Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:42, реферат
Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть — национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения. Главным критерием функционирования предприятий различных форм собственности в современных условиях стала их прибыль.
Введение 3
Глава 1.Основы построения финансово-кредитной системы России 4
1.1 Понятие финансово-кредитной системы 4
1.2 Структура финансово-кредитной системы 6
Глава 2. Характеристика основных звеньев финансово-кредитной системы РФ 9
2.1 . Внебюджетные фонды 9
2.2. Государственный кредит 10
2.3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 11
2.4. Фонды страхования 11
2.5. Особенности финансов хозяйствующих субъектов 12
Заключение 14
Список литературы 15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1.Основы построения финансово-кредитной системы России 4
1.1 Понятие финансово-кредитной системы 4
1.2 Структура финансово-кредитной системы 6
Глава 2. Характеристика основных звеньев финансово-кредитной системы РФ 9
2.1 . Внебюджетные фонды 9
2.2. Государственный кредит 10
2.3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 11
2.4. Фонды страхования 11
2.5. Особенности финансов хозяйствующих субъектов 12
Заключение 14
Список литературы 15
В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают. Финансово-кредитная система — один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.
Финансовая
и прежде всего бюджетная система
оказывают существенное воздействие
на рост валового внутреннего продукта
и его главную часть —
Не менее важным для обеспечения расширенного воспроизводства в народном хозяйстве являются укрепление денежного обращения и деятельность кредитной системы страны.
Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов.
Хотелось
бы отметить, что усиление роли государства
в экономике, расширение его функций
стало общемировой тенденцией. В
период после второй мировой войны
доверие к правительствам возросло,
но в то же время от них стали
и требовать большего. В промышленно
развитых странах расширилась сфера
государства всеобщего
Понятие финансово-кредитной системы объединяет в себе два понятия: понятие финансовой системы и кредитной системы. Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия – финансы. Если финансы – это экономические отношения, то финансовая система – это совокупность органов и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств /8/.
Централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.
Децентрализованные – на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне.
Кредитная
система — это совокупность банковских
и иных кредитных учреждений, правовые
формы организации и подходы
к осуществлению кредитных
В зависимости от строгости регламентации и лицензирования банковской деятельности выделяют 2 типа организации кредитного дела:
В зависимости
от соподчиненности кредитных
Одноуровневая — преобладание горизонтальных связей между банками, унификация их операций и функций.
Двухуровневая
банковская система — взаимоотношения
в 2х плоскостях: по горизонтали и
по вертикали. По вертикали — ЦБ
как руководящий, управляющий центр
и остальные как низовые
По определению, финансовая система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов – соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
Разные
звенья финансовой системы обслуживают
разные виды финансового распределения:
внутрихозяйственное –
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. В составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).
Одним из
главных звеньев финансовой системы
является государственный бюджет. С
его помощью правительство
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.
Внебюджетные
фонды управляются
Финансы предприятий,
учреждений, организаций
финансы
предприятий,
социальное страхование
функционирующих на
коммерческих
началах
личное страхование
финансы
учреждений,
осуществляющие
неком-
страхование
мерческую
деятельность
финансы общественных
объединений
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с «Бюджетным кодексом Российской Федерации». Главная причина их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.
Внебюджетные
фонды находятся в
К доходам внебюджетных фондов относятся:
средства бюджета;
В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе:
социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.;
экономические — Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.
Государственный кредит - это урегулированная
нормами финансового права
В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.
Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики