Гарантия и поручительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:22, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение новых подходов к организации банковского надзора.

В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:
• рассмотреть нормативно – правовую базу банковского надзора;
• выяснить Базельские принципы организации банковского надзора;
• изучить мировой опыт банковского надзора и российскую практику.

Содержание

Введение______________________________________________________3
1. Требования к совершенствованию банковского надзор_____________5
1.1.Банковская система после кризиса______________________________4
1.2.Нормативно-правовая база банковского надзора_________________ 7
2. Этапы развития банковского надзора___________________________12
2.1.Базельские принципы организации банковского надзор___________12
2.2.Переход от Базеля I к Базелю II_______________________________18
3. Совершенствование банковского надзора в новых условиях________23
3.1 Базель III__________________________________________________23
3.2 Мировой опыт банковского надзора и российская практика________26
Заключение____________________________________________________ 32
Список литературы____________________________________________33

Работа состоит из  1 файл

курсовая ДКБ.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

   2. Этапы развития банковского надзора

   2.2 Базельские принципы организации банковского надзора

   Национальное банковское право развивается под влиянием международных правил, стандартов и рекомендаций. Регулирование современных финансовых рынков не может замыкаться в национальных границах, так как отсутствие должного регулирование в одном сегменте (географическом или функциональном) финансового рынка может привести к кризису, способному вызвать "эффект домино" на международном уровне. Именно кризисы международных масштабов привели к созданию специализированных международных организаций, нацеленных на выработку стандартов банковского надзора и банковской деятельности во всем мире.

   Можно привести  целый ряд потрясших международную  систему банковских кризисов:

  • в 1974 году - банкротство банка «Херштадт»;
  • в 1988 году – банкротство банка «АБМРозиано»;
  • в 1991 году – банкротство банка  БМКТ (Bank of Credit and Commerce International - BCCI);
  • в 1995 году – банкротство банка "Баррингз", "Дайв";
  • в 1998 году – банкротство хеджевого фонда "ЛТКМ".

   Все это  заставило центральные банки стран "десятки", большинство из которых отвечает и за надзор за банковской деятельностью, собраться вместе под эгидой Банка международных расчетов (Базель) и обратить особое внимание на проблему платежеспособности отдельных институтов [6].

   В 1974 году был создан Комитет Кука (получивший свое название по имени его председателя Питера Кука, который курировал банковский надзор в Банке Англии). В дальнейшем Комитет Кука был преобразован в Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов. Первое заседание Базельского комитета состоялось в 1975 году.

   В настоящее время членами Базельского комитета по банковскому надзору являются представители следующих государств-членов комитета: Аргентина, Австралия, Бразилия, Бельгия, Гонконг, Испания, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Россия, Саудовская Аравия, Сингапур, Франция, ФРГ, Швеция, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство Великобритании, Соединенные Штаты Америки, Южная Корея, ЮАР, Япония.

   Основной задачей Базельского комитета банковского надзора является внедрение единых стандартов в сфере банковского регулирования [6].

   Важной  целью Базельского комитета является  ликвидация  пробелов в международном законодательстве, требующая соблюдения двух основных принципов:

  • деятельность всех иностранных филиалов банка подлежит надзору;
  • этот надзор должен быть надлежащим [7].

   С этой целью Комитет разрабатывает директивы и рекомендации для органов регулирования государств-членов.

   Еще в 1975 году Базельский комитет банковского надзора наметил себе обширную программу действий. Особое внимание было решено уделить:

  • вопросам относительно капитала, необходимого банкам для покрытия их рисков;
  • правилам консолидированного надзора за банками, осуществляющими международные операции, в том числе правилам сотрудничества в этой сфере между надзорными органами различных стран;
  • основным принципам надзора за банковской деятельностью [8].

   Важнейшим документом Базельского комитета по банковскому надзору является акт, имеющий название "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора", которые были утверждены им в 1997 году, став результатом сотрудничества и консультаций между надзорными органами многих стран мира.

   Базельские Основополагающие принципы включают в себя двадцать пять принципов надзора, затрагивающих все этапы жизненного цикла банков и всю систему взаимоотношений между ними и надзорными органами [9].

   В связи с уменьшением в 80-е годы 20 века собственного капитала крупных банков, Базельский комитет по банковскому надзору опубликовал документ "Международная конвергенция оценки капитала и требований к капиталу", получившим название Базель I. Основной целью принятия данного соглашения было увеличение резервов капитала банков, осуществляющих международные операции. Достаточный капитал - необходимое условие безопасной и надежной работы отдельных институтов и системной стабильности, так как он создает буфер против убытков и служит для защиты вкладчиков и налогоплательщиков. Кроме того, поскольку акционеры рискуют собственными деньгами, это дает им мощный стимул к тому, чтобы обеспечить соблюдение правил эффективного управления риском [8].

   Между банками и регулирующими органами существует конфликт интересов относительно достаточности капитала. Органы надзора, указывая на необходимость роста банковских капиталов, считают достаточным капитал, максимально снижающий риск. Менеджеры, чтобы увеличить эффективность, предпочитают оперировать меньшим по размеру капиталом путем экономии на масштабах операции. Они полагают, что он должен быть достаточен для обеспечения финансовой основы деятельности и роста активов. В результате руководители кредитных организаций и органы надзора стремятся найти оптимальное соотношение, выбирая между степенью надежности банка с точки зрения возможности успешно противостоять непредвиденным финансовым трудностям (которая будет тем выше, чем больше доля собственного капитала в общей сумме средств) и прибыльностью капитала – тем больше, чем меньше доля собственного капитала в средствах банка. Обоснование увеличения уставного капитала можно считать экономически приемлемым, если такое увеличение обеспечивает прибыльность всего собственного капитала не ниже минимальной. Таким образом, для каждой из сторон понятие достаточности собственного капитала наделено дополнительным смыслом. Эти противоречия обуславливают необходимость формирования инструментов их согласования [10,11]. 

   При оценке регулятивного капитала Базельский комитет по банковскому надзору исходит из эмпирической вероятности дефолта и определенной степени безопасности, рассчитанной в соответствии со статистическими нормами и консервативными представлениями о характере рисков, угрожающих стабильности банков. Он не должен быть менее 8%, а отношение капитала первого уровня к активам, взвешенным по уровню риска, - не менее 4%. Для определения достаточности капитала существуют специальные коэффициенты.

Коэффициент Кука:

 

 

 

 

Коэффициент достаточности  капитала:

                                                                                                                       [9].

   Элементы капитала II уровня регулируются странами самостоятельно. Он должен занимать не более 100% капитала I уровня. Его величина меняется в зависимости от колебания стоимости активов банка и рыночных рисков. С целью развития коммуникации между банками на предмет регулирования рисков и информирования качественной структуры капитала Базельским комитетом по банковскому надзору вводятся отдельные требования к капиталу II уровня.

   Так, резервы на возможные потери по ссудам включаются в его состав в случае, если они предназначены для покрытия непредусмотренных потерь:

  • общие резервы – с лимитов в размере 1,25% активов, взвешенных по риску;
  • резервы переоценки активов – с дисконтом не менее 55% прироста стоимости.

   Дисконт комитетом введен для отражения изменчивости рынка и налоговых расходов, возникающих в случае прироста этих резервов. Латентные резервы, образованные из-за недооценки помещений, не входят в капитал II уровня. На субординированные обязательства должно приходиться не более 50% капитала I уровня.

   Активы банка по Соглашению I в зависимости от степени риска вложений разделяются на пять групп. В основу классификации положен кредитный и страновой трансфертный риск:

  1. активы, свободные от риска;
  2. активы, с минимальным риском – 10 – 20%;
  3. активы, с повышенным риском – 50%;
  4. активы, с максимальным риском – 100%.

   Взвешенный коэффициент риска рассматривается комитетом как предпочтительный метод оценки достаточности капитала. Другие методы он определяет как дополнительные, отмечая при этом, что показатель риска по сравнению с критерием простого ливериджа имеет следующие преимущества:

  • создает более справедливую основу для международных сопоставлений банковских систем, обладающих различной структурой;
  • позволяет включать в оценку внебалансовые риски;
  • не препятствует банкам владеть ликвидными активами или иными активами с низким риском [9].

   Это – общий подход, но центральные банки каждой из стран имеют определенную свободу в установлении экономических нормативов. С учетом требований комитета и по мере эволюции банковских систем они изменяют их. Принципы, изложенные в Соглашении 1988 года стали той методологической основой, на базе которой может строиться любая национальная методика оценки достаточности капитала банка.

   Практика применения Базеля I показала, что Соглашение по достаточности капитала нуждается в дальнейшей разработке, уточнениях и совершенствовании. Так, например, Соглашение принимает во внимание только кредитный риск, остальные виды риска остаются без внимания. Предлагается упрощенная градация кредитного риска (четыре категории), не учитывающая разнообразие возможных реальных ситуаций. Простота расчета коэффициента Кука со временем стала оказывать отрицательное влияние на оценку банков. Единый коэффициент взвешивания применялся ко всем кредитам, предоставляемым как успешным, так и отстающим предприятиям. Следствием этого явился рост кредитования рискованных предприятий. Развитие и совершенствование методов секьюритизации позволило банкам легко исключать из своего баланса активы с высоким риском. Этому же способствовало появление в конце 1990-х годов новых инструментов хеджирования кредитных рисков (кредитных деривативов).   Однако забалансовые счета практически не учитываются при расчете коэффициента Кука. В итоге все эти нежелательные эффекты норм 1988 года (в частности, их ограниченность и неспособность противостоять обходным маневрам банков, поскольку они принимали в расчет лишь небольшую часть рисков) приводили к ошибочным оценкам платежеспособности банков. Кроме того, стали очевидными необходимость надлежащего надзора за деятельностью банков, открытость информации о методологии управления рисками и соблюдение приемлемого уровня рыночной дисциплины.

За период с 1993 по 2003 год Базельский комитет подготовил три последовательные редакции Соглашения, учитывающие критику банковского сообщества и мнения ряда экономистов.

   В 1996 году были приняты дополнения к Соглашению, которые в основном связаны с рыночным риском. Данный документ не оговаривал необходимости определения нормативного капитала для страхования операционного риска. Тем не менее необходимость в этом для банковского сообщества уже на тот момент стала очевидной [12].

 

   2.2 переход от Базеля I к Базелю II

   В июне 2004 года Базельским комитетом был представлен итоговый вариант Соглашения, получивший название "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы", более известный как Базель II [13].

  Основополагающей  целью Бельского комитета в процессе совершенствования Базеля I являлась разработка методологии, которая позволит укрепить надежность и стабильность международной банковской системы и одновременно обеспечить уверенность, что требования к достаточности капитала не послужат источником конкурентного неравенства между банками, работающими на международных рынках. По мнению комитета, внедрение нового Соглашения будет способствовать распространению более надежной практики управления рисками в банковской системе, что рассматривается как одно из его основных преимуществ.

   Разрабатывая  новое Соглашение, Базельский комитет попытался сформулировать требования к капиталу, максимально чувствительные к факторам риска, концептуально обоснованные и одновременно учитывающие системы бухгалтерского учета и банковского надзора каждой страны-члена Комитета. Данная цель, по мнению Комитета, была достигнута. Комитет сохранил основные положения Базеля I, включая общее требование к банкам поддерживать совокупный капитал в размере не ниже 8% от взвешенных по риску активов, базовую структуру "Поправки по рыночным рискам" 1996 г. в части работы с рыночным рисками, а также определение капитала.

   Существенным нововведением Базеля II является более активное использование внутрибанковских оценок рисков в качестве предпосылок расчета капитала. Одновременно с этим шагом Комитет предлагает детализированный перечень минимальных требований, разработанных для обеспечения надежности этих внутренних оценок риска. Однако в намерения Комитета не входило предписание формы или конкретной реализации стратегии и практики управления банковскими рисками.

   Главное  отличие состоит в механизме  определения рисков, причем для  определения коэффициентов вводится величина операционного риск.

Коэффициент Макдоноу:

 

   Показатель достаточности капитала должен быть более или равен 8% с учетом условий, в которых функционирует банковская система страны. Корректировка совокупной величины капитала на размер ожидаемых убытков объясняется тем, что согласно концепции экономического капитала базовая потребность кредитных организации в капитале должна быть ориентирована на величину неожидаемых убытков.

   Документ  «»Международная конвергенция измерения  капитала и стандартов капитала: новые подходы» содержит три операционных компонента:

Информация о работе Гарантия и поручительство