Фискальная политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:13, курсовая работа

Описание

Основной задачей хозяйственной политики представители теории предложения считают определение оптимальных ставок налогообложения и налоговых льгот и выплат. Снижение налогов рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономический рост и борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать большие доходы, окажет стимулирующее влияние на рост производства и увеличит покрытие денежной массы товарами.

Работа состоит из  1 файл

курсовая (1).docx

— 85.94 Кб (Скачать документ)

Анализируя современную  ситуацию в Украине , можно прийти к выводу о сохранении некоторых тенденций кондратьевских волн. Несмотря на общее ускорение жизни, связанное прежде всего с внедрением новых средств связи и глобальной информатизацией, наследие индустриального общества, для которого и характерны подобные волны, еще достаточно велико. Поэтому возможность даже долгосрочного прогноза остается высокой, несмотря на влияние многих регулирующих организаций (МВФ, ООН и др.) и всеобщую глобализацию и усиление роли отдельных стран. Прогноз на ближайшие несколько лет можно сформулировать так: сохранение и развитие сегодняшней ситуации. Снижение фондовой активности; банкротство ряда крупных компаний; развитие новых технологий, активное внедрение которых будет происходить после 2015 года (скорее всего в области генетики и медицины); преимущество получат небольшие компании, способные быстро перестраиваться под действием конъюнктуры рынка. Помните, однако, что экономические тенденции подобны марксизму - правильно, но не догма.

3.2.Финансирование дефицитов и ликвидация избытков

 Влияние бюджетного  дефицита на экономический рост  зависит от источников его  финансирования. А дефляционное  воздействие бюджетного избытка зависит от того, как им распорядится правительство.

Займы или выпуск новых  денег. Существуют два различных способа, которыми правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег для его кредиторов. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае разным.

1. Заимствование. Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за привлечение финансовых средств. Этот дополнительный спрос на финансы вызовет рост равновесного уровня процентной ставки. Величина инвестиционных расходов обратно пропорциональна ставке процента. Следовательно, правительственное заимствование, способствуя повышению уровня процентной ставки, может «вытеснить» с рынка часть расходов частных инвесторов и чувствительных к уровню процента потребительских расходов.

2. Создание денег. Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, вытеснения частных инвестиций можно избежать. Расходы Украины могут возрастать, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Создание новых денег представляет собой более благоприятный для экономического роста способ финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

3.3.Погашение долга или бездействующий бюджетный избыток.

 Вызванная избыточным  спросом инфляция требует со стороны правительства таких фискальных мер, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект подобного излишка зависит от того, как правительство им распорядится.

  1. Погашение долга. Правительству приходится использовать излишек бюджетных средств для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие такого излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство направляет свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая тем самым снижение процентной ставки и стимулируя инвестиции и потребление.

  2. Изъятие из обращения. С другой стороны, правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка, просто аккумулируя эти избыточные средства в своих руках и исключив любое их дальнейшее использование. Изъятие избытка из обращения означает, что правительство «урезает» общую покупательную способность экономики и до некоторой степени сдерживает ее. Если избыточные налоговые поступления не вливаются обратно в экономику, то тем самым исключается возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка. Таким образом, эти избыточные средства ни при каких обстоятельствах не смогут оказать инфляционное давление на экономику и ослабить дефляционное воздействие бюджетного избытка как такового. Следовательно, мы можем заключить, что полное изъятие из обращения бюджетного избытка представляет собой более сдерживающую меру по сравнению с использованием этих средств для погашения государственного долга.

3.4Фискальная политика  в Украине.

Реформирование бюджетной  и налоговой систем в Украине проводится в сложных условиях трансформации собственности и становления национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, переводом оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведением крупных мер по социальной защите населения и т.д.

Переход к рыночной экономике  изменил и структуру доходной части государственного бюджета, которая  в значительной мере формируется  за счет налоговых поступлений. Поэтому  главное значение в осуществлении  фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.

Трудности в ее осуществлении состоят в том, что эволюция налоговой системы Украины развивалась долгое время не в соответствии с теми тенденциями, которые характерны экономике развитых рыночных стран.

В современных условиях наметились основные вехи реформирования украинской налоговой системы. Для переходного периода становится важной разработка концепции повышения стимулирующей функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.

Стратегия усиления стимулирующей  функции налогообложения и количественного  увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение. В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного и  территориального управления, реализуемые  в логической последовательности.

К этим мерам относятся:

- обеспечение стабильного  налогового законодательства, недопустимость  любых изменений в налоговой  схеме в течение всего хозяйственного  года. Более того, предполагается  продолжительный по горизонту  мораторий на внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;

- отказ от неоправданной множественности налогов;

- устранение имеющейся  дискриминации в дифференциации  налогоплательщиков в зависимости  от форм собственности;

- установление низких  налогов на производителей и  «удешевление» кредита;

- усиление целенаправленности  налоговой системы. В условиях  спада производства важно поставить  в привилегированное положение  предприятия (фирмы), реально увеличивающие  объемы производства и осуществляющие  инвестирование средств в его  рост. Сделать это можно разными  способами, например, освободив от  налогов часть прибыли, полученной  от увеличения объема реализации  в сопоставимых ценах. 

- придание действенного  и конкретного характера налоговым  льготам, которые теперь в большинстве  носят декларативный и показной  характер, в результате чего теряют  стимулирующее значение. Вновь создаваемым  или реконструированным предприятиям  необходимо предоставлять льготы  с момента не их регистрации,  а получения первой прибыли.

Как показывает мировой опыт развитых стран, современная налоговая  система должна стимулировать научно-технический  прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В тоже время она должна подавлять  такие негативные тенденции, как  монополизм, рост издержек, спекулятивная  активность, инфляция.

Такова общая концепция  перестройки налоговой системы  переходной экономики в направлении  безусловного экономического роста  при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в  бюджет.

В итоге экономическая  динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений  в бюджет и направлений бюджетных  ассигнований на инвестирование средств  в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются  прямые и обратные связи по регулированию  и поддержанию макроэкономического  равновесия совокупного спроса и  совокупного предложения.

Изменение налоговых ставок незамедлительно сказывается на мотивации экономических собственников. Претензии государства на чрезмерную долю конечного продукта могут не только ослабить, но и подорвать  мотивацию экономических агентов  к хозяйственной деятельности вообще. Налоги представляют собой субъективное «вторжение» в реальные процессы трансформации собственности, ускоряя  либо замедляя «способ работы над  продуктом». Так высокие налоговые  ставки с началом либеральных  реформ в Украине объективно не позволили должным образом развиться малому бизнесу, да и крупные предприятия испытывали экономический «дискомфорт» от проводимой государством воинствующей фискальной рестрикции.

Названная фискальная рестрикция стала одной из веских причин возникновения  и бурного развития в нелегальных хозяйственных структур. Именно это можно наблюдать в современной украинской экономике, где сниженные налоговые ставки не дали ожидаемого результата и не вывели из «тени» большинство хозяйственных структур.

Скрытые формы присвоения благ оказывают обратное влияние  на фискальную политику государства, замедляя либо ускоряя принятие соответствующих  решений. Например, современная преимущественно  экспансионистская, фискальная политика российского государства в немалой  степени явилась закономерным следствием массового ухода от налогов, вызванного в свое время фискальной рестрикцией. И хотя ожидаемых результатов  сниженные налоговые ставки не дали, тем не менее именно в них можно  видеть один из факторов стратегической социально-экономической стабилизации в современной Украине.

Реальный бюджет, макроэкономическая стабилизация, тарифная и пенсионная реформы, оптимизация системы налогообложения - одни из ключевых составляющих выхода Украины из кризиса, считает старший  экономист представительства Всемирного банка Пабло Сааведра.

"Фискальная ситуация  невероятно сложна, это проблема  №1 для страны. В Украине должен  быть такой дефицит бюджета,  который возможно профинансировать. Это тот дефицит, источники  финансирования которого четко  определены, хорошо понятны. Если  этого не сделать как можно  быстрее, на казначейском счету  по-прежнему не будет денег,  страна не сможет нормально  финансировать свои расходы, как  и в 2009 году", - такое мнение  выразил на заседании Финансового  пресс-клуба,представитель Всемирного банка в Украине.

По словам Сааведра, неадекватная фискальная политика отталкивает иностранных  инвесторов от государства, делает невозможным  развитие инфраструктуры, тормозя таким  образом выход страны из кризиса. "Немногие задумываются о том, что  несвоевременное возмещение НДС  и его огромные объемы имеют проциклическую природу. Что это означает? Вы облагаете  экспортеров дополнительным налогом. И это в то время, когда они  больше всего нужны стране для  восстановления роста и когда  им и так трудно из-за плохой глобальной конъюнктуры", - заметил экономист Всемирного банка.

Он подчеркнул, что создание справедливой бизнес-среды в Украине  предусматривает, в частности, устранение налоговых привилегий, которые существуют в системе операций с Кипром. Неотложной потребностью также является проведение тарифной реформы в коммунальной сфере, которая, в частности, предусматривала  бы защиту самых бедных слоев населения  через адресные программы, а также  реформирование пенсионной системы.

"В пенсионной сфере  ситуация развивается в таком  направлении, что ее скоро уже  нельзя будет удержать. И это  нужно срочно исправить. Правительство  уже не может справиться с  растущим дефицитом. Если он  по-прежнему будет увеличиться,  то через некоторое время система  не выдержит, она просто рухнет. Хорошая новость - в том, что  пенсионную систему можно исправить  за счет пенсионеров, имеющих  самые высокие доходы", - отметил  господин Сааведра.

Говоря о перспективах сотрудничества Украины с международными финансовыми институциями, Пабло  Сааведра заметил, что, в частности, Всемирный банк оказывает прямую бюджетную поддержку через ссуды  на политику развития только после  проведения определенного количество мероприятий по реформированию.

"На мой взгляд, самое  важное - это не те маяки, не  те показатели, которые обсуждаются  во время переговоров по соглашению  о займе, да и не сам заем. Самое важное - чтобы у тех,  кто определяет политику в  стране, была политическая воля  собраться вместе, прийти к компромиссу  и разработать такой бюджет, который  бы помог гражданам страны", - резюмировал старший экономист  представительства Всемирного банка  в Украине.

 

3.5. Фискальная политика в налоговом кодексе Украины

Парламентское большинство  решительно настроено на голосование  во втором чтении. Власть не готова пойти  на уступки, потому что отступать  ей некуда. Позади МВФ. Именно его оценочной  миссии премьер Азаров клятвенно  пообещал принять документ до 19 ноября. Правительство вынуждено выполнять  требования Валютного фонда, принимая крайне непопулярные решения, поскольку  он главный кредитор Украины. Но попытка  переложить проблемы на плечи наиболее предприимчивых граждан может в  итоге обернуться для власти более  серьезными неприятностями, чем недовольство МВФ.

Министр финансов Федор Ярошенко убеждает, что не все так плохо. Количество общегосударственных налогов  будет сокращено с 29 до 19 видов, а  местных - с 14 до 4. На 10 лет освободятся  от налога на прибыль предприятия, которые  работают в легкой промышленности, судо- и самолетостроении. Малый  бизнес получит пятилетние каникулы по уплате налога на прибыль.

Информация о работе Фискальная политика Украины