Государственная финансовая поддержка предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:54, реферат

Описание

Государственная политика играет решающую роль в стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Основной целью государственного регулирования в этой сфере должно быть формирование эффективных механизмов финансовой поддержки банков, кредитующих малые формы предпринимательской деятельности. В соответствии с международным опытом в России программа кредитования малого бизнеса реализуется через двухуровневую процедуру, включающую Банк развития (Внешэкономбанк) и его дочерний Российский банк развития.

Работа состоит из  1 файл

К.р по финансы предприятия.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

     Введение

Государственная политика играет решающую роль в стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Основной целью государственного регулирования в этой сфере должно быть формирование эффективных механизмов финансовой поддержки банков, кредитующих малые формы предпринимательской деятельности. В соответствии с международным опытом в России программа кредитования малого бизнеса реализуется через двухуровневую процедуру, включающую Банк развития (Внешэкономбанк) и его дочерний Российский банк развития. Последний призван предоставлять финансовые ресурсы региональным банкам, которые в свою очередь кредитуют субъекты малого и среднего предпринимательства. Несмотря на декларации государственной поддержки малого, и среднего бизнеса, финансирование по этой программе остается незначительным. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Государственная финансовая поддержка  предприятий 

     Мировой опыт свидетельствует и о том, что без государственной поддержки  развитие малого предпринимательства  происходит очень медленно.

     Под государственной финансовой поддержкой малого предпринимательства принято подразумевать комплекс мер, направленных на повышение доступности для субъектов малого предпринимательства финансово-кредитных ресурсов. В основном это льготное налогообложение малого бизнеса, льготные процентные ставки по кредитам малым предприятиям, различные гарантийные механизмы.

     Финансовая  поддержка оказывается за счет средств  бюджетов разных уровней в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего бизнеса. Она не предоставляется тем кто производит и реализует подакцизные товары, а также добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).

     Малому  и среднему бизнесу важно гарантировать законодательно не обеспеченный кредит, венчурный капитал, новые механизмы расчетов, а также адекватные страховые продукты. Система государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса на уровне региона, и в частности в условиях специфики мегаполиса, должна быть нацелена на параллельное решение двух основных задач:

    1. оказание непосредственной финансовой поддержки хозяйствующим субъектам (малым и средним предприятиям);
    2. стимулирование развития рынков заемных ресурсов с целью повышения степени удовлетворенности спроса малых и средних предприятий рыночным предложением.

     В условиях недостаточного развития рыночных механизмов финансового обеспечения  деятельности малого и среднего бизнеса  государство может мерами финансовой поддержки компенсировать дефицит ресурсов хозяйствующих субъектов. Однако долгосрочной целью государственной политики должно быть сокращение искажающего вмешательства в финансовые рынки и развитие на них частных институтов. В рамках оказания государством финансовой поддержки следует выделить два типа мер:

      1. прямой поддержки (инвестиции, субсидии, кредиты);
      2. косвенной поддержки (разделение рисков с рыночными финансовыми институтами гарантии, частичная компенсация процентных ставок). Из числа мер государственной финансовой поддержки в долгосрочном аспекте явно более предпочтительными являются косвенные меры. Они в менее значительной мере искажают конкурентную среду, незначительным образом нарушают равную доступность ресурсов для хозяйствующих субъектов и стимулируют малые и средние предприятия к использованию заемных ресурсов частных финансовых институтов.

     В части стимулирования развития частных  финансовых институтов активность государств должна концентрироваться на создании благоприятных условий для развития различных форм и типов организаций. Регулирование степени благоприятности условий для осуществления деятельности в данном случае может выступать как инструмент достижения целей развития экономики города с учетом его приоритетов и долгосрочных интересов.

     Наиболее  перспективным направлением активности государства в указанной сфере представляется содействие развитию микрофинансовых организаций как фактических элементов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

     Существует  проблема отсутствия в данных официальной  статистики целого ряда ключевых количественных показателей финансово-экономического состояния малого предпринимательства, обладающих высокой степенью агрегации и представляющих большой интерес для государственных структур поддержки малого бизнеса, в том числе:

  1. показатель валовой добавленной стоимости (ВДС), производимой совокупностью малых предприятий региона, по которому можно определить вклад в валовой региональный продукт (ВРП);
  2. показатель суммы налоговых отчислений от малого предпринимательства в бюджеты различных уровней;
  3. показатели внешней экономической деятельности (объемы экспорта, импорта и др.).

     Одним из основных факторов реализации экономического потенциала малых предприятий является стабильная возможность получения  кредитных ресурсов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов.

     В нормативных актах часто встречается  термин "инфраструктура", однако в законодательстве нет определения данного понятия. В литературе под инфраструктурой понимаются разнообразные организации, оказывающие поддержку предприятиям малого бизнеса. Такие организации могут быть разделены на три группы:

     1) государственные — специализированные комитеты областных и муниципальных администраций, городские центры занятости, городские и областные фонды поддержки предпринимательства и пр.;

     2) некоммерческие- партнерства, ассоциации, союзы предпринимателей, специализированные фонды поддержки, организованные донорскими международными организациями, региональные торгово-промышленные палаты, технопарки, бизнес-инкубаторы.

     3) коммерческие - лизинговые, консалтинговые, маркетинговые компании, информационно- аналитические центры, банки.

     Соответственно, услуги, предоставляемые этими организациями, в зависимости от условий их предоставления, делятся следующим образом:

     1) бесплатные;

     2) платные с льготным и условиями для субъектов малого предпринимательства (МП);

     3) платные на общих основаниях (т.е.  условия получения услуги одинаковые  как для субъектов МП, так и  для прочих хозяйствующих субъектов).

     От  качества и эффективности деятельности организаций инфраструктуры поддержки МП зависит успешная реализация мероприятий. Значительная часть организаций инфраструктуры оказывает услуги предпринимателям бесплатно небольшое количество организаций (14.3 %). Это консультационная поддержка в области налогообложения, услуги в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, содействия малому бизнесу в организации выставочной деятельности, а также небольшой пласт финансовой поддержки, оказываемый фондами и специальными структурами кредитования малого бизнеса. Примерно 34,5% организаций оказывают свои услуги субъектам МП платно, на общих основаниях. По такому принципу осуществляется в основном различного рода финансовая поддержка. Так, например, в случае кредитования в коммерческом банке субъект МП часто получает кредит по такой же ставке, что и любой иной хозяйствующий субъект.

     На  практике участие малых предприятий  в качестве поставщиков в государственных  закупках на условиях, предусмотренных  в нормативных актах, затруднено рядом причин. Для предприятий малого бизнеса это, во-первых, несоблюдение установленных для МП квот участия в государственных закупках. Главным критерием конкурсного отбора является минимальная пена предложения, а ценовой конкуренции предприятия малого бизнеса выдержать не могут. Во-вторых, малым предприятиям не по силам принять риск несвоевременной оплаты поставленной по контрактам продукции, что при слабой финансовой дисциплине государственных заказчиков случается нередко. Особенно страдают при этом поставщики в регионах, где наряду с перечисленными причинами действуют также факторы дефицитности региональных и местных бюджетов (риск невыплаты за контрактные поставки).

     Интересы  государственных заказчиков также  не совпадают со стратегией создания благоприятных условий для малого бизнеса. Во-первых, в условиях дефицита финансовых ресурсов у органов исполнительной власти всех уровней возникает дилемма: либо оказывать поддержку субъектам МП, либо экономить бюджетные средства (на основе организации тендеров). Во-вторых, на региональном уровне бывают случаи игнорирования малых предприятий, зарегистрированных в других субъектах РФ.

     Таким образом, к числу основных факторов, препятствующих быстрому вовлечению малого бизнеса в процессы государственных  закупок, относятся слабая проработанность организационных и экономических механизмов; экономическая незаинтересованность министерств и ведомств; сложности в согласовании действующих нормативных актов.

     Применение  упрощенной системы налогообложения  индивидуальными предпринимателями  предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

     С 1994 г. были приняты четыре Федеральные  программы государственной поддержки  малого предпринимательства. Последняя - на 2000 - 2001 гг. Ни одна из этих программ не была реализована полностью. В  ст. 78 и иных статьях Бюджетного кодекса  РФ (БК РФ) сказано, что из федерального бюджета могут финансироваться только федеральные и региональные целевые программы. Поскольку программы поддержки МП не имеют статуса целевых, то их финансирование из федерального бюджета противоречит БК РФ.

     Механизмы поддержки малого бизнеса содержались в "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на 2003 - 2005 годы". Формирование правовой среды, обеспечивающей развитие малого бизнеса, предусмотрено также в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации", принятой в декабре 2001 г. Государственным Советом РФ.

     В некоторых субъектах РФ разрабатываются  региональные программы развития и  поддержки малого бизнеса. Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для малого бизнеса является финансовая поддержка. Она осуществляется в предоставлении субъектам МП:

  • субвенций и субсидий;
  • бюджетных кредитов, займов, ссуд;
  • государственных и муниципальных гарантий.

     Ежегодно  в федеральном бюджете предусматривается  выделение ассигнований на поддержку  и развитие МП. Правительство ежегодно разрабатывает постановление, в  котором определяет направления  расходования этих средств. В 2006 г. принято  несколько актов, устанавливающих выделение субсидий из федерального бюджета для поддержки субъектов МП, занимающихся сельским хозяйством. В частности, постановление Правительства РФ от 04.02.2006 № 70 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах и 2006г. членами этих кредитных кооперативов". Эти правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2011 г. за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2011 г. членами этих кооперативов - крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, а также сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в которых не менее 70% членов составляют крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

     Еще одна важная проблема связана с отсутствием  адекватных организационно-правовых и  договорных форм, пригодных для использования в схемах распределения кредитного риска (гарантийные фонды, банки поручительств, кредитные деривативы, страхование кредитных пулов и т. п.). Особенно актуальной задача снижения указанных рисков становится в случае кредитования вновь создаваемых предприятий (start-upbusiness) и микропредприятий. Без государственного участия, силами одних коммерческих структур, она, по-видимому, не может быть решена

Информация о работе Государственная финансовая поддержка предприятий