Гарантия и поручительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:22, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение новых подходов к организации банковского надзора.

В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:
• рассмотреть нормативно – правовую базу банковского надзора;
• выяснить Базельские принципы организации банковского надзора;
• изучить мировой опыт банковского надзора и российскую практику.

Содержание

Введение______________________________________________________3
1. Требования к совершенствованию банковского надзор_____________5
1.1.Банковская система после кризиса______________________________4
1.2.Нормативно-правовая база банковского надзора_________________ 7
2. Этапы развития банковского надзора___________________________12
2.1.Базельские принципы организации банковского надзор___________12
2.2.Переход от Базеля I к Базелю II_______________________________18
3. Совершенствование банковского надзора в новых условиях________23
3.1 Базель III__________________________________________________23
3.2 Мировой опыт банковского надзора и российская практика________26
Заключение____________________________________________________ 32
Список литературы____________________________________________33

Работа состоит из  1 файл

курсовая ДКБ.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение______________________________________________________3

 

  1. Требования к совершенствованию банковского надзор_____________5

      1.1.Банковская система после кризиса______________________________4

      1.2.Нормативно-правовая база банковского надзора_________________ 7

 

  1. Этапы развития банковского надзора___________________________12

      2.1.Базельские принципы организации банковского надзор___________12

      2.2.Переход от Базеля I к Базелю II_______________________________18

 

  1. Совершенствование банковского надзора в новых условиях________23

3.1 Базель III__________________________________________________23

3.2 Мировой опыт  банковского надзора и российская  практика________26

Заключение____________________________________________________ 32

Список литературы____________________________________________33

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Центральный банк российской Федерации – высший орган  банковского регулирования и  контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Государство в  лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

Банковский  надзор - это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

Банк России осуществляет пруденциальное регулирование  и пруденциальный банковский надзор. Данный вид банковского регулирования  и надзора направлен на снижение риска банковских операций посредством  установления специальных финансово-правовых средств.

В целях обеспечения  устойчивости кредитных организаций  Банком России устанавливаются обязательные нормативы – финансово-правовые требования публичного характера, регулирующие отношения по поводу банковских рисков и направленные на поддержание кредитной организацией определенных показателей финансово-кредитной деятельности. Банковский надзор направлен на обеспечение устойчивости банковской системы и представляет собой определенные формы воздействия на кредитные организации, гарантируя реализацию финансово-правовых норм в части регулирования банковской деятельности и создавая тем самым предпосылки для становления развитой банковской системы.

Целью данной работы является изучение новых подходов к организации банковского надзора.

 

 

 

В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:

  • рассмотреть нормативно – правовую базу банковского надзора;
  • выяснить Базельские принципы организации банковского надзора;
  • изучить мировой опыт банковского надзора и российскую практику.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Требования времени к совершенствованию банковского надзора

   1.1 Банковская система после кризиса

   Глобальный финансово-экономический кризис самым серьезным образом затронул Россию, которая с каждым годом все больше втягивается в общемировую глобальную финансово-экономическую систему. Глобальный кризис оказался крайне острым и болезненным для банковской системы, инвестиционных компаний [1].

   Главными каналами воздействия кризиса на банковский сектор России являются следующие:

  1. Массовая продажа российских акций зарубежными владельцами вызвала панику и четырехкратный обвал фондовых рынков России. Значительное ухудшение условий фондирования российских банков за рубежом вследствие кризиса на мировом финансовом рынке в сочетании с существенным замедлением темпа прироста денежной массы привело к обострению проблемы ликвидности в банковском секторе, ухудшению ситуации на межбанковском кредитном рынке, снижению платежеспособности банков.

   Обострение в сложившихся условиях ранее не решенных проблем    российской банковской системы повысило вероятность реализации системных банковских рисков. К числу основных проблем российской банковской системы можно отнести:

    • нехватку ликвидности ввиду исчезновения ее традиционных источников, высокие экспортные цены и приток капитала;
    • сохранение низкого уровня капитализации банков;
    • ограниченные возможности региональных банков получать достаточное рефинансирование;
    • опережающий темп роста активов по сравнению с темпами увеличения собственных средств (капитала) кредитных организаций;
    • замедление темпа роста зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций;
    • снижение темпов прироста привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) населения и средств организаций;
    • сохранение тенденции к наращиванию присутствия на рынке банковских услуг банков с иностранным участием в уставном капитале;
    • заметное сжатие рынка межбанковских кредитов;
    • увеличение доли убыточных кредитных организаций;
    • несбалансированность структуры активов и низкое качество пассивов;
    • отсутствие должного доверия между кредитными организациями, а также доверия к ним со стороны клиентов.
  1. В то время как российские предприятия и организации имели большой негосударственный внешний долг, оцениваемый примерно в 500 млрд. дол. США, при наличии необходимости возврата этого долга во второй половине 2008 г. в размере 60 млрд. дол. и в 2009 г. - в размере 100 млрд. дол. произошло ухудшение условий кредитования российских банков, предприятий и организаций со стороны международных инвесторов. Все это привело к острому кризису ликвидности, который поставил на грань банкротства отдельные российские банки и компании и вынудил государство прибегнуть к оказанию им крупномасштабной финансовой помощи.
  1. Произошел рост курса доллара по отношению к рублю. Только за четыре месяца 2008 г. курс доллара по отношению к национальной валюте РФ повысился на 22% - с 23 руб. до 28 руб. к началу декабря 2008 г. Удорожание доллара вызвало определенную панику среди населения, которое стало скупать доллары, заменять вклады в рублях на долларовые вклады, выводить рублевые вклады из банков, превращая эти средства в доллары и храня их дома. Российская банковская система находилась на плаву после первой волны финансового кризиса благодаря грамотным и своевременным действиям государства в лице Правительства и Центрального банка [2].

 

   1.2 Нормативно – правовая база банковского надзора

   Правовые основы организации надзора и контроля определены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ (редакция на 27.06.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В статье 4 прописано: "Банк России выполняет следующие функции:

  • проводит  единую  государственную   денежно-кредитную политику;
  • монопольно  осуществляет  эмиссию  наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • устанавливает  правила  осуществления  расчетов  в  Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и наблюдение  в  национальной  платежной системе;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет  надзор  за деятельностью кредитных организаций и банковских групп [3].

   Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.

Проекты федеральных  законов, а также нормативных  актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России. В главе "Банковское регулирование и надзор", в статье 56 прописано, что: " Банк России   является   органом банковского   регулирования и банковского надзора.  Банк России осуществляет  постоянный  надзор  за соблюдением    кредитными   организациями   и   банковскими   группами банковского  законодательства,   нормативных   актов   Банка   России, установленных ими обязательных нормативов» [3].

   Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров. В статье 73 выше названного Закона подчеркивается, что "для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям [3].

   Проверки могут  осуществляться  уполномоченными   представителями (служащими) Банка России в порядке,  установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями".

В Федеральном  законе от 02.12.90 № 395-1 (ред. от 03.02.96) "О  банках и банковской деятельности" в главе VII. "Бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью", в статье 41 прописано, что "надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами" [4].

   В статье 19 выше названного Закона указаны меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России. "В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

   В статье 74 Федерального законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ указывается, что Банк России может "требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев" [4].

   В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

  • взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;
  • потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации:
      • в том числе изменения структуры активов;
      • замены руководителей кредитной организации; реорганизации кредитной организации;
  • изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
  • ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
  • назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
  • отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

   Обязательные нормативы банков прописаны в инструкции от 16 января 2004 года N 110-И. Настоящая  Инструкция устанавливает числовые значения и методику расчета следующих обязательных нормативов банков:

  • достаточности собственных средств (капитала) банка;
  • ликвидности банков;
  • максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  • максимального размера крупных кредитных рисков;
  • максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);
  • совокупной величины риска по инсайдерам банка;
  • использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.

   При расчете обязательных нормативов должны выполняться следующие требования:

  • если остатки на балансовых счетах и (или) их части, не входящие в перечень балансовых счетов и (или) кодов, приведенных в настоящей Инструкции для расчета обязательного норматива, по экономическому содержанию относятся к рискам, регулируемым (ограничиваемым) обязательным нормативом, банк включает эти счета (их части) в расчет обязательного норматива;
  • если остатки на балансовых счетах и (или) их части, входящие в перечень балансовых счетов и (или) кодов, приведенных в настоящей Инструкции для расчета обязательного норматива и предназначенные для покрытия (уменьшения) регулируемого им риска, по экономическому содержанию не покрывают (не уменьшают) данный риск, банк не включает эти счета (их части) в расчет обязательного норматива [5].

Информация о работе Гарантия и поручительство