Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:42, реферат

Описание

Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть — национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения. Главным критерием функционирования предприятий различных форм собственности в современных условиях стала их прибыль.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Основы построения финансово-кредитной системы России 4
1.1 Понятие финансово-кредитной системы 4
1.2 Структура финансово-кредитной системы 6
Глава 2. Характеристика основных звеньев финансово-кредитной системы РФ 9
2.1 . Внебюджетные фонды 9
2.2. Государственный кредит 10
2.3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 11
2.4. Фонды страхования 11
2.5. Особенности финансов хозяйствующих субъектов 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

16 тема.docx

— 39.84 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1.Основы построения финансово-кредитной системы России 4

1.1 Понятие финансово-кредитной системы 4

1.2 Структура финансово-кредитной системы 6

Глава 2. Характеристика основных звеньев финансово-кредитной системы РФ 9

2.1 . Внебюджетные фонды 9

2.2. Государственный кредит 10

2.3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 11

2.4. Фонды страхования 11

2.5.  Особенности финансов хозяйствующих субъектов 12

Заключение 14

Список литературы 15

 

 

Введение

 

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансово-кредитных  рычагов резко возрастают. Финансово-кредитная  система — один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.

Финансовая  и прежде всего бюджетная система  оказывают существенное воздействие  на рост валового внутреннего продукта и его главную часть — национальный доход, на развитие предприятий и  отраслей народного хозяйства и  материальное положение широких  слоев населения. Главным критерием  функционирования предприятий различных  форм собственности в современных  условиях стала их прибыль.

Не менее  важным для обеспечения расширенного воспроизводства в народном хозяйстве  являются укрепление денежного обращения  и деятельность кредитной системы  страны.

Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов.

Хотелось  бы отметить, что усиление роли государства  в экономике, расширение его функций  стало общемировой тенденцией. В  период после второй мировой войны  доверие к правительствам возросло, но в то же время от них стали  и требовать большего. В промышленно  развитых странах расширилась сфера  государства всеобщего благосостояния, в большинстве развивающихся  стран была сделана ставка на те стратегии общественного развития, в которых ведущую роль играло государство. В результате размеры  и сферы деятельности правительства  во всем мире невероятно расширились. Государственные расходы достигают  сейчас половины ВВП в промышленно  развитых странах и примерно одной  четверти – в развивающихся».

 

Глава 1.Основы построения финансово-кредитной системы России

1.1 Понятие финансово-кредитной  системы

 

Понятие финансово-кредитной системы объединяет в себе два понятия: понятие финансовой системы и кредитной системы. Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия – финансы. Если финансы – это экономические отношения, то финансовая система – это совокупность органов и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств /8/.

Централизованные  финансы используются для регулирования  экономики и социальных отношений  на макроуровне.

Децентрализованные  – на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне.

Кредитная система — это совокупность банковских и иных кредитных учреждений, правовые формы организации и подходы  к осуществлению кредитных операций.

В зависимости  от строгости регламентации и  лицензирования банковской деятельности выделяют 2 типа организации кредитного дела:

  • Специализированное кредитное дело, когда существует жесткая грань между операциями банков и пара банков, вводятся запреты и лимиты для банков по осуществлению квазибанковских операций и не разрешается осуществление классических банковских функций СКФИ, т.е. привлечение средств на расчетные счета и срочные вклады, предоставление ссуд на условиях платности, срочности и возвратности.
  • Универсальное кредитное дело.

В зависимости  от соподчиненности кредитных институтов выделяют 2 основных типа построения банковской системы:

  • одноуровневая;
  • двухуровневая.

Одноуровневая — преобладание горизонтальных связей между банками, унификация их операций и функций.

Двухуровневая банковская система — взаимоотношения  в 2х плоскостях: по горизонтали и  по вертикали. По вертикали — ЦБ как руководящий, управляющий центр  и остальные как низовые звенья. По горизонтали — отношения равноправного  партнерства между различными низовыми звеньями. Происходит разделение административных функций и операционных, связанных  с обслуживанием предприятий. ЦБ остается банком в полном смысле слова  этого слова только для двух категорий  клиентов — коммерческих и специализированных банков и правительственных структур и для него преобладающими становятся функции "банка банков" и управление деятельностью банковских учреждений в целях регулирования контроля за функционированием рынка кредитно-финансовых услуг.

По определению, финансовая система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

1.2 Структура финансово-кредитной  системы

Внутри  каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости  от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние  на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов – соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений  взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные  звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое  звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья  в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно  участвуют в процессе материального  производства. В составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений  каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе  государственных финансов группировка  финансовых отношений внутри звеньев  осуществляется в соответствии с  уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы  является государственный бюджет. С  его помощью правительство концентрирует  в своих руках значительную часть  национального дохода, перераспределяемого  финансовыми методами. В этом звене  сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими  звеньями финансовой системы, выступает  координирующим центром и оказывает  им необходимую помощь в форме  бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или  менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним  важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене  играют местные бюджеты, которые  не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты  служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные  фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Внебюджетные  фонды управляются непосредственно  центральными, а в отдельных случаях  местными властями. Наиболее распространенными  источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы Российской Федерации. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность /2/.

 

 


 


 


 Финансы предприятий,                     Страхование                         Государственные

учреждений, организаций                                                                              финансы


     


           финансы  предприятий,              социальное страхование              внебюджетные фонды


           функционирующих  на 


           коммерческих  началах                 личное страхование                           государственный


                                                                                                                                        кредит


           финансы  учреждений,                      имущественное


         осуществляющие  неком-                      страхование                                государственный


         мерческую  деятельность                                                                                       бюджет


                                                                           страхование


          финансы общественных                    ответственности

                  объединений


                                                                 страхование предприне-

                                                                    мательских рисков 


 

Глава 2. Характеристика основных звеньев финансово-кредитной системы РФ

2.1 . Внебюджетные фонды

 

Внебюджетные  фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с «Бюджетным кодексом Российской Федерации». Главная  причина их создания — необходимость  выделения чрезвычайно важных для  общества расходов и обеспечение  их самостоятельными источниками дохода.

Внебюджетные  фонды находятся в собственности  государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое  назначение /2/.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

  • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  • отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

средства  бюджета;

  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать  более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том  числе:

социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.;

экономические — Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

2.2. Государственный кредит

 

Государственный кредит - это урегулированная  нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение  в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических  лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный  заем денежных средств.

В отношении других государств Российская Федерация может выступать как  должником, так и кредитором. В  правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики