Фонды социального и обязательного медецинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:10, контрольная работа

Описание

Социальное страхование одно из важнейших направлений государственной социальной политики. Общепризнанно, что это один из реальных механизмов регулирования социально-трудовых и общественно-экономических отношений. Широкая сфера деятельности, которая охватывает и тех, кто организует производство работодателей, и тех, кто работает на предприятиях, а также тех, кто профессионально работает в этой сфере.

Содержание

Фонд социального страхования 3

Фонд обязательного медицинского страхования 13

Используемая литература 21

Работа состоит из  1 файл

Фонд социального страхования.docx

— 44.24 Кб (Скачать документ)

       Управление  Фондом социального страхования  осуществляется Правительством РФ при  участии общероссийских объединений  профсоюзов. Председатель Фонда социального  страхования и его заместители  назначаются Правительством РФ. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального  страхования. Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

       Денежные  средства и иное имущество, находящееся  в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной  собственностью. Они не входят в  состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

       Контроль  за финансовой деятельностью страховщиков в системе обязательного социального  страхования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Профсоюзы в соответствии с законодательством  Российской Федерации имеют право  на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного  социального страхования.

       В соответствии с Положением о ФСС основными  задачами ФСС являются:

       1) обеспечение гарантированных государством  пособий;

       2) участие в разработке и реализации  государственных программ охраны  здоровья работников, мер по совершенствованию  социального страхования;

       3) осуществление мер для обеспечения  финансовой устойчивости Фонда,  в том числе создание резерва;

       4) разработка предложений о размерах  тарифа страховых взносов на  государственное социальное страхование;

       5) организация разъяснительной работы  среди страхователей и населения  по вопросам социального страхования.

       Фонд  социального страхования, его региональные и центральные отраслевые отделения  являются юридическими лицами, имеют  текущие валютные и иные счета  в банках.

       Средства  Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

       Все выплаты из ФСС можно условно  разделить на три группы:

       1) выплаты по временной нетрудоспособности;

       2) санаторно-курортное лечение; 

       3) социальная помощь семьям, имеющим детей.

       Аккумулированные  в Фонде средства направляются на выплату пособий по временной  нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; оплату путевок для работников и  их детей в санаторно-курортные  учреждения, а также на лечение, питание; частичное содержание находящихся  на балансе страхователей санаториев-профилакториев; частичную оплату путевок в детские  загородные оздоровительные лагеря; частичное содержание детско-юношеских  спортивных школ и иные цели социального  страхования.

       В соответствии с Федеральным законом  от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено расходование средств Фонда как страховщика и на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

       Средства  фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных  мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования  на личные счета застрахованных. Примерно 75% взносов на социальное страхование  остается в распоряжении страхователя. По истечении финансового года, если у страхователя остаются неиспользованными  средства, он обязан их перечислить  в федеральный и региональный уровни. В то же время в случае превышения фактических расходов над  суммой начисленных страховых взносов  страхователь не имеет права приостанавливать выплату пособий. Недостаток средств  ему возмещается за счет исполнительного органа фонда.

       Что касается санаторно-курортного обслуживания, то ежегодно исполнительный орган утверждает страхователю лимит средств, которые  он может использовать на приобретение путевок.

       Средства  государственного социального страхования  относятся на себестоимость продукции, работ и услуг. Основная часть  средств социального страхования  поступает работникам непосредственно  от работодателей, а меньшая (примерно 22%) перечисляется в Фонд социального  страхования для перераспределения  между отдельными предприятиями, учреждениями, организациями, часть поступлений  в ФСС осуществляется из федерального бюджета. Это компенсационные выплаты  по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное  лечение и оздоровление, компенсации  гражданам, пострадавшим от радиации, и т.п. Часть средств ФСС направляется в Пенсионный фонд для компенсаций  семьям военнослужащих и иных компенсационных выплат.

       В целом выделение в качестве самостоятельного Фонда социального страхования  позволило решить целый ряд проблем. Это дало возможность обеспечить строго целевое использование средств, не только сохранить, но и повысить уровень обеспеченности застрахованных отдельными пособиями. Были увеличены  сроки выплаты пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, сняты  ограничения при выплате пособий  по временной нетрудоспособности работающим инвалидам.

       В то же время существующая в России система социального страхования  далека от совершенства. Ее главным  недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых  взносов, что не позволяет задействовать  механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых  рисков и связанных с ними выплат. Министерство экономического развития и торговли РФ предлагает сегодня более широко использовать такие рыночные механизмы, как система бонусов (скидок к тарифу) и надбавок для страхователей в зависимости от уровня производственного травматизма и профзаболеваемости на каждом конкретном предприятии. Согласно этой точке зрения, необходимо, чтобы те предприятия, которые не обеспечивают хороших условий труда, низкого травматизма и низкой заболеваемости, платили больше. А те предприятия, которые, наоборот, обеспечивают более благоприятные условия, платили меньше. Речь идет о том, чтобы максимально привязать социальные страховые выплаты, страховой тариф к реальной ситуации на конкретном предприятии. В рамках действующей системы Фонда социального страхования РФ такой привязки добиться сегодня очень сложно, поэтому предлагается перейти к смешанной системе социального страхования и более активно привлекать в систему социального страхования негосударственных страховщиков (акционерных страховых компаний). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Фонд  обязательного медицинского страхования

       Значение медицинского страхования

       В комплексе проводимых в настоящее  время социально-экономических реформ важнейшее место занимает развитие страховой медицины, переход к  которой обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении  и развитием сектора платных  услуг. Медицинское страхование  позволяет каждому человеку напрямую сопоставлять необходимые затраты  на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Соизмерять потребность в  медицинской помощи и возможность  ее получения следует вне зависимости  от того, кем произведены затраты: непосредственно индивидуумом, предприятием, предпринимателем, профсоюзом или обществом в целом.

       В мировой практике организации медико-санитарного  обслуживания сложились три основные системы экономического функционирования здравоохранения - государственная, страховая и частная:

  • государственная система основана на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и гарантирует бесплатную медицинскую помощь;
  • в основу страховой системы заложен принцип участия граждан, предприятий или предпринимателей в финансировании охраны здоровья напрямую или через посредничество страховых медицинских компаний (организаций);
  • частная медицина в настоящее время представлена частнопрактикующими врачами, клиниками и больницами, находящимися в частной собственности. Их финансирование осуществляется за счет платного медицинского обслуживания пациентов.

       В экономико-социальном отношении переход  на страховую медицину в России является объективной необходимостью, которая  обусловлена социальной незащищенностью  пациентов и работников отрасли, а также ее недостаточной финансовой обеспеченностью и технической  оснащенностью. Низкий уровень заработной платы медицинских кадров, выплачиваемой  из бюджетных средств, способствовал  социальной незащищенности работников государственного здравоохранения. Неудовлетворительная обеспеченность объектов здравоохранения  оборудованием и инструментарием, медикаментами, большая степень  износа существующего медицинского оборудования свидетельствовали об их невысоком организационно-техническом  уровне. В рамках концепции финансово-экономической реформы здравоохранения и организации медицинского страхования населения программами страхования предусматривается внедрение новых для отечественной практики методов оценки качества медицинской помощи. Используются выборочные проверки эффективности диагностики и лечения по записям в историях болезни, анкетирование и другие формы социологического обследования пациентов. Для этого создаются экспертные комиссии различного уровня по линии:

  • системы страховой организации;
  • учреждений здравоохранения или органов управляющих здравоохранением;
  • предприятий, с которыми заключатся договора о страховании.

       Переход к медицинскому страхованию неизбежно  предполагает определенную степень  коммерциализации здравоохранения. Поэтому  формирование тарифов на медицинские  услуги позволит контролировать расценки не только за услуги, но и за медицинскую  технологию.

       Государство выступает непосредственным страхователем  для неработающего населения  и осуществляет контроль за сбором, перераспределением и использованием средств обязательного медицинского страхования, обеспечивает финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования, гарантирует выполнение обязательств перед застрахованными лицами.

Информация о работе Фонды социального и обязательного медецинского страхования