Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:04, курсовая работа
Успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к нуждам и потребностям человека. При переходе государства к рынку коренным образом меняются социально-экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками. Любое государство заинтересовано в том, чтобы в обществе не происходили социальные потрясения, а развитие страны шло стабильно и планомерно. В результате чего необходимо обращение к социальной защите населения, а именно к социальному страхованию.
Введение…………………………………………………………………………...4
Экономическая сущность социального страхования и принципы его проведения……………………………………………………………………..6
Фонд социальной защиты населения, его формирование и использование………………………………………………………………...11
Вопросы совершенствования выплат пособий населению Республики Беларусь……………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………. ……………………….……28
Приложение А Бюджет Фонда социальной защиты населения………………31
Приложение Б Размеры пособий и основные показатели за 2009-2010 годы…………………...…
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что Фонд социальной защиты населения представляет собой финансовый институт, который аккумулирует средства населения и выплачивает их в виде пособий и пенсий при наступлении страхового случая. Последним может быть рождение ребенка, потеря трудоспособности, потеря кормильца, старость.
Также
необходимо отметить, что Фонд социальной
защиты населения образуется за счет
обязательных страховых взносов, взносов
на профессиональное пенсионное страхование,
ассигнований из республиканского бюджета,
доходов от капитализации временно
свободных средств
В свою очередь эти средства имеют целевую направленность и расходуются на выплату пенсий, пособий по государственному социальному страхованию, финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансирование деятельности Фонда и другие расходы.
3
Вопросы совершенствования
выплат пособий населению
в Республике Беларусь
В
Республике Беларусь сложилась собственная
модель социально-экономического развития,
в центре которого находится человек
с его потребностями и
Главная
цель социально-экономического развития
республики Беларусь на ближайшие годы
– повышение уровня и качества
жизни населения на основе роста
конкурентоспособности
Основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), в котором закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.
В Республике Беларусь из Фонда социальной защиты населения выплачиваются следующие виды пособий:
Выплаты по государственному социальному страхованию производятся лицам, на которых распространяется государственное социальное страхование. К ним относятся, в частности, граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм и др.
Ежегодно за счет средств Фонда социальной защиты населения выплачивается более 6 млн. пособий [16, с.88].
Итак, рассмотрим порядок назначения и выплат этих пособий.
Пособие по временной нетрудоспособности. Право на это пособие имеют граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.
Пособие по временной нетрудоспособности назначается в случаях:
Пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 80 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) непрерывной временной нетрудоспособности.
Пособие по беременности и родам. Пособие по беременности и родам назначается в случаях беременности и родов, усыновления (удочерения) ребенка в возрасте до 3 месяцев или установления над ним опеки. Пособие по беременности и родам назначается в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работницы. Минимальный размер пособия по беременности и родам за календарный месяц устанавливается в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала. В заработок для исчисления пособия по беременности и родам включаются все виды оплаты труда, на которые в соответствии с законодательством начисляются обязательные страховые взносы в Фонд.
Пособие в связи с рождением ребенка. Пособие в связи с рождением ребенка назначается матери или отцу, а также лицу, усыновившему (удочерившему) ребенка в возрасте до 6 месяцев либо назначенному его опекуном.
Пособие в связи с рождением ребенка назначается и выплачивается единовременно:
Пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности. Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначается и выплачивается, если обращение за его назначением последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения права на пособие. Пособие назначается и выплачивается единовременно в размере наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка.
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается ежемесячно со дня возникновения права на данное пособие по день достижения ребенком возраста 3 лет. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается в размере 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Пособие на погребение. Выплата пособия на погребение за счет средств Фонда производится в случае смерти:
Пособие на погребение выплачивается физическому лицу, взявшему на себя организацию погребения умершего.
Пособие на погребение выплачивается в размере средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.
Так, Республика Беларусь тратит примерно 1,5% ВВП на все виды социальных пособий. Средний показатель по другим странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза – 2,5% [27, с.127].
В
2010г. произошел рост всех пособий, однако
не в равной степени. Так пособие н погребение
за 2010 год выросло на 26% или на 270 680 бел.
рублей, также наблюдался рост пособия
на рождение ребенка – 9,7% или на 122 200 рублей.
Так рост пособия на воспитание ребенка
до 3-х лет за 2010 год произошел в размере
9,8% или 24 440 тыс. Также необходимо отметить
динамику размеров некоторых пособий
за 2009-2010 годы (рисунок 3.1.).
Рисунок 3.1 – Данные о динамике размеров пособий в Республике Беларусь за 2009-2010 годы
Примечание
– Источник: собственная разработка.
Это является достаточно низкой величиной. Все обусловлено тем, что пособия рассчитываются исходя из разных нормативных показателей, которыми могут быть бюджет прожиточного минимума, средний заработок за предыдущий период.
Удовлетворительное финансирование выплат пособий в течение прошедших лет не является основанием считать систему страхования в Республике Беларусь устойчивой и не имеющей проблем.
Так,
необходимо отметить, что главной
проблемой при переходе Республики
Беларусь к рыночной экономике являются
вопросы совершенствования
Шагом к совершенствованию системы выплат пособий и пенсий явилось принятие закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Он устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства о государственном социальном страховании. Он вступил в силу с 1 января 2001 года на территории отдельных административно-хозяйственных единицах Республики Беларусь, а с 2003 года – на всей территории республики.
Задачами такого учета является назначение пенсий на основании данных индивидуального учета сведений о застрахованных гражданах. Это позволило упростить процедуру назначения пенсий; повысить заинтересованность каждого работника в уплате страховых взносов, в том числе в полной и своевременной уплате их работодателями; использовать при исчислении размера пенсий данные об уплаченных страховых взносах за весь период трудовой деятельности.
Такую же систему индивидуального учета необходимо ввести и для назначения и выплаты пособий. Это увеличит контроль над правильностью и своевременностью выплаты пособий. Также позволит более точно следить за расходованием средств Фонда.
В этом случае это позволит:
Проблемой
выплат пособий в Республике Беларусь
является то, что все выплачиваемые
пособия являются низкими и не
обладают достаточной покупательной
способностью. Однако их увеличение и
расширение может повлиять на расходы
государственного бюджета. В связи
с этим увеличить эффективность
системы социальных пособий в
Республике Беларусь, не повышая общих
расходов на систему пособий и
налогов, можно посредством
Требуют дальнейшего совершенствования системы выплаты пособий. В частности, система выплат пособий по временной нетрудоспособности предусматривает оплату листков временной нетрудоспособности, начиная с первого дня заболевания в размере 80 процентов утраченного заработка, а начиная с шестого календарного дня - в размере 100 процентов. При этом широкий круг лиц получают оплату в размере 100 процентов, начиная с первого дня. Естественно, такая система не стимулирует нанимателя заботиться о здоровье его работников. В мировой практике 100%-е возмещение заработка в случае болезни не применяется и, как правило, не превышает 80% утраченного заработка. Такой подход соответствует требованиям Конвенций и Рекомендаций Международной организации труда. В результате чего было бы необходимо реформирование выплаты данного пособия с учетом международных стандартов, но при сохранении основных принципов социального страхования.