Фондовая биржа и ее организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:35, контрольная работа

Описание

Становление в Республике Казахстан рыночных отношений привело не только к трансформации существующих ранее форм и методов управления, изменению технологий функционирования товарных и финансовых рынков, модернизации всех сфер экономики. Свое второе рождение получили некоторые виды экономической деятельности, которые не требовались в условиях административной экономики, в частности фондовый рынок. В условиях плановой экономики движения финансовых потоков определялось только решением экономических ведомств, поэтому фондовому рынку там не было места.

Содержание

Введение
1. Фондовая биржа
1.1 История развития фондовой биржи в мировой практике
1.2 Сущность фондовой биржи
2. Фондовая биржа и перспективы ее развития в РК
2.1 Развитие фондовой биржи и организационная структура в РК
2.2 Проблемы и перспективы развития фондовой биржи в РК
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

фондовая биржа контрольная.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

Покупателей же (инвесторов) акции привлекают тем, что их ценность может расти значительно быстрее вкладов в банках или государственных ценных бумаг. В условиях экономического бума, инфляционных процессов цена акции растет особенно быстро. Привлекательность такой формы вложения капитала объясняется также определенными налоговыми льготами. Благодаря всему этому, число акционеров постоянно увеличивается. Биржа принимает огромное количество вкладчиков и косвенным путем, главным образом через пенсионные фонды предприятий, которые частично вкладываются в ценные бумаги через биржу [7].

Статья 37. Фондовая биржа

1. Фондовая биржа является  некоммерческой саморегулируемой  организацией, создаваемой профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  в форме закрытого акционерного общества.

По решению уполномоченного  органа право приобретения акций  фондовой биржи может быть предоставлено  юридическим лицам, не являющимся профессиональными  участниками рынка ценных бумаг, но имеющим в соответствии с законодательством  право на осуществление сделок с иными, кроме ценных бумаг, финансовыми инструментами.

2. Деятельность фондовой  биржи основывается на принципе  самоокупаемости и доходы от  ее деятельности используются  на материально-техническое развитие  биржи.

3. Фондовая биржа независима в своей деятельности на рынке ценных бумаг от государственных органов Республики Казахстан.

4. Функционирование фондовой  биржи является исключительным  и не совместимо с осуществлением  любых других видов деятельности.

Фондовая биржа не вправе выполнять функции товарных бирж.

6. Фондовая биржа имеет  право создавать дополнительные  структурные подразделения, обслуживающие  проведение операций с финансовыми  инструментами, а также филиалы  и представительства в соответствии  с законодательством Республики  Казахстан.

2. Фондовая биржа и  перспективы ее развития в  РК

2.1 Развитие фондовой  биржи и организационная структура  в РК

15 ноября 1993 года в  Казахстане была введена национальная валюта - тенге. На второй день после этого события -- 17 ноября 1993 года - Национальный Банк Республики Казахстан и 23 ведущих казахстанских коммерческих банка приняли решение создать валютную биржу. Существовавший до этого Центр проведения межбанковских валютных операций (Валютная биржа) являлся структурным подразделением Национального Банка Республики Казахстан. Основной задачей, поставленной перед новой биржей, являлись организация и развитие национального валютного рынка в связи с введением тенге. Как юридическое лицо биржа была зарегистрирована 30 декабря 1993 года под наименованием «Казахская Межбанковская Валютная Биржа» в организационно-правовой форме акционерного общества закрытого типа.

3 марта 1994 года биржа была  перерегистрирована под наименованием  «Казахстанская Межбанковская Валютная  Биржа», что объяснялось необходимостью приведения наименования биржи в соответствие с действовавшим законодательством.

12 июля 1995 года биржа была перерегистрирована  под наименованием «Казахстанская  межбанковская валютно-фондовая  биржа» в связи с решением  её акционеров начать развитие  деятельности биржи на рынке ценных бумаг. 2 октября 1995 года биржа получила лицензию №1 на осуществление биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, однако действие этой лицензии ограничивалось правом организации торгов только государственными ценными бумагами.

12 апреля 1996 года биржа была перерегистрирована  под наименованием «Казахстанская  фондовая биржа», поскольку действующее  законодательство содержало запрет  на выполнение фондовой биржей  функций товарной биржи. 13 ноября 1996 года биржа получила неограниченную лицензию Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам на организацию торгов ценными бумагами.

Так как новый закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» от 5 марта 1997 года ограничивал деятельность фондовой биржи только ценными бумагами, общее собрание акционеров биржи в апреле 1997 года приняло решение о её реорганизации путем выделения в отдельное юридическое лицо закрытого акционерного общества «Алматинская биржа финансовых инструментов» (AFINEX), которое было зарегистрировано 30 июля 1997 года. С 1 сентября 1997 года на торговую площадку AFINEX были переведены торги иностранными валютами и срочными контрактами. Сама биржа прошла перерегистрацию 3 июля 1997 года под своим прежним наименованием.

Со вступлением в силу закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам акционерных обществ» от 10 июля 1998 года был устранён запрет на организацию фондовой биржей торгов иностранными валютами и другими, помимо ценных бумаг, финансовыми инструментами, что дало возможность присоединить AFINEX к бирже. Решение об этом было принято общим собранием акционеров 6 января 1999 года, а 16 марта 1999 года была произведена соответствующая государственная перерегистрация воссоединённой биржи.

15 декабря 2006 года KASE определена  в качестве специальной торговой  площадки регионального финансового  центра города Алма-Аты. 23 августа  2007 года общее собрание акционеров KASE приняло решение о коммерциализации KASE. В рамках коммерциализации KASE осуществлён отказ от прежнего принципа голосования «один акционер -- один голос» и переход на общепринятый для акционерных обществ принцип голосования, при котором на каждую акцию приходится один голос на общем собрании акционеров KASE.

Статья 40. Управление фондовой биржей [1].

1. Органы фондовой  биржи, их функции и правомочия, порядок формирования и принятия  ими решений определяются законодательством  Республики Казахстан, уставом  фондовой биржи и правилами  биржевой торговли. Особенности  деятельности органов фондовой биржи определяются уполномоченным органом.

2. Голоса избранных  в состав органов фондовой  биржи должностных лиц организаций,  чьи ценные бумаги прошли листинг  на данной фондовой бирже, не  учитываются при подсчете голосов  при принятии решений по вопросам листинга.

3. При принятии решений  высшим органом фондовой биржи  ее акционеры имеют равное  количество голосов.

Биржа создается на основе добровольного решения учредителей  без ограничения срока ее деятельности. Поэтому учредителями биржи считают  членов инициативной группы, заключающих между собой учредительный договор и выступающих в качестве ее организаторов.

Считается, что чем  больше учредителей и прочнее  их финансово-материальное положение, тем большую поддержку они  могут оказать бирже, хотя большое число учредителей осложняет управление биржей.

Состав учредителей  зависит от вида биржи.

Учредителями фондовой биржи может выступать только профессиональный участник рынка ценных бумаг, а валютной биржи- коммерческий банк или финансовое учреждение, которое имеет лицензию на право осуществления операций с валютой.

Для бирж, которые возрождались в странах СНГ в 1990-1991 гг., характерным  являлось большое разнообразие состава  учредителей. Для одних бирж учредителями являлись исключительно государственные органы. Учредителями других бирж выступали хозрасчетные предприятия и организации, различные коммерческие организации, частные лица.

Все же в числе учредителей  большинства бирж преобладали государственные  предприятия и организации.

В первые годы функционирования бирж ее учредители обладали рядом привилегий в получении дивидендов, в управлении биржей, открытии брокерских контор.

Членом биржи может  быть как физическое, так и юридическое  лицо. Для некоторых бирж вводятся определенные ограничения для членства на бирже.

Членом фондовой биржи  в соответствии с Законом «О рынке  ценных бумаг» может быть только профессиональный участник рынка ценных бумаг.

В Казахстане к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относят  коммерческие банки, поэтому они  также могут быть членами биржи. Причем коммерческие банки, как правило, самые активные члены биржи, хотя не во всех странах коммерческим банкам разрешено заниматься биржевой деятельностью, или, напротив, на них делается основная ставка.

Вот что гласит 39 статья Закона «О рынке ценных бумаг»[1].

Статья 39. Членство на фондовой бирже

1. Членами фондовой  биржи могут быть профессиональные  участники рынка ценных бумаг  и иные юридические лица, не  являющиеся профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, но имеющие в соответствии с законодательством право на осуществление сделок с иными, кроме ценных бумаг, финансовыми инструментами.

2. Фондовая биржа должна  иметь не менее десяти членов.

Членами биржи могут  быть иностранные юридические лица, отвечающие установленным настоящим Законом требованиям.

Решение о приеме в  члены биржи принимается биржевым советом.

Биржа заинтересована в  том, чтобы ее организационная структура  максимально способствовала выполнению поставленных задач и обеспечивала низкие издержки, связанные с организацией биржевой торговли в условиях жесткой конкуренции со стороны внебиржевых организаторов торговли.

Организационная структура  биржи, ее органы управления должны обеспечивать доверие к ней со стороны ее членов.

Собрания членов биржи  бывают годовыми, созываемыми в обязательном порядке раз в год с интервалом между ними не более 15 месяцев, и чрезвычайными (внеочередными). Последние созываются биржевым комитетом (советом), ревизионной комиссией или членами биржи, обладающими не менее 10% голосов. К исключительной компетенции общего собрания относятся:

- осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей;

- определение целей и задач биржи, стратегии ее развития;

- утверждение и внесение изменений во внутри биржевые нормативные документы;

- формирование выборных органов;

- рассмотрение и утверждение бюджета биржи, годового баланса, счетов прибылей и убытков, распределение прибыли.

- прием новых членов биржи;

-утверждение смет расходов на содержание комитета(совета) и персонала биржи, в том числе определение условий оплаты труда должностных лиц биржи, ее филиалов и представительств;

- принятие решения о прекращении деятельности биржи назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.

Так как собрание членов биржи собирается один раз в год, то для оперативного управления биржей выбирается биржевой совет. Он является контрольно-распорядительным органом текущего управления биржей и решает все вопросы ее деятельности, кроме тех, которые могут решаться только на общем собрании членов биржи.

Из состава совета формируется Правление, осуществляющее оперативное руководство биржей и представляющее ее интересы в организациях и учреждениях. Порядок действия биржевого совета и Правления  определяется уставом и может  иметь особенности на разных биржах.

Контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью осуществляет ревизионная  комиссия, избираемая собранием членов биржи одновременно с биржевым советом. Ревизионная комиссия вправе оценить  правомочность решений, принимаемых  органами управления биржи. К общему собранию членов биржи ревизионная комиссия проводит документальную проверку финансово-хозяйственной деятельности биржи (сплошную или выборочную), результатов ее торговых, расчетных, валютных и других операций.

Ревизионная комиссия ведет проверки по поручению общего собрания членов биржи или по собственной инициативе. Ревизии проводятся не реже одного раза в год. Члены ревизионной комиссии вправе требовать от должностных лиц биржи представление всех необходимых документов и личных объяснений. Результаты проверок направляются общему собранию членов биржи. При отсутствии аудиторов ревизионная комиссия составляет заключение по годовым отчетам и балансам, на основании которого общее собрание членов биржи может его утверждать. Члены ревизионной комиссии обязаны потребовать созыва чрезвычайного собрания членов биржи, если возникла серьезная угроза интересам биржи. На некоторых биржах для выполнения ее стратегических задач, координации основных направлений ее деятельности, определения приоритетных задач и построения взаимоотношений с органами власти и управления (центральными и местными) может создаваться Попечительский совет, основное назначение которого заключается в том, чтобы согласовать деятельность биржи с органами власти и управления, способствовать привлечению к работе на бирже нерезидентов. Стационарная структура биржи необходима для ведения хозяйственной От того, как осуществляют свою работу подразделения, входящие в стационарную структуру, во многом зависит эффективность работы биржи. Стационарная структура делится на исполнительные (функциональные) подразделения и специализированные.

Исполнительные (функциональные) подразделения - это аппарат биржи, который готовит и проводит биржевой торг. Они весьма разнообразны и зависят от объема биржевых сделок, количества членов биржи и брокеров, которые работают на бирже. Однако обязательны такие подразделения, как информационный отдел, отдел листинга , регистрационное бюро, бюро по программному обеспечению, отдел по организации торгов.

Специализированные органы - это комиссии биржи и ее коммерческие организации. Среди комиссий наиболее значительными являются котировальная и арбитражная. Котировальная комиссия необходима для того, чтобы организовать учет различных видов цен (спроса и предложения, договорных, высших и низших, начальных и заключительных) при заключении биржевых сделок. На основе обобщения таких цен определяются котировальные (справочные) цены, которые публикуются в биржевых бюллетенях и рассматриваются в качестве биржевого справочника. Биржевой бюллетень является каталогом обработки многочисленных сведений не только по уже совершенным, т.е. заключенным, сделкам, но и по товарам, предлагавшимся к торгам, а также по заявкам о спросе, в том числе и при внебиржевых операциях. Обязанностью котировальной комиссии является наблюдение за своевременным представлением участниками торгового процесса достаточно полных и объективных сведений. Котировальная комиссия поставляет в информационно-справочный отдел биржи данные о ценах и тенденциях их движения так же, как и по тем товарам, которые не вошли в официально опубликованную котировку. Совместно с арбитражной комиссией она устанавливает цены при возникновении спорных вопросов.

Информация о работе Фондовая биржа и ее организация