику, чтобы вывести  страну из дна. Если страна испытывает подъем, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране. Экономическая  теория выделяет два вида экономической  политики, которую может проводить государство.

Информация о работе Фискальная политика Украины