Государственная экономическая политика

Автор работы: Елена Камаева, 06 Августа 2010 в 21:00, контрольная работа

Описание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Цели государственной экономической политики 4
2. Фискальная экономическая политика 7
3. Кредитно-денежная политика 12
4.Цели и задачи бюджетной политики государства 14
5. Другие виды и формы государственной экономической политики 17
Заключение 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Содержание

Финансовая деятельность является неотъемлемой функцией государства с начала его возникновения. Исторически она преимущественно была связана с финансовым обеспечением жизнедеятельности государства и общества. С развитием цивилизации финансовая деятельность государства стала многогранной. Эволюция показала, что в некоторых случаях финансовые методы управления государством могут быть более эффективными и результативными. Каждое государство должно стремиться найти оптимальную точку между командными и финансовыми методами управления, исходя из исторических обстоятельств, связанных с такими факторами, как финансовые и организационные возможности, состояние демократических институтов, наличие необходимой законодательной базы, уровень образованности и правосознания граждан и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Государственная экономическая политика.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

      Несмотря  на то, что государство, используя  центральный банк, держит в своих  руках мощные средства воздействия  на денежную массу, проведения денежной политики, в ряде критических ситуаций оно оказывается далеко не всесильным.

4.Цели  и задачи бюджетной  политики государства

 

    Бюджетную сферу в финансовой системе государства  наиболее точно позволяют определить цели и задачи бюджетной политики.

    От  бюджетной политики государства, разрабатываемой и осуществляемой органами власти, зависят бюджетные правоотношения. По мнению Карасевой М.В., бюджетно-правовая политика как явление, а точнее, как определенная стратегия бюджетно-правового регулирования, стала определяться к 1998 году1. В этом году был принят Бюджетный кодекс РФ, а также Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах2. Фактически в этих двух актах была объективирована определенная бюджетно-правовая политика.

    Следует согласиться с мнением, что финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом именно в ходе бюджетного процесса, она предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования денежных средств, управления финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов

    Итак, основными целями и задачами бюджетной  политики следует считать: рост уровня потребления населения; увеличение собираемости налогов и совершенствование политики в области доходов; всемерную экономию государственных расходов; сбалансированность бюджета; реформирование межбюджетных отношений; переход к среднесрочному бюджетному планированию, исполнению бюджетов по принципу единства кассы; усиление финансового контроля; принятие реалистичных бюджетов.

    Что касается бюджетного планирования, то здесь следует отметить, что управление финансовыми потоками, входящими  в сферу бюджетных отношений, - одна из главных функций государства. Ее реализация требует ясности, "прозрачности", четкой правовой регламентации принципов, полномочий и соответствующих механизмов. Система бюджетного планирования призвана показать реальные пределы допустимых затрат в среднесрочной перспективе и обосновать стратегический подход к решению приоритетных задач. Оценка эффективности процесса бюджетного планирования предполагает: отражение реальной (объективной) картины ресурсообеспеченности, системы государственных расходов, связь среднесрочного прогноза социально-экономического развития и прогнозов бюджета, принятие обоснованных решений и детальное изложение политики для приоритетного развития секторов экономики, гласность.

    Расходы бюджета должны планироваться в  соответствии с бюджетными заявками бюджетополучателей. Процедура подачи рассмотрения и удовлетворения бюджетной заявки должна предусматривать доказательность необходимости заявляемых бюджетополучателем запрашиваемых сумм. Закупки материальных, технических средств (работ, услуг) за счет средств бюджета должны производиться только на конкурсной основе, основным критерием отбора в котором должно стать повышение эффективности бюджетных расходов.

    Безусловно, результатом разумной, обоснованной бюджетной политики является эффективное  функционирование бюджетной системы, которая, в свою очередь, должна обеспечивать соответствие между расходными функциями и наличием соответствующих ресурсов; необходимые права и стимулы для мобилизации бюджетных поступлений с мест; выполнение органами власти и управления своих полномочий в законодательной и исполнительной областях при соблюдении требования их финансовой независимости; регулирование состояния и режима использования природно-ресурсного и экологического потенциала как основы существования и развития страны и жизнеобеспечения ее населения; стимулирование деловой активности, осуществление структурных преобразований, улучшение инвестиционной привлекательности.

    В настоящее время система бюджетного устройства России, бюджетные взаимоотношения, разработка и исполнение бюджетов имеют  определенные недостатки, которые приводят к таким последствиям, как резкое сужение доходной базы бюджетов всех уровней; рост числа субъектов Федерации и муниципальных образований, имеющих дотационные бюджеты; рост недоимок в бюджеты всех уровней; неравномерность бюджетной обеспеченности жителей городов и сельской местности, а также финансирования отдельных статей региональных и местных бюджетов; распыление государственных и муниципальных финансов по многочисленным внебюджетным фондам, имеющим по своей сути бюджетную природу и целевую направленность; наличие значительных встречных потоков денежных средств в процессе "расщепления налогов", сборов и платежей, субсидий и дотаций в межбюджетных отношениях; отсутствие должного стимулирования бюджетных механизмов снижения дотационности ЖКХ, продукции АПК, услуг газового хозяйства, пассажирского транспорта и других дотационных сфер; значительное сокращение бюджетных расходов, в первую очередь на инвестиционные цели; передача на региональный и местный уровень управления расходных полномочий без соответствующего подкрепления их доходными источниками; недостаточно полный учет всех составляющих баланса финансовых ресурсов региона при проведении политики регулирования территориального развития; низкая степень прозрачности бюджетных процедур; слабая нормативно-правовая база разработки и исполнения бюджетов различных уровней.

    Практически каждый из указанных недостатков  реально создает благоприятные  условия для различного рода правонарушений при расходовании бюджетных средств, что в своей совокупности приводит к причинению существенного ущерба государству, так как по своей структуре эти правонарушения в подавляющем большинстве состоят в хищении бюджетных средств.

    Успех финансовых преобразований в стране зависит от создания оптимального механизма обеспечения действительного, а не просто регламентированного правом сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы. Существующая система межбюджетных отношений в Российской Федерации несовершенна, что находит выражение в сохраняющейся индивидуальности при определении финансовой помощи регионам, отсутствии целевой направленности финансовой поддержки субъектов Федерации, ограниченности сферы формализованного распределения финансовой помощи, недостаточной "прозрачности" методики расчета трансфертов, отсутствии стимулов для региональных и местных властей укреплять собственную налоговую базу и обоснованной методики оценки бюджетных потребностей регионов. Неотработанность отношений, неадекватность доходных полномочий расходным в цепочке "РФ - субъекты Федерации" проецируются и на уровень "региональные бюджеты - местные бюджеты".

    Для обеспечения эффективности функционирования бюджетной системы необходимо соблюдение четырех основных условий:

    1) Четкое разграничение полномочий  между всеми уровнями власти по расходам;

    2) Наделение соответствующих уровней  власти достаточными для реализации  этих полномочий доходными источниками;

    3) Сглаживание вертикальных и горизонтальных  дисбалансов доходов и расходов  нижестоящих бюджетов;

    4) Полная прозрачность бюджетных процедур.

    Соблюдение  этих условий будет способствовать в том числе и минимизации  возможностей для различного рода злоупотреблений  при расходовании бюджетных средств.

    В настоящее время очевидно для  всех, что систему бюджетных отношений  необходимо реформировать. Для этого чрезвычайно важно выработать принципы и критерии такого реформирования бюджетных правоотношений. Ими могут быть следующие:

    - сбалансированность интересов всех  участников межбюджетных отношений;

    - закрепление за региональными  и местными бюджетами на долговременной основе нормативов отчислений от ряда регулирующих доходов;

    - усиление заинтересованности субъектов  Федерации и органов местного  самоуправления в повышении уровня  собственных доходов бюджета,  наиболее полном и своевременном  сборе налогов, как собственных, так и всего контингента регулирующих доходов;

    - равенство прав субъектов Федерации  и муниципальных образований  в межбюджетных отношениях, не  исключающее их различия в  степени соответствия этих прав  реально сложившимся условиям  для самообеспечения? функционирования и социально-экономического развития каждого из них;

    - применение в бюджетном регулировании  единых для всех субъектов  Федерации и муниципальных образований  методологии, критериев и факторов, учитывающих их индивидуальные  или групповые особенности;

    - сокращение встречных финансовых  потоков;

    - взаимная ответственность органов  власти всех уровней за соблюдением  обязательств по межбюджетным  отношениям;

    - ясность (прозрачность) и гласность  межбюджетных отношений.

    Таким образом, система бюджетных правоотношений должна ориентироваться на достижение экономической эффективности; социальной справедливости; политической стабильности.

    Построение  разумной децентрализованной бюджетной  системы, в которой решения принимаются  на разных уровнях управления, следует считать более эффективной.

    Бюджетные правоотношения, основанные на соблюдении данных принципов, играют свою четко  определенную позитивную роль в качестве структурного элемента бюджетного механизма, который, в свою очередь, представляет собой реальное воплощение бюджетной политики и активный инструмент ее реализации.

5. Другие виды и формы государственной экономической политики

 
 

    Единство  фискальной и кредитно-денежной политики представляет собой несущую конструкцию  государственной экономической политики в странах с рыночной экономикой. Однако этим не исчерпываются все виды и формы экономической политики. Перечислим и другие виды государственной экономической политики.

    Структурно-инвестиционная политика характеризует линию действий государства в отношении формирования и изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране, влияния на пропорции, соотношения между производством разных видов отраслевого продукта. В рыночной экономике проводимая государством структурная политика призвана способствовать прогрессивным изменениям в структуре производства, связанным с возможностью более полного удовлетворения потребностей населения страны, использования прогрессивной техники и технологии, обеспечения экономической независимости и военной безопасности, достижения других аналогичных целей. В этом свете проявлением структурно-инвестиционной политики выступают научно-техническая политика, ориентированная на использование в экономике достижений научно-технического прогресса, и конверсионная политика, направленная на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых значительно сужается.

    Как проявление структурно-инвестиционной политики выступают промышленная и  аграрная политика. Любые крупные  преобразования структуры производства связаны с потребностью вложений, инвестиций. Поэтому структурная политика тесно связана и образует единое целое с инвестиционной политикой, направленной на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.

    Социальная политика государства ориентирована первоочередным образом на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенных жизненных потребностей, поддержание необходимых условий жизни, охрану окружающей среды. К социальной политике примыкают политика регулирования доходов населения и оплаты труда, политика занятости, смысл которых ясен из их названия.

    Заслуживает выделения в качестве самостоятельной  ветви государственной экономической  политики внешнеэкономическая политика, распространяющаяся на область экономических отношений с другими странами, охватывающая внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление совместных программ, привлечение иностранного капитала, внешний долг стран друг другу. Значительную роль во внешнеэкономической политике играют политические и оборонные аспекты, проблемы использования богатств Мирового океана, воздушно-космического пространства, охраны окружающей среды, международной безопасности. В качестве конкретных инструментов проведения государственной внешнеэкономической политики выступают, как известно, таможенные тарифы, пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютный контроль.

Информация о работе Государственная экономическая политика