Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа
Внебюджетные фонды в финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Российской Федерации на текущий год. При этом, хотя внебюджетные фонды и находятся в собственности государства, они являются автономными от федерального и местных бюджетов.
- Единовременные выплаты работникам при увольнении в связи с выходом на государственную пенсию.
- Суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации (в том числе надбавки к компенсации взамен суточных), выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; стоимость рациона бесплатного питания, выдаваемого работникам в случаях и размерах, установленных законодательством РФ; суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.
- Стоимость выдаваемых работникам в соответствии с законодательством специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезвреживающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно - профилактического питания, предоставляемого бесплатно по установленным нормам, или в соответствующих случаях денежное возмещение затрат по их приобретению.
- Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании.
- Стоимость льгот по проезду, предоставляемых отдельным категориям работников законодательством РФ.
- Стоимость бесплатно предоставляемых (частично оплачиваемых) отдельным категориям работников в соответствии с законодательством жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующее денежное возмещение.
- Стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемого работодателем в соответствии с законодательством РФ.
- Стоимость оплачиваемых работодателем путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей.
- Стипендии, выплачиваемые учебными заведениями и работодателями учащимся (студентам, аспирантам) в период обучения с отрывом от производства.
- Доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т.д.).
- Суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых работодателем по обязательному страхованию работников.
- Суммы страховых платежей (взносов), уплачиваемых работодателем по договорам добровольного медицинского страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного или утраты застрахованным трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным без наступления страхового случая.
- Суммы страховых платежей (взносов), не превышающие в год 24-кратного минимального размера оплаты труда, уплачиваемые работодателем по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенным с негосударственными ПФ и страховыми организациями на срок не менее 5 лет и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления застрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии.
- Вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам.
Блок-схема финансовых потоков ФСС
I. Введение
Социальное страхование — это, по сути, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов — работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.
Цель социального страхования — профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.
С развитием рыночной экономики переход к системе социального страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта.
Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.
Его основными функциями становятся:
- формирование экономических и правовых предпосылок, условий для становления и развития социального страхования, включая содействие развитию инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования, определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов, пособий и услуг;
- гарантирование социальной защиты в области социального страхования, контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной защищенности трудящихся;
- посредничество в области трудовых отношений с целью согласования интересов субъектов этих отношений;
- оказание необходимой целевой помощи наиболее социально-уязвимым категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участие в некоторых видах социального страхования, предполагающих долю ответственности государства.
Работодатели (или предприятия):
- участвуют в социальной защите своих работников в процессе трудовой деятельности, а также в социальном обеспечении при утрате ими трудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствие сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию;
- финансируют расходы на страховую защиту, а также на проведение профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.
Работник несет личную ответственность за свое здоровье и благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и социального страхования.
На основании вышеприведенного формулируются основные положения Концепции социального страхования:
Первое положение состоит в том, что социальное страхование должно разделяться на отдельные виды. Обеспечение страхуемых (страхователей) по принципу однородности и общности интересов способствует повышению эффективности социальной защиты. Это также способствует осознанию важности такой формы социальной защиты и росту солидарности.
Второе положение заключается в том, что в основе разделения социального страхования на виды должны лежать конкретные социальные риски как “функциональный признак защиты”, что повысит адресность защиты и сделает более совершенным финансовый механизм ее обеспечения.
Третье положение относится к созданию различных форм социального страхования. Учитывая разнообразие условий труда и природно-климатических зон в России, предлагается использование трех обязательных форм страхования — общего, профессионального и территориального.
Реализация указанных и иных концептуальных принципов социального страхования требует, прежде всего, разработки законодательного акта “Основы социального страхования в РФ” как некоторого “кодекса” либо “рамочного закона”. Он должен стать базовым для разработки и создания различных видов (систем) социального страхования, соответствующих нормативных актов.
Далее мы рассмотрим социальное страхование, как сложную систему, создаваемая и функционирующая с целью улучшения здоровья нации, решения социальных проблем ненасильственными методами. Мы проанализируем Фонд социального страхования, его деятельность в течении прошлых лет и прогнозы будущих, выделим ряд проблем и сформулируем перспективы развития.
II. 3 Структура расходов и доходов ФСС РФ и анализ их изменений и прогнозных значений
В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:
Налоговые доходы:
- единый социальный налог – по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ
- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 6,4%;
Неналоговые доходы:
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
- доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
- безвозмездные поступления;
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ;
- прочие поступления.
Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.
Для того чтобы проанализировать структуры доходов и расходов ФСС РФ, необходимо рассмотреть следующие графики:
В структуре доходов (см. рис. выше) с 2007 по 2009 год произошли существенные изменения. Положительная сторона данных изменений весьма обманчива: несмотря на увеличение доходов ФСС РФ с 295,4 млрд. руб. до 440,0 млрд. руб. за 3 года, в источниках дохода 2009 года появился новый второй по значимости сегмент «средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ». Это должным образом портит всю картину динамики доходов и расходов ФСС РФ (см. рис. ниже).
Сразу заметно, что доходы ФСС РФ значительно выросли, но если с 2003 года по 2006 наблюдается преимущество доходов над расходами, то с 2007 года мы видим преобладание расходов, при чем по нарастающей. Такая динамика отражается на количестве единовременных страховых выплат (см. рис. ниже):
Конечно, такая динамика отрицательно сказывается на многие социальные пособия и выплаты. Хотелось бы рассмотреть основные из них в сравнении с прогнозируемыми данными из Проекта бюджета ФСС РФ.
Расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности с 2003 по 2009 год выросли с 69,8 до 149,1 млрд. руб. (что не идет ни в какие сравнения с ростом инфляции в стране).
Количество оплаченных дней уменьшилось с 512,6 до 400,2 млн. дн.
Запланированные расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности составляют:
на 2011 год - в сумме 136 064,6 млн. рублей,
на 2012 год - в сумме 156 414,1 млн. рублей,
на 2013 год - в сумме 174 001,8 млн. рублей.
Число оплаченных дней планируется на уровне 356,3 млн. дней в 2011 году и по 357,3 млн. дней в 2012-2013 годы.
Расходы на выплату пособия по беременности и родам с 2003 по 2009 год выросли с 10,7 до 57,3 млрд. руб. (что, опять-таки, не идет ни в какие сравнения с ростом инфляции в стране).
Количество оплаченных дней незначительно увеличилось со 107,3 до 144,3 млн. дн.
Расходы Фонда на выплату пособия по беременности и родам на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов запланированы с учетом роста рождаемости соответственно по годам:
в сумме 63 246,7 млн. рублей на оплату 144,3 млн. дней,
в сумме 70 724,7 млн. рублей на оплату 144,5 млн. дней,
в сумме 78 275,5 млн. рублей на оплату 144,3 млн. дней.
Расходы на выплату пособия ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 2003 по 2009 год выросли с 5,7 до 62,3 млрд. руб. (что вновь не идет ни в какие сравнения с ростом инфляции в стране).
Информация о работе Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы