Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа
Внебюджетные фонды в финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Российской Федерации на текущий год. При этом, хотя внебюджетные фонды и находятся в собственности государства, они являются автономными от федерального и местных бюджетов.
Количество оплаченных пособий увеличилось с 10,9 до 15 млн. выплат.
Расходы Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет застрахованным гражданам запланированы
на 2011 год в сумме 81 101,5 млн. рублей на оплату 14 620,0 тыс. пособий,
на 2012 год - в сумме 80 638,4 млн. рублей на оплату 14 710,4 тыс. пособий,
на 2013 год в сумме – 89 598,6 млн. рублей на оплату 14 678,6 тыс. пособий.
Расходы на выплату единовременного пособия при рождении ребенка с 2003 по 2009 год выросли с 6,6 до 17,2 млрд. руб. (что опять не идет ни в какие сравнения с ростом инфляции в стране).
Количество оплаченных пособий незначительно увеличилось с 1,3 до 1,6 млн. выплат.
Расходы Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, предусмотрены
на 2011 год в сумме 15 293,5 млн. рублей на оплату 1 188,0 тыс. пособий,
на 2012 год - в сумме 16 234,1 млн. рублей на оплату 1 189,7 тыс. пособий,
на 2013 год - в сумме 17 115,0 млн. рублей на оплату 1 188,9 тыс. пособий.
Расходы на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, с 2003 по 2009 год выросли с 143,5 до 274,7 млрд. руб. (что вновь не идет ни в какие сравнения с ростом инфляции в стране).
Количество оплаченных пособий увеличилось с 435,4 до 682,7 млн. выплат.
Расходы Фонда на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, запланированы
на 2011 год в сумме 338,7 млн. рублей на оплату 699,8 тыс. пособий,
на 2012 год - в сумме 364,6 млн. рублей на оплату 711,3 тыс. пособий,
на 2013 год - в сумме 389,3 млн. рублей на оплату 719,3 тыс. пособий.
Расходы в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» составят:
в 2011 году 576,4 млн. рублей на оплату 123 тыс. пособий,
в 2012 году – 611,0 млн. рублей на оплату 123 тыс. пособий,
в 2013 году – 644,6 млн. рублей на оплату 123 тыс. пособий.
Законопроектом устанавливается сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
на 2011 год - в размере 68 586,0 рублей,
на 2012 год - в размере 72 701,2 рублей,
на 2013 год - в размере 76 699,8 рублей,
который определен с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен соответствующего года (в 2011 году – 106,5%, в 2012 году – 106,0%, в 2013 году – 105,5%).
Основные характеристики бюджета Фонда
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
млн. руб.
Показатели | 2011 | 2012 | 2013 |
проект | проект | проект | |
Доходы - всего | 458 819,5 | 500 984,8 | 552 573,64 |
Расходы - всего | 456 874,6 | 496 832,4 | 545 056,17 |
Профицит (+) / дефицит (-) | +1 944,9 | + 4 152,4 | + 7 517,47 |
Таким образом, положительная сторона бюджета ФСС РФ в том, что он планируется профицитным, но с другой стороны количество оплачиваемых дней пособия по беременности и родам не станет больше (144,3 млн. дней), количество выплат пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет упадет с 15 до 14,62 млн. выплат, расходы Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка упадут с 17,2 до 15,3 млрд. руб., следовательно и число пособий с 1,6 до 1,2 млн. выплат и так далее. И невозможно исправить такое положение до тех пор, пока не взглянуть в суть проблемы и не разобраться в истинных причинах, пока не выделить те перспективные точки, от которых необходимо оттолкнуться сейчас, пока не составить план развития.
II. 4 Проблемы и перспективы развития ФСС РФ
20 мая 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации Сергей Афанасьев назначен председателем Фонда социального страхования Российской Федерации. Комментируя свое назначение, Сергей Афанасьев рассказал о профессиональных планах и перспективах развития социального страхования в России:
«Приоритетным направлением деятельности для ФСС на ближайшую перспективу является, конечно же, реализация недавно принятого законодательства по социальному страхованию особенно, в части уплаты страховых взносов и осуществления контроля за их уплатой. На май-июнь приходится самый разгар проверки отчетности и взыскания недоимки по начисленным, но неуплаченным взносам за первый квартал. Данная работа будет осуществляться в приоритетном режиме и далее, поскольку от ее эффективности зависит сбалансированность фонда и возможность исполнять обязательства перед гражданами по выплате страховых пособий. Что касается более отдаленных задач, но, тем не менее, решение которых нужно начинать осуществлять уже сегодня – это совершенствование системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эта система сложилась у нас с 2000 года и не реформировалась, когда принимали общий пакет решений по пенсионному страхованию, страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Необходим существенный пересмотр функционирования этого вида страхования с тем, чтобы в его рамках осуществлялись не только выплаты по произошедшим случаям, но и принимались действенные меры по предупреждению таких случаев, а также по возвращению пострадавших к трудовой деятельности и активной жизни».(7)
Д.Семенов, Президент Российского объединения социальных технологий (РОСТ) сказал следующее о проблемах и перспективах развития социального страхования в России:
«Начало реформ:
Необходимость реформирования социального обеспечения в России давно уже ясна всем специалистам и политикам, которые занимаются вопросами социального обеспечения в России. И первые попытки такого реформирования были проделаны сразу, как только в 1990 году был избран новый состав Верховного Совета в России – изъятием из-под управления профсоюзов средств пенсионного обеспечения и созданием Пенсионного фонда России под управлением Правительства. Следующим шагом в этом направлении было принятие законов о занятости населения и об обязательном медицинском страховании и создание вслед за этим фондов занятости и обязательного медицинского страхования. Завершился начальный этап реформирования социального обеспечения созданием в России государственного Фонда социального страхования и окончательного выведения всех средств социального страхования из-под контроля профсоюзов. Основное, что было положительного на этом этапе – это то, что средства социального страхования (а на самом деле – средства социального обеспечения) были распределены по основным направлениям назначения: средства пенсионного обеспечения были сосредоточены в Пенсионном фонде, средства медицинского страхования – в ФОМСе, пособия по временной нетрудоспособности и некоторые другие социальные пособия – в ФСС и так далее.
Однако, этот этап не менял характера социальных платежей. Они фактически оставались различными видами социального налога. И таким образом, не смотря на свое название, никакой системы социального страхования в России по прежнему не было. Поэтому Правительством Российской Федерации было принято решение о введении вместо разного вида социальных платежей единого социального налога, что было осуществлено при принятии Государственной Думой второй части Налогового кодекса.
Тенденции развития:
Одновременно с этими процессами продолжалась работа над совершенствованием пенсионного обеспечения в России. Можно считать, что с момента принятия Правительством России решения о переходе к накопительной системе пенсионного обеспечения начался следующий этап общего реформирования социального обеспечения…
…Помимо системы пенсионного обеспечения предполагается реформирование и других видов социального обеспечения. Из них на сегодня наиболее заметно намерение слить два государственных фонда – Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, что в конечном итоге также ведет в направлении усиления именно страховых тенденций. В то же время с упразднением Фонда занятости из поля зрения может выпасть одно из важнейших направлений в области социальной защищенности человека – страхование от безработицы. В целом же действия Правительства пока направлены в сторону создания эффективного социального страхования в стране. Однако, недостаточная системность и эклектичность этих действий может свести на нет конечный результат.
Что дальше?
Так какой, с нашей точки зрения, должна быть эффективная система социального обеспечения? Каких принципов следует придерживаться при ее формировании?
С точки зрения специалистов Российского объединения социальных технологий (РОСТ) общая направленность социального обеспечения в России должна носить страховой характер. В России нужно последовательно строить эффективную систему социального страхования по всем видам социальных рисков. Как уже отмечалось, для этого уже существуют реальные предпосылки. Теперь важно, чтобы действия всех участников такого строительства носили системный и целенаправленный характер. А для этого необходимо уже в ближайшее время разработать и принять федеральный закон об основах социального страхования в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального страхования в России. В частности в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования. Перечень видов социального страхования должен присутствовать в законе в явном виде, но он должен иметь открытый характер. В законе должны быть точно перечислены участники системы социального страхования. В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. И совершенно очевидно, что помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования.
В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков. А вопрос о том, какими должны быть законы по конкретным видам социального страхования может стать предметом дальнейшего обсуждения».(5)
Актуальным вопросом в настоящее время выступает вопрос о ЕСН:
«С 1 января вместо привычного единого социального налога (ЕСН) предприниматели начнут отчислять страховые платежи. Я думаю, что в следующем году мы нахлебаемся проблем из-за перехода на новый порядок социальных страховых платежей. Вот лишь некоторые из них.
Замена единого налога на страховые выплаты прежде всего приведет к увеличению административной нагрузки на бизнес, потому что помимо налоговиков у нас появляется два новых контролера в лице Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). Кроме того, с 2011 года размер выплат увеличится с 26% до 34% от зарплаты работника, а для малого бизнеса — с 14% до 34%. Соответственно, работодатели будут сокращать издержки на фонд оплаты труда. Как они это станут делать, зависит от бизнеса. Банкиры собираются снижать зарплаты, а малые предприниматели даже не скрывают, что вернутся к конвертным схемам, благо память о них сохранилась.
Информация о работе Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы