Управление
Фондом социального страхования
осуществляется Правительством РФ при
участии общероссийских объединений
профсоюзов. Председатель Фонда социального
страхования и его заместители
назначаются Правительством РФ. Обязательное
социальное страхование осуществляют
страховщики, создаваемые Правительством
Российской Федерации, в соответствии
с федеральными законами о конкретных
видах обязательного социального
страхования. Организационно-правовая
форма страховщиков определяется федеральным
законом о конкретном виде обязательного
социального страхования. Страховщики
осуществляют оперативное управление
средствами обязательного социального
страхования.
Денежные
средства и иное имущество, находящееся
в оперативном управлении Фонда,
а также имущество, закрепленное
за подведомственными Фонду санаторно-курортными
учреждениями, являются федеральной
собственностью. Они не входят в
состав бюджетов соответствующих уровней,
других фондов и изъятию не подлежат.
Контроль
за финансовой деятельностью страховщиков
в системе обязательного социального
страхования осуществляется в соответствии
с законодательством Российской
Федерации.
Профсоюзы
в соответствии с законодательством
Российской Федерации имеют право
на осуществление профсоюзного контроля
за использованием средств обязательного
социального страхования.
В
соответствии с Положением
о ФСС основными
задачами ФСС являются:
1)
обеспечение гарантированных государством
пособий;
2)
участие в разработке и реализации
государственных программ охраны
здоровья работников, мер по совершенствованию
социального страхования;
3)
осуществление мер для обеспечения
финансовой устойчивости Фонда,
в том числе создание резерва;
4)
разработка предложений о размерах
тарифа страховых взносов на
государственное социальное страхование;
5)
организация разъяснительной работы
среди страхователей и населения
по вопросам социального страхования.
Фонд
социального страхования, его региональные
и центральные отраслевые отделения
являются юридическими лицами, имеют
текущие валютные и иные счета
в банках.
Средства
Фонда образуются
за счет:
- страховых
взносов работодателей (администрации
предприятий, организаций, учреждений
и иных хозяйствующих субъектов независимо
от форм собственности);
- страховых
взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью и обязанных уплачивать
взносы на социальное страхование в соответствии
с законодательством;
- страховых
взносов граждан, осуществляющих трудовую
деятельность на иных условиях и имеющих
право на обеспечение по государственному
социальному страхованию, установленному
для работников, при условии уплаты ими
страховых взносов в Фонд;
- доходов от
инвестирования части временно свободных
средств Фонда в ликвидные государственные
ценные бумаги и банковские вклады. Помещение
этих средств Фонда в банковские вклады
производится в пределах средств, предусмотренных
в бюджете Фонда на соответствующий период;
- добровольных
взносов граждан и юридических лиц; поступления
иных финансовых средств, не запрещенных
законодательством;
- ассигнований
из федерального бюджета на покрытие расходов,
связанных с предоставлением льгот (пособий
и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие
чернобыльской катастрофы или радиационных
аварий на других атомных объектах гражданского
или военного назначения и их последствий,
а также в других установленных законом
случаях;
- прочих поступлений
(возмещаемых страхователем расходов,
не принятых к зачету в счет страховых
взносов, и не принятых расходов на выплату
пособий по временной нетрудоспособности
вследствие трудового увечья или профессионального
заболевания; недоимок по обязательным
платежам, сумм штрафов и иных санкций,
предусмотренных законодательством; уплаченных
в установленном порядке сумм за путевки,
приобретенные страхователем за счет
средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду
в результате исполнения регрессных требований
к страхователям, и других).
Все
выплаты из ФСС можно условно
разделить на три группы:
1)
выплаты по временной нетрудоспособности;
2)
санаторно-курортное лечение;
3)
социальная помощь семьям, имеющим
детей.
Аккумулированные
в Фонде средства направляются на
выплату пособий по временной
нетрудоспособности; по беременности
и родам; при рождении ребенка; по
уходу за ребенком до полутора лет;
оплату путевок для работников и
их детей в санаторно-курортные
учреждения, а также на лечение, питание;
частичное содержание находящихся
на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
частичную оплату путевок в детские
загородные оздоровительные лагеря;
частичное содержание детско-юношеских
спортивных школ и иные цели социального
страхования.
В
соответствии с Федеральным законом
от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний" предусмотрено расходование
средств Фонда как страховщика и на пособия
по временной нетрудоспособности по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
Средства
фонда могут использоваться только
на целевое финансирование указанных
мероприятий. Не допускается зачисление
средств социального страхования
на личные счета застрахованных. Примерно
75% взносов на социальное страхование
остается в распоряжении страхователя.
По истечении финансового года, если
у страхователя остаются неиспользованными
средства, он обязан их перечислить
в федеральный и региональный
уровни. В то же время в случае
превышения фактических расходов над
суммой начисленных страховых взносов
страхователь не имеет права приостанавливать
выплату пособий. Недостаток средств
ему возмещается за счет исполнительного
органа фонда.
Что
касается санаторно-курортного обслуживания,
то ежегодно исполнительный орган утверждает
страхователю лимит средств, которые
он может использовать на приобретение
путевок.
Средства
государственного социального страхования
относятся на себестоимость продукции,
работ и услуг. Основная часть
средств социального страхования
поступает работникам непосредственно
от работодателей, а меньшая (примерно
22%) перечисляется в Фонд социального
страхования для перераспределения
между отдельными предприятиями, учреждениями,
организациями, часть поступлений
в ФСС осуществляется из федерального
бюджета. Это компенсационные выплаты
по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное
лечение и оздоровление, компенсации
гражданам, пострадавшим от радиации,
и т.п. Часть средств ФСС направляется
в Пенсионный фонд для компенсаций
семьям военнослужащих и иных компенсационных
выплат.
В
целом выделение в качестве самостоятельного
Фонда социального страхования
позволило решить целый ряд проблем.
Это дало возможность обеспечить
строго целевое использование средств,
не только сохранить, но и повысить
уровень обеспеченности застрахованных
отдельными пособиями. Были увеличены
сроки выплаты пособий по беременности
и родам, по уходу за ребенком, сняты
ограничения при выплате пособий
по временной нетрудоспособности работающим
инвалидам.
В
то же время существующая в России
система социального страхования
далека от совершенства. Ее главным
недостатком считается отсутствие
системы дифференциации страховых
взносов, что не позволяет задействовать
механизм экономической заинтересованности
работодателя в снижении страховых
рисков и связанных с ними выплат.
Министерство экономического развития
и торговли РФ предлагает сегодня более
широко использовать такие рыночные механизмы,
как система бонусов (скидок к тарифу)
и надбавок для страхователей в зависимости
от уровня производственного травматизма
и профзаболеваемости на каждом конкретном
предприятии. Согласно этой точке зрения,
необходимо, чтобы те предприятия, которые
не обеспечивают хороших условий труда,
низкого травматизма и низкой заболеваемости,
платили больше. А те предприятия, которые,
наоборот, обеспечивают более благоприятные
условия, платили меньше. Речь идет о том,
чтобы максимально привязать социальные
страховые выплаты, страховой тариф к
реальной ситуации на конкретном предприятии.
В рамках действующей системы Фонда социального
страхования РФ такой привязки добиться
сегодня очень сложно, поэтому предлагается
перейти к смешанной системе социального
страхования и более активно привлекать
в систему социального страхования негосударственных
страховщиков (акционерных страховых
компаний).
Фонд
обязательного медицинского
страхования
Значение
медицинского страхования
В
комплексе проводимых в настоящее
время социально-экономических реформ
важнейшее место занимает развитие
страховой медицины, переход к
которой обусловлен спецификой рыночных
отношений в здравоохранении
и развитием сектора платных
услуг. Медицинское страхование
позволяет каждому человеку напрямую
сопоставлять необходимые затраты
на охрану здоровья с состоянием собственного
здоровья. Соизмерять потребность в
медицинской помощи и возможность
ее получения следует вне зависимости
от того, кем произведены затраты:
непосредственно индивидуумом, предприятием,
предпринимателем, профсоюзом или обществом
в целом.
В
мировой практике организации медико-санитарного
обслуживания сложились три основные
системы экономического функционирования
здравоохранения - государственная, страховая
и частная:
- государственная
система основана на принципе прямого
финансирования лечебно-профилактических
учреждений (ЛПУ) и гарантирует бесплатную
медицинскую помощь;
- в основу
страховой системы заложен принцип участия
граждан, предприятий или предпринимателей
в финансировании охраны здоровья напрямую
или через посредничество страховых медицинских
компаний (организаций);
- частная медицина
в настоящее время представлена частнопрактикующими
врачами, клиниками и больницами, находящимися
в частной собственности. Их финансирование
осуществляется за счет платного медицинского
обслуживания пациентов.
В
экономико-социальном отношении переход
на страховую медицину в России является
объективной необходимостью, которая
обусловлена социальной незащищенностью
пациентов и работников отрасли,
а также ее недостаточной финансовой
обеспеченностью и технической
оснащенностью. Низкий уровень заработной
платы медицинских кадров, выплачиваемой
из бюджетных средств, способствовал
социальной незащищенности работников
государственного здравоохранения. Неудовлетворительная
обеспеченность объектов здравоохранения
оборудованием и инструментарием,
медикаментами, большая степень
износа существующего медицинского
оборудования свидетельствовали об
их невысоком организационно-техническом
уровне. В
рамках концепции финансово-экономической
реформы здравоохранения и организации
медицинского страхования населения программами
страхования предусматривается внедрение
новых для отечественной практики методов
оценки качества медицинской помощи. Используются
выборочные проверки эффективности диагностики
и лечения по записям в историях болезни,
анкетирование и другие формы социологического
обследования пациентов. Для этого создаются
экспертные комиссии различного уровня
по линии:
- системы страховой
организации;
- учреждений
здравоохранения или органов управляющих
здравоохранением;
- предприятий,
с которыми заключатся договора о страховании.
Переход
к медицинскому страхованию неизбежно
предполагает определенную степень
коммерциализации здравоохранения. Поэтому
формирование тарифов на медицинские
услуги позволит контролировать расценки
не только за услуги, но и за медицинскую
технологию.
Государство
выступает непосредственным страхователем
для неработающего населения
и осуществляет контроль за сбором,
перераспределением и использованием
средств обязательного медицинского страхования,
обеспечивает финансовую устойчивость
системы обязательного медицинского страхования,
гарантирует выполнение обязательств
перед застрахованными лицами.