Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:01, курсовая работа
Цель курсовой работы — рассмотрение понятия и состава государственных целевых бюджетных фондов, их общей характеристики, классификации. Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет. Предметом же являются целевые бюджетные средства.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие бюджетных целевых фондов;
— изучить содержание, необходимость формирования и порядок распределения бюджетных целевых фондов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ 8
2 ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РБ 18
2.1 Источники формирования целевых бюджетных фондов 18
2.2 Направления использования целевых бюджетных фондов 25
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
— повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечение сбалансированности экономики, выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году;
— обеспечение энергетической безопасности страны.
Основные тезисы программ социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 и 2011-2015 годы, а также государственные целевые бюджетные фонды, действующие в эти периоды рассмотрены в таблице 3.1
Таблица 3.1. – Основные тезисы программ социально-экономического развития РБ на 2006-2010гг и 2011-2015гг.
Наимено-вание | Программа социально-экономического развития РБ | |
на 2006-2010гг. | на 2011-2015гг. | |
1 | 2 | 3 |
Целевые бюджетные фонды | -государственный фонд содействия занятости; - дорожный фонд; - фонд охраны природы; - фонд развития строительной науки; - республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, - инновационные фонды; - фонд национального развития; - фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья; - фонд универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания)
| - республиканский фонд охраны природы; - фонд национального развития, - фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, - фонд универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания) - инновационные фонды, образуемые республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ.
|
Продолжение таблицы 3.1.
1 | 2 | 3 |
Основные тезисы | 1.всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения; 2.инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение; 3.наращивание экспортного потенциала страны; 4.развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села; 5.развитие малых и средних городов; 6.рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат; 8.благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека; 9.опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры;
| 1. формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; 2.создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортно ориентированную, высокотехнологичную продукцию. 3.формирование высокорентабельного и устойчивого сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции с высоким уровнем механизации и автоматизации, соответствующим мировым аналогам.
|
Окончание таблицы 3.1.
1 | 2 | 3 |
| 10.внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества; 11.осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране; 12.инновационная направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств; 13.расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС; | 4.переход от экономики директив к экономике инноваций, основанной на деловой инициативе, личной заинтересованности в создании и повсеместном внедрении новых технологий и производств. 5.развитие финансового рынка 6.переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование механизмов государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности продукции. 7. повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне. |
Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основании изучения данных экономической литературы |
Главным результатом реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Национальная социально ориентированная модель экономики в значительной мере обновится за счет широкого встраивания в нее институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы все базовые условия для организации и развития «собственного дела».
На протяжении ряда лет в Республике Беларусь осуществляется твердая и последовательная реализация курса, направленного на либерализацию экономики, установление благоприятного бизнес-климата, повышение инвестиционной привлекательности страны. Качественно новое звучание приобрел диалог власти и бизнеса по выработке совместных решений в сфере экономического развития и стимулирования деловой активности. Достигнутые в этой области практические результаты позволили руководству государства сформулировать амбициозную задачу: к 2015 году Беларусь должна войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. Принципиально важным шагом в направлении ее решения стало подписание Главой белорусского государства А.Лукашенко 31 декабря 2010 г. Директивы №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
По сути, это программа мер, направленная на дальнейшее раскрепощение деловой инициативы, создание условий для устойчивого, динамичного развития белорусского государства. По глубине и системности шагов, предусмотренных Директивой, она является наиболее значимым нормативно-правовым документом в области экономической либерализации, принятым в стране в последние годы.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным звеном финансовой системы являются государственные бюджетные и внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении республиканских или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым порядком.
Государственные целевые бюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Бюджетные и внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.
Таким образом, существует реальная потребность в значительных объемах ресурсов и целесообразность их концентрации на государственном (территориальном) уровне, ибо предполагаемые к проведению мероприятия отвечают общим социально-экономическим, межотраслевым, межреспубликанским и т.п. интересам.
Материальным источником государственных целевых бюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на республиканские и местные.
С помощью государственных целевых бюджетных фондов возможно:
— влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
— обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
— предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Таким образом, существование государственных целевых бюджетных фондов вызвано необходимостью перераспределения финансовых ресурсов и обеспечения строго целевого направления поступающих средств в соответствии с приоритетами социального и экономического развития.
Перечень целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Согласно Закона Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-3 «О республиканском бюджете на 2011 год» государственными целевыми бюджетными фондами в 2011 году являются: республиканский фонд охраны природы, фонд национального развития, фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонд универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания), инновационные фонды, образуемые республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ.
Источниками формирования:
— фонда охраны природы являются: платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; платежи за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; республиканский сбор за предоставление права ввоза на территорию РБ озоноразрушающих веществ; доходы от реализации конфискованных или иным образом обращённых в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; возмещение вреда, причинённого в результате вредного воздействия на окружающую среду; иные доходы
Информация о работе Государственные целевые фонды: их формирование и использование