Фонд социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание

Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

Рассмотреть Фонд социального страхования как звено бюджетной системы
Раскрыть сущность социального страхования в России.
Изучить историю создания Фонда социального страхования
Рассмотреть цели, задачи, структуру Фонда социального страхования
Провести анализ динамики доходов и расходов Фонда социального страхования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Фонд социального страхования РФ как звено бюджетной системы…………..5
1.1.Бюджетная система……………………………………………………………...5
1.2. Сущность социального страхования………………………………………......6

1.3. История создания Фонда социального страхования………………………...10

1.4. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ……………………………………………………...12

1.5. Особенности переходного периода от уплаты единого социального налога к уплате страховых взносов………………………………………………………….18
2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования……………….20

2.1. Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования…………………………………………………………………………20

2.2. Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования………………………………………………………………………....23

Заключение………………………………………………………………………….26

Список литературы…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)

     Средства  Фонда образуются за счет: страховых  взносов работодателей (администрации  предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов  независимо от форм собственности); страховых  взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период; добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других

     Средства  Фонда направляются на:

  • выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
  • выплаты женщинам вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • выплаты при рождении ребенка, при усыновлении ребенка;
  • выплаты по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • выплаты социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
  • оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством; проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

     Средства  Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

     Средства, полученные от взимания пеней и наложения  финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

     Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а  в региональных и центральных  отраслевых отделениях Фонда - управляющий  и главный бухгалтер отделения Фонда.

     Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других мероприятий  по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

     Страхователь  не вправе приостанавливать выплату пособий по государственному социальному страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов. Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

     Расходы на санаторно-курортное обслуживание должны производиться страхователем в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный год.

     Оплата  путевок на санаторно-курортное  лечение, в учреждения отдыха, санатории - профилактории, санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены.

     Порядок частичного финансирования санаториев - профилакториев, детских оздоровительных  лагерей, детско-юношеских спортивных школ определяется исполнительным органом Фонда, в котором зарегистрирован страхователь, согласно представленным сметам.

     Страхователи  ведут учет:

  • сумм начисленных страховых взносов и других платежей в бюджет фонда;
  • сумм произведенных расходов по их видам;
  • сумм произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов;
  • расчетов по средствам социального страхования с исполнительным органом фонда, в котором они зарегистрированы.

     Финансовые  отчеты об исполнении бюджета фонда  составляются ежеквартально.

     Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной  выплатой пособий по социальному  страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового  коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

     Комиссии  или уполномоченные по социальному  страхованию решают вопросы о  расходовании средств социального  страхования, предусмотренных на санаторно-курортное  лечение и отдых работников и  членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

    С 1 января 2010 года:

    - единый социальный налог заменяется  страховыми взносами на обязательное  социальное страхование на случай  временной нетрудоспособности и  в связи с материнством;

    - за Фондом социального страхования  РФ закрепляются функции по  администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    - контроль за их уплатой и  расходованием средств на выплату  обязательного страхового обеспечения  осуществляется Фондом социального  страхования РФ.

    Переход с 2010 года на уплату страховых взносов  в Фонд социального страхования  Российской Федерации не повлечет какой-либо дополнительной нагрузки на работодателей. Сохранен тариф страховых взносов  в Фонд – 2,9 % (ставка ЕСН в 2009 году также была равна 2,9%). Для отдельных категорий страхователей (сельхозтоваропроизводители, организации, использующие труд инвалидов и др.) на переходный период 2010 – 2014 годов сохранены действующие тарифы страховых взносов.

    При этом законодательством вводится предельная сумма, на которую начисляются страховые взносы, – 415 000 рублей в год. На доход работника свыше этой суммы страховые взносы в Фонд начисляться не будут.

    В 2010 году Фонд социального страхования РФ не только продолжает выполнять обязанности по проверке правильности расходования работодателями средств обязательного социального страхования на выплату пособий своим работникам, но и осуществляет контроль за уплатой страхователями в бюджет Фонда страховых взносов.

     В 2011 году по закону ставка страховых  взносов возрасла до 34%. Из них 26% работодатели будут платить в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% – в Фонд социального страхования Российской Федерации, 3,1% и 2% – в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.

     Помимо  этого проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые  взносы. Он вырос с 415 тысяч рублей до 463 тысяч рублей.

     В рамках этих новых правоотношений по контролю за уплатой страховых взносов установлена и ответственность работодателей за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд. Например, за неуплату или неполную уплату работодателем страховых взносов в установленный срок будет производиться взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

    Соответственно, повышена также ответственность  Фонда перед страхователями, к  примеру, за излишнее перечисление с  работодателей страховых взносов, пеней и штрафов Фонд выплачивает страхователю проценты на сумму излишне взысканных платежей со дня, следующего за днем взыскания, по день их фактического возврата.

     1.5 Особенности переходного периода от уплаты единого социального налога к уплате страховых взносов

 

     С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный  закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, который  регулирует отношения, связанные с  исчислением и уплатой страховых  взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу. Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами.

     В связи с принятием Федерального закона N 212-ФЗ были внесены изменения в целый ряд законодательных актов РФ, а некоторые акты утратили силу.

     С 2011 г. планируется значительное увеличение тарифов страховых взносов, но в 2010 г. действуют пониженные ставки. При этом для некоторых категорий  плательщиков на период 2010 - 2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов.

     Плательщиками страховых взносов признаются (п. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах):

     - лица, производящие выплаты и  иные вознаграждения физическим  лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

     - лица, не производящие выплаты  и иные вознаграждения физическим  лицам: индивидуальные предприниматели,  адвокаты, нотариусы, занимающиеся  частной практикой.

     Важно, что федеральными законами о конкретных видах обязательного социального  страхования могут устанавливаться  иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов (п. 2 ст. 5 Закона о страховых взносах).

     В 2010 г. тарифы взносов будут повторять ставки ЕСН без учета регрессивной шкалы: В ПФР – 20%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 1,1% и в ТФОМС – 2%. Суммарная ставка составит 26% (табл. 1.2). Пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 20 % пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и младше на страховую часть пойдет 14%, и на накопительную – 6%.

     Начиная с 2011 г. тарифы страховых взносов  возрастут и буду составлять: в  ПФР – 26%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС  – 2,1% и в ТФОМС – 3%. Суммарная  ставка достигнет 34% (табл. 1.3). Пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 26 % пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и моложе на страховую часть пойдет 20%, и на накопительную – 6%.

     В период с 2011 г. по 2014 г. включительно будут действовать пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, налогоплательщиков ЕСХН, коренных малочисленных народов Севера и организаций инвалидов. Начиная с 2015 г. все льготные тарифы отменяются. В 2010 г., являющемся переходным периодом, для сельхозтоваропроизводителей, резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, плательщиков УСН, ЕНВД, ЕСХН, организаций инвалидов ст. 57 Закона установлены пониженные страховые тарифы.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ