Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 14:14, курсовая работа
Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
Рассмотреть Фонд социального страхования как звено бюджетной системы
Раскрыть сущность социального страхования в России.
Изучить историю создания Фонда социального страхования
Рассмотреть цели, задачи, структуру Фонда социального страхования
Провести анализ динамики доходов и расходов Фонда социального страхования.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Фонд социального страхования РФ как звено бюджетной системы…………..5
1.1.Бюджетная система……………………………………………………………...5
1.2. Сущность социального страхования………………………………………......6
1.3. История создания Фонда социального страхования………………………...10
1.4. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ……………………………………………………...12
1.5. Особенности переходного периода от уплаты единого социального налога к уплате страховых взносов………………………………………………………….18
2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования……………….20
2.1. Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования…………………………………………………………………………20
2.2. Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования………………………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………
Одновременно предусматривается, что в 2011-2014 гг. выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов, указанным в части 1 статьи 54 закона, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, перечисляемых в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с тарифами, установленными частью 2 статьи 12 законопроекта, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с частью 2 статьи 54 законопроекта, и устанавливается на соответствующий финансовый год федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление компенсации бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В
2010 г. такая компенсация выпадающих
доходов в связи с
2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования
2.1 Анализ
динамики и структуры доходов
Фонда социального страхования
Динамика
доходов Фонда социального
Динамика
доходов ФСС за 2007 – 2009гг
Статьи доходов | Сумма. млрд.рублей | Отклонение | ||||||
2007г | Уд.
вес, % |
2008г |
Уд.
вес, % |
2009г | Уд.
вес, % |
08-07 | 09-08 | |
Обязательное социальное страхование | 190,1 | 65 | 233,8 | 64 | 233,7 | 53 | +43,7 | -0,1 |
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев | 48,5 | 16 | 60,0 | 17 | 58,3 | 13 | +11,5 | -1,7 |
передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из федерального бюджета | 41,7 | 14 | 49,8 | 14 | 60,3 | 14 | +8,1 | +10,5 |
передаваемые
бюджету Фонда средства на исполнение
государственных функций из бюджета
ФОМС |
15,1 |
5 |
16,7 |
5 |
17,0 |
4 |
+1,6 |
+0,3 |
Средства
фед.бюджета на покрытие дефицита ФСС |
- |
- |
- |
- |
70,7 |
16 |
- |
+70,7 |
|
295,4 | 360,5 | 440,0 | +65,1 | +79,5 |
Таблица № 2.1
В
2008 году наблюдается повышение доходов
от обязательного социального
В 2009 году значительно увеличились межбюджетные трансферты из федерального бюджета по сравнению с 2008 и 2007гг, так как произошло увеличение налоговых доходов Фонда.
Как видно из таблицы 2.1, на протяжении всего периода исследования наибольшую часть доходов Фонду приносили поступления от обязательного социального страхования, наименьшую – межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС.
Доходы бюджета ФСС в 2008 году выросли на 65,1 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию – 43,7 млрд.рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – на 11,5 млрд.рублей. Рост поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется увеличением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. Доходы от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета увеличились в 2008 году на 8,1 млрд. рублей, из Фонда обязательного медицинского страхования – на 1,6 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом.
Доходы бюджета ФСС в 2009 году выросли на 79,5 млрд. рублей по
сравнению с 2008 годом. Это увеличение в больше части произошло за счет поступлений из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС – на 70,7 млрд.рублей. Доходы по обязательному социальному страхованию остались практически на том же уровне, а вот по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сократились на 1,7 млрд.рублей по сравнению с 2008 годом.
Наибольшие
доходы в Фонд социального страхования
наблюдаются в 2009 году – 440,0 млрд.рублей.
Динамика доходов и расходов ФСС за период 2007-2009гг.
Таблица
№ 2.2
Показатели | 2007г, млрд.руб. | 2008г,
млрд.руб. |
2009г,
млрд.руб. |
Отклонение | |
08-07 | 09-08 | ||||
Доходы | 295,4 | 360,5 | 440,0 | +65,1 | +79,5 |
Расходы | 180,2 | 237,5 | 2857,3 | +57,3 | 49,8 |
Профицит
(+)
Дефицит (-) |
+115,2 | +123,0 | +152,7 |
Таким образом на протяжении всего периода времени исследования наблюдается профицит бюджета. В 2009 году появляется новая статья доходов – средства из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС. За счет этой статьи в 2009 году наблюдается профицит.
С 1 января 2010 года работодатели вместо ЕСН будут платить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются (согласно 125-ФЗ от 24.07.1998). В отличие от ЕСН, при расчете которого применяется регрессивная шкала налогообложения в зависимости от размера выплат, с 2010 года взносы взимаются по единой ставке.
Установлена предельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Она исчисляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Следует
отметить, что сумма налога, подлежащая
уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками
на сумму произведенных ими
Расчет
страховых тарифов
2.2
Анализ динамики и структуры
расходов Фонда социального
Анализ расходов может быть двух видов: горизонтальный и вертикальный.
Горизонтальный анализ - это деление каждой расходной статьи отчетного года на соответствующую статью расходов базисного года для выявления направлений и закономерностей изменений относительной значимости статей расходов в течение определенного периода.
Вертикальный анализ отчетности подразумевает представление всех статей отчетности в виде относительных показателей. Он позволяет получить наглядное представление о том, какую долю составляют те или иные расходы предприятия в общей сумме расходов, что позволяет судить о степени их влияния на деятельность предприятия.
В
таблицах 2.3. и 2.4. представлен горизонтальный
и вертикальный анализ бюджетных
показателей расходной части
Фонда социального страхования.
Горизонтальный
анализ бюджетных показателей
Таблица
№ 2.3
Статьи расходов | 2007г
млрд.руб |
2008г
млрд.руб |
Темп роста, % | 2009г
млрд.руб |
Темп роста, % |
Пособия по временной нетрудоспособности | 104,6 | 132,1 | 126,3 | 149,1 | 112,9 |
Пособия по беременности и родам | 29,5 | 44,4 | 150,5 | 57,3 | 129,1 |
Единовременное пособие при рождении ребенка | 12,6 | 14,5 | 115,1 | 17,2 | 118,6 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет | 32,7 | 45,6 | 139,4 | 62,3 | 136,6 |
Другие социальные пособия за счет средств ФСС | 0,8 | 0,9 | 112,5 | 1,4 | 155,6 |
Итого расходов | 180,2 | 237,5 | 287,3 |
Как видно из таблицы № 2.3 статьи расходов с каждым годом увеличиваются. Большое увеличение произошло в 2009 году по статье расходов – ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет – 62,3 млрд.рублей, что на 36,6% больше по сравнению с предыдущим годом. Так же произошло увеличение по беременности и родам на 29,1% по сравнению с 2008 годом. Это может быть обусловлено тем, что в 2009 году была большая рождаемость.
Но
так же увеличились на 55,6% расходы
по статье – другие социальные пособия
за счет ФСС. Это могут быть такие
пособия как: на погребение, оплата дополнительных
выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом,
оплата путевок в санаторно-курортные
учреждения и т.д.
Вертикальный
анализ бюджетных показателей
за
2007 – 2009гг
Статьи расходов | 2007г
млрд.руб. |
Уд.вес, % | 2008г
млрд.руб |
Уд.вес,
% |
2009г
млрд.руб |
Уд.вес,
% |
Пособия по временной нетрудоспособности | 104,6 | 59 | 132,1 | 56 | 149,1 | 52 |
Пособия по беременности и родам | 29,5 | 16 | 44,4 | 19 | 57,3 | 20 |
Единовременное пособие при рождении ребенка | 12,6 | 7 | 14,5 | 6 | 17,2 | 6 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет | 32,7 | 18 | 45,6 | 19 | 62,3 | 22 |
Другие социальные пособия за счет ФСС | 0,8 | 0,4 | 0,9 | 0,4 | 1,4 | 0,5 |
Итого расходов | 180,2 | 100 | 237,5 | 100 | 287,3 | 100 |