Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:54, реферат
Государственная политика играет решающую роль в стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Основной целью государственного регулирования в этой сфере должно быть формирование эффективных механизмов финансовой поддержки банков, кредитующих малые формы предпринимательской деятельности. В соответствии с международным опытом в России программа кредитования малого бизнеса реализуется через двухуровневую процедуру, включающую Банк развития (Внешэкономбанк) и его дочерний Российский банк развития.
Введение
Государственная
политика играет решающую роль в стимулировании
развития малого и среднего бизнеса. Основной
целью государственного регулирования
в этой сфере должно быть формирование
эффективных механизмов финансовой поддержки
банков, кредитующих малые формы предпринимательской
деятельности. В соответствии с международным
опытом в России программа кредитования
малого бизнеса реализуется через двухуровневую
процедуру, включающую Банк развития (Внешэкономбанк)
и его дочерний Российский банк
развития. Последний призван предоставлять
финансовые ресурсы региональным банкам,
которые в свою очередь кредитуют субъекты
малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на декларации государственной
поддержки малого, и среднего бизнеса,
финансирование по этой программе остается
незначительным.
Государственная
финансовая поддержка
предприятий
Мировой
опыт свидетельствует и о том,
что без государственной
Под государственной финансовой поддержкой малого предпринимательства принято подразумевать комплекс мер, направленных на повышение доступности для субъектов малого предпринимательства финансово-кредитных ресурсов. В основном это льготное налогообложение малого бизнеса, льготные процентные ставки по кредитам малым предприятиям, различные гарантийные механизмы.
Финансовая поддержка оказывается за счет средств бюджетов разных уровней в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего бизнеса. Она не предоставляется тем кто производит и реализует подакцизные товары, а также добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).
Малому и среднему бизнесу важно гарантировать законодательно не обеспеченный кредит, венчурный капитал, новые механизмы расчетов, а также адекватные страховые продукты. Система государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса на уровне региона, и в частности в условиях специфики мегаполиса, должна быть нацелена на параллельное решение двух основных задач:
В условиях недостаточного развития рыночных механизмов финансового обеспечения деятельности малого и среднего бизнеса государство может мерами финансовой поддержки компенсировать дефицит ресурсов хозяйствующих субъектов. Однако долгосрочной целью государственной политики должно быть сокращение искажающего вмешательства в финансовые рынки и развитие на них частных институтов. В рамках оказания государством финансовой поддержки следует выделить два типа мер:
В
части стимулирования развития частных
финансовых институтов активность государств
должна концентрироваться на создании
благоприятных условий для
Наиболее перспективным направлением активности государства в указанной сфере представляется содействие развитию микрофинансовых организаций как фактических элементов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Существует проблема отсутствия в данных официальной статистики целого ряда ключевых количественных показателей финансово-экономического состояния малого предпринимательства, обладающих высокой степенью агрегации и представляющих большой интерес для государственных структур поддержки малого бизнеса, в том числе:
Одним из основных факторов реализации экономического потенциала малых предприятий является стабильная возможность получения кредитных ресурсов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов.
В
нормативных актах часто
1) государственные — специализированные комитеты областных и муниципальных администраций, городские центры занятости, городские и областные фонды поддержки предпринимательства и пр.;
2) некоммерческие- партнерства, ассоциации, союзы предпринимателей, специализированные фонды поддержки, организованные донорскими международными организациями, региональные торгово-промышленные палаты, технопарки, бизнес-инкубаторы.
3) коммерческие - лизинговые, консалтинговые, маркетинговые компании, информационно- аналитические центры, банки.
Соответственно,
услуги, предоставляемые этими
1) бесплатные;
2) платные с льготным и условиями для субъектов малого предпринимательства (МП);
3)
платные на общих основаниях (т.е.
условия получения услуги
От качества и эффективности деятельности организаций инфраструктуры поддержки МП зависит успешная реализация мероприятий. Значительная часть организаций инфраструктуры оказывает услуги предпринимателям бесплатно небольшое количество организаций (14.3 %). Это консультационная поддержка в области налогообложения, услуги в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, содействия малому бизнесу в организации выставочной деятельности, а также небольшой пласт финансовой поддержки, оказываемый фондами и специальными структурами кредитования малого бизнеса. Примерно 34,5% организаций оказывают свои услуги субъектам МП платно, на общих основаниях. По такому принципу осуществляется в основном различного рода финансовая поддержка. Так, например, в случае кредитования в коммерческом банке субъект МП часто получает кредит по такой же ставке, что и любой иной хозяйствующий субъект.
На практике участие малых предприятий в качестве поставщиков в государственных закупках на условиях, предусмотренных в нормативных актах, затруднено рядом причин. Для предприятий малого бизнеса это, во-первых, несоблюдение установленных для МП квот участия в государственных закупках. Главным критерием конкурсного отбора является минимальная пена предложения, а ценовой конкуренции предприятия малого бизнеса выдержать не могут. Во-вторых, малым предприятиям не по силам принять риск несвоевременной оплаты поставленной по контрактам продукции, что при слабой финансовой дисциплине государственных заказчиков случается нередко. Особенно страдают при этом поставщики в регионах, где наряду с перечисленными причинами действуют также факторы дефицитности региональных и местных бюджетов (риск невыплаты за контрактные поставки).
Интересы
государственных заказчиков также
не совпадают со стратегией создания
благоприятных условий для
Таким образом, к числу основных факторов, препятствующих быстрому вовлечению малого бизнеса в процессы государственных закупок, относятся слабая проработанность организационных и экономических механизмов; экономическая незаинтересованность министерств и ведомств; сложности в согласовании действующих нормативных актов.
Применение
упрощенной системы налогообложения
индивидуальными
С
1994 г. были приняты четыре Федеральные
программы государственной
Механизмы поддержки малого бизнеса содержались в "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на 2003 - 2005 годы". Формирование правовой среды, обеспечивающей развитие малого бизнеса, предусмотрено также в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации", принятой в декабре 2001 г. Государственным Советом РФ.
В некоторых субъектах РФ разрабатываются региональные программы развития и поддержки малого бизнеса. Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для малого бизнеса является финансовая поддержка. Она осуществляется в предоставлении субъектам МП:
Ежегодно
в федеральном бюджете
Еще одна важная проблема связана с отсутствием адекватных организационно-правовых и договорных форм, пригодных для использования в схемах распределения кредитного риска (гарантийные фонды, банки поручительств, кредитные деривативы, страхование кредитных пулов и т. п.). Особенно актуальной задача снижения указанных рисков становится в случае кредитования вновь создаваемых предприятий (start-upbusiness) и микропредприятий. Без государственного участия, силами одних коммерческих структур, она, по-видимому, не может быть решена
Информация о работе Государственная финансовая поддержка предприятий