Фонд социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:04, курсовая работа

Описание

Успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к нуждам и потребностям человека. При переходе государства к рынку коренным образом меняются социально-экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками. Любое государство заинтересовано в том, чтобы в обществе не происходили социальные потрясения, а развитие страны шло стабильно и планомерно. В результате чего необходимо обращение к социальной защите населения, а именно к социальному страхованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Экономическая сущность социального страхования и принципы его проведения……………………………………………………………………..6
Фонд социальной защиты населения, его формирование и использование………………………………………………………………...11
Вопросы совершенствования выплат пособий населению Республики Беларусь……………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………. ……………………….……28
Приложение А Бюджет Фонда социальной защиты населения………………31
Приложение Б Размеры пособий и основные показатели за 2009-2010 годы…………………...…

Работа состоит из  1 файл

ФСЗНН.docx

— 696.96 Кб (Скачать документ)

     Система социального страхования в Республике Беларусь не соответствует страховым  принципам. Страховые взносы в Фонд и отношения, возникающие при  их уплате, имеют налоговую природу, так как тарифы устанавливаются  государством и являются облигаторными  платежами, при этом объем страховых выплат не совпадает с размером страховых взносов. Страховые платежи должны быть строго целевыми, связанными с социальными рисками, возмездными, максимально эквивалентными и выплачиваться только при наступлении страхового случая.

     Международный и отечественный опыт свидетельствует  о целесообразности формирования финансовой системы социального страхования  вне системы государственного бюджета, что позволяет достигать автономности финансовых ресурсов и исключить  нецелевое их использование на нестраховые цели. Поэтому с 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения был исключен из бюджета, в результате чего система расходования средств на выплату пенсий и пособий стала прозрачной, так как не проходит через ряд инстанций и не происходит злоупотребления средствами Фонда.

     Основными путями совершенствования выплат пособий  в Республике Беларусь можно предложить следующие:

  • повышение минимальных размеров страховых пособий должно происходить поэтапно, с тем чтобы в обозримой перспективе (3—4 года) их размер приблизился к прожиточному минимуму;
  • средние размеры пособий могут быть повышены за этот же период до уровня 180—200% прожиточного минимума;
  • максимальные размеры выплат должны быть не ниже 50—60% предыдущего заработка.

     Тем самым будут созданы предпосылки  для формирования механизмов социального  страхования, позволяющих существенно  повысить уровень выплат пособий, качество жизни населения, а также приблизить уровни социальных гарантий застрахованных лиц до уровня международных требований.

     Кроме того, в отличие от действующей  системы предлагается ввести и новые  виды социального страхования:

  • страхование по безработице, которое будет решать задачи по профессиональному переобучению и трудоустройству безработных;
  • страхование по уходу одиноких пенсионеров, инвалидов и других категорий населения, которые нуждаются в регулярной и систематической помощи на дому.

     Особое  внимание государства необходимо привлечь к такому новому виду государственного социального страхования как  диагностическое. Подобное социальное страхование существует во многих цивилизованных странах и предусматривает выплаты  на медицинское обследование. Каждые два  года для застрахованных, достигших 35-летнего возраста, а также ежегодное обследование по раннему распознаванию рака у женщин в 20-летнего возраста, у мужчин с 45-летнего. В нашей стране такой вид страхования будет особенно актуальным для лиц, не получающих выплат по временной нетрудоспособности в течении нескольких лет подряд и долговременно не посещающих амбулаторно-поликлинических учреждений.

     В Основных положениях национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года определены основные направления  решения проблем социального  страхования:

  • дальнейшее развитие персонифицированного учета;
  • осуществление строгого контроля за расходованием средств;
  • освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера;
  • установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от  величины расходов по каждому виду страхования.

     В свою очередь это позволит усовершенствовать  систему выплат пенсий и пособий, сделает ее эффективной и прозрачной.

     Также для Республики Беларусь при реформировании системы выплат социальных пособий  населению целесообразно использовать опыт  западноевропейских стран, которые являются мощными механизмами не только изыскания финансовых источников для социальной защиты, но и достижения социальной справедливости, а также социального согласия в обществе. При этом необходимо ориентироваться на опыт таких стран как Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды, которые имеют наиболее развитую систему социального страхования. Также необходимо учитывать рекомендации и стандарты международных организаций.

     В заключении, необходимо отметить, что  система выплат пособий населению  является очень важной в обеспечении  социальной защищенности. Однако она  имеет свои особенности, проблемы и  недостатки. Основные проблемы – это  низкие размеры пособий, недостаточная  покупательная способность, неправильное распределение пособий между  отдельными категориями граждан, использование  средств Фонда на нестраховые цели. В результате чего нужны методы и пути их совершенствования, использование зарубежного опыта, международных стандартов и принципов социального страхования. 
                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

     На  основании проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

     1) Социальное страхование – это финансирование социальных выплат за счет аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих.

     Социальное  страхование представляет собой  не только отдельный элемент социальной защиты населения, но и является особой финансовой системой. Как часть системы  финансов социальное страхование представляет собой совокупность отношений, посредством  которых осуществляется перераспределение  национального дохода в целях  компенсации действия социальных рисков. Содержание социального страхования  заключается в создании целевых  фондов денежных средств, используемых для социальной защиты населения.

     Основными принципами проведения социального  страхования являются: всеобщность, солидарность, возмездность, универсальность, комплексность, самоуправление, гарантированность пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством, равенство граждан в праве на социальное страхование, дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др.

     Необходимость социального страхования для  руководства практически всех стран  мира очевидна. Рыночная экономика  предполагает, что каждый человек  должен сам зарабатывать себе на жизни  и думать о своем будущем. Но это  касается тех людей, которые в  конкретный момент времени в состоянии  обеспечить себя работой, оплатить в  случае необходимости медицинское  облуживание и т.д.

     2) В Республике Беларусь система  социального страхования проводится  Фондом социальной защиты населения.  Это государственный внебюджетный фонд, который образуется в процессе перераспределения финансовых ресурсов государства, предприятий и населения и используется на финансирование не включённых в бюджет некоторых общественных потребностей. В настоящее время Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь относится к государственным внебюджетным страховым фондам и является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства социальной защиты.

     Основными средствами, за счет которых происходит мобилизация ресурсов в Фонд социальной защиты населения, являются обязательные страховые взносы, взносов на профессиональное пенсионное страхование, ассигнований из республиканского бюджета, доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования, сумм недоимок, пеней и административных штрафов и других поступлений.

     Средства  Фонда расходуются на различные  виды пенсий и пособий.

     3) В Республике Беларусь из Фонда социальной защиты населения выплачиваются следующие виды пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • в связи с рождением ребенка;
  • женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности;
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • на погребение.

     Система выплат пособий в Республике Беларусь характеризуется рядом проблем, которые требуют решения. Эти недостатки проявляются в низкой покупательной способности пособий, отсутствие персонифицированного учета, использование, приходящихся на выплату пособий, на нестраховые цели, неправильное распределение пособий между отдельными категориями граждан, противоречия в законодательстве. Поэтому система выплат пособий в Республике Беларусь должна совершенствоваться. При этом необходимо ориентироваться на опыт зарубежных стран, особенно  на такие как Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды, которые имеют наиболее развитую систему социального страхования. Также необходимо учитывать рекомендации и стандарты международных организаций.

     Основными путями совершенствования выплат пособий  населению в Республике Беларусь на данном этапе развития выделим  следующие:

     1) введение персонифицированного  учета пособий;

     2) повышение минимальных размеров страховых пособий;

     3) повышение средних размеров пособий  до уровня 180—200% прожиточного минимума;

     4) максимальные размеры выплат  довести до уровня не ниже 50—60% предыдущего заработка;

     5) корректировка порядка выплаты  и назначения некоторых видов  пособий;

     6) введение новых видов пособий, характерных для стран с развитой рыночной экономикой.

     В свою очередь это приведет к значительному  росту уровня жизни и благосостоянию общества.

 

                   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

     1 Алешкевич, И.Н. Государственные целевые социальные фонды: динамика и развитие / И.Н. Алешкевич // Финансы, учет, аудит. – 2006. - №8. – с.21-23.

     2 Беларусь и Россия: социальная сфера и социокультурная динамика: сб. науч. тр. / под общ. ред. О.В. Пролесковского, Г.В. Осипова. – Мн.: ИАЦ, 2008. – 314 с.

     3 Владимиров, П. Пенсионная система: реформы неизбежны / П. Владимиров // Директор. – 2010. - №3 – с. 78-79.

     4 Все о пособиях / Л.И. Капыльская [и др.] – Минск: Издательство Гревцова, 2007. – 184 с.

     5 Ерохова, В.А. Новации в системе государственного социального страхования / В.А. Ерохова // Бухучет. – 2009. - №12 – с.24-31.

     6 Зайченко Н.П., Полоник С.С., Богданович А.В., Александрович Я.М. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Н.П. Зайченко // Белорусский экономический журнал. – 2004. - №3 – с. 4-19.

     7 Исполнение бюджета за 2009 год // Фонд социальной защиты населения [Электронный ресурс] / Деятельность Фонда. Бюджет. Исполнение. - Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about/cerrent_fond/budget/execution/execution2009

- Дата  доступа: 01.11.2010.

     8 Исполнение бюджета за 1-е полугодие 2010 года // Фонд социальной защиты населения [Электронный ресурс] / Деятельность Фонда. Бюджет. Исполнение. - Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about/cerrent_fond/budget/execution/execution2010_1g - Дата доступа: 01.11.2010.

     9 О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год: Закон Республики Беларусь, 29 декабря 2009 г. №70-З // Фонд социальной защиты населения [Электронный ресурс] / Деятельность Фонда. Бюджет. - Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about/cerrent_fond/budget/ - Дата доступа: 09.11.2010.

     10 О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: Указ Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №40  // Фонд социальной защиты населения [Электронный ресурс] / О фонде. – Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about/cerrent_fond/ - Дата доступа: 31.10.2010.

     11 Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: Закон Республики Беларусь, 29 февраля 1996 г. №138-XIII: в ред. Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 №6-З // Фонд социальной защиты населения [Электронный ресурс] / Нормативные документы. Законы. - Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/statesocialinsurance/norm_doc/law2/~page__m17=1~news__m17=280 - Дата доступа: 03.11.2010.

Информация о работе Фонд социальной защиты населения