Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:57, курсовая работа
Цель работы – Рассмотреть основные формы государственных доходов и перспективы его развития в современной России.
Задачи:
изучение экономической роли и функций бюджета и определение доходов всех уровней бюджетной системы;
рассмотрение форм государственных доходов бюджетов;
определение перспектив развития государственных доходов.
При этом доходы федерального бюджета складывались из первых трех элементов, а доходы региональных и местных бюджетов включали безвозмездные перечисления.
Налоговые доходы включали:
Неналоговые доходы бюджетов включали:
(консульский сбор, плата за выдаваемые паспорта, плата за информацию, плата за опробование и клеймение изделий из сплавов и драгоценных металлов и др.);
10) доходы от реализации соглашений о разделе продукции;
11) доходы от продажи квартир, государственных производственных и непроизводственных фондов, материальных ценностей;
12) доходы от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и технологических работ военного, специального и двойного назначения;
13) доходы от продажи земли и нематериальных активов;
14) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников (резидентов и нерезидентов);
15) административные платежи и сборы;
16) штрафные санкции, возмещение ущерба — административные штрафы, штрафы за нарушение правил дорожного движения, санкции за нецелевое использование бюджетных средств, штрафы, взимаемые Министерством РФ по налогам и сборам.
17) доходы от внешнеэкономической деятельности — проценты по государственным кредитам, поступление средств от централизованного экспорта, таможенные сборы и прочие доходы.
С принятием в конце 2004 г. новой бюджетной классификации в настоящее время классификация доходов бюджетов разных уровней включает следующие основные группы:
В
новой бюджетной классификации
РФ не сохранилось деления доходов
на налоговые и неналоговые
В
настоящее время кроме
В настоящее время в составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов не предусмотрены вообще. Однако появился новый вид доходов — доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В данном случае имеются в виду те доходы, которые получены бюджетными организациями или органами государственного управления от предпринимательской деятельности или от деятельности, реализации товаров и услуг, осуществляемых не по государственно регулируемым ценам, а по рыночным ценам. В данный вид доходов входят также целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
Указанная
общая классификация доходов бюджетов
на каждом уровне бюджетной системы имеет
свои особенности.
Так, доходы федерального бюджета до 2005 г. включали:
Первая
и основная часть доходов федерального
бюджета — это налоговые доходы, которые
в настоящее время составляют более 95%
всех доходов федерального бюджета. Причем
доля налоговых доходов за период с 1998
по 2006 г. неуклонно росла. За последние
годы существенно сокращались неналоговые
доходы. Если в 1998 г. неналоговые доходы
составляли 7,8% всех доходов федерального
бюджета, то в 2002 г. — только 4,9%. В 2003 и 2004
гг. они немного выросли, но затем опять
стали снижаться. В 2005 г. неналоговые доходы
составили всего 5,3% от всех доходов федерального
бюджета. В 2006 г. планируется их доля на
уровне всего 3,7%. Такая ситуация является
весьма распространенной. Сегодня в большинстве
стран мира растет доля налоговых доходов
и сокращается доля неналоговых. Однако
надо иметь в виду, что если общей причиной
сокращения неналоговых доходов в большинстве
стран является сокращение доли государственной
собственности, то в России это во многом
обусловлено снижением эффективности
управления государственной собственностью.
До 2005 г. определенную часть доходов федерального
бюджета составляли доходы целевых бюджетных
фондов. До 2001 г. доходы целевых бюджетных
фондов были сравнимы с неналоговыми доходами.
В 1999 г. доходы целевых бюджетных фондов
даже превышали неналоговые доходы и в
абсолютном выражении составляли 41,56 млрд
руб. против 33,01 млрд руб. неналоговых доходов.
В 2000 г. их показатели почти сравнялись:
доходы целевых бюджетных фондов составляли
60,58 млрд руб., а неналоговые доходы — 61,9
млрд руб.
Это во многом было обусловлено большим количеством целевых фондов, которые создавались разными ведомствами. Так, в 2000 г. насчитывалось 7 таких фондов:
До этого также насчитывалось 7 нецелевых бюджетных фондов, только вместо Фонда Министерства по атомной энергии существовал Фонд развития таможенной системы РФ.
Для всех этих фондов были определены целевые источники формирования, а также конкретные направления расходования средств. Например, в Государственный фонд борьбы с преступностью поступали 100% средств, полученных от конфискации имущества по приговорам, вступившим в силу; 50% средств, взимаемых за выдачу лицензий на право продажи оружия, и др. Расходовались эти средства МВД, ФСБ и Службой внешней разведки на борьбу с преступностью, на приобретение вооружения, специальной техники и средств связи.
Начиная с 2001 г. было принято решение об объединении средств большинства целевых фондов с федеральным бюджетом.
Исключение составил лишь Фонд Министерства РФ по атомной энергии. Поэтому в федеральных бюджетах 2001 и 2002 гг. доходы целевых бюджетных фондов в общей структуре доходов федерального бюджета существенно сократились.
Объединение целевых бюджетных фондов с федеральным бюджетом в большинстве случаев не означает, что отдельные ведомства лишились дополнительных доходов. Эти доходы остались, однако теперь порядок их формирования и использования определяются не положениями этих фондов, а Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, например, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2002 г.» предусмотрено, что средства исполнительского сбора, поступающие на счета органов Министерства юстиции РФ в процессе исполнительного производства, направляются в объеме 70% поступлений на счет Министерства юстиции РФ и только 30% — в доходы федерального бюджета. Средства, получаемые Российской государственной пробирной палатой Министерства финансов РФ от взимания платы за опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов, зачисляются в объеме 90% в доходы федерального бюджета, а 10% идет на обеспечение деятельности по федеральному пробирному надзору.
Сохранение в качестве самостоятельного целевого бюджетного Фонда Министерства РФ по атомной энергии во многом обусловлено принятием РФ на себя обязательств по ликвидации ядерных отходов.
В этой связи в федеральном бюджете 2002 г. предусмотрено, что все доходы от этой деятельности, а также исполнения обязательств РФ в области разоружения и контроля над вооружением должны зачисляться в Фонд Министерства РФ по атомной энергии в размере 13,89 млрд руб.
Доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов формируются за счет налоговых поступлений, неналоговых доходов и поступлений из вышестоящих бюджетов.
К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
Основная часть налогов сосредоточена в федеральном бюджете. В бюджеты субъектов РФ от регулирующих налогов поступают только налог на прибыль, акцизы, а также платежи за пользование природными ресурсами.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются так же, как и для федерального бюджета, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет не о федеральной собственности, а о собственности субъекта РФ. К неналоговым доходам субъектов РФ относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Доходы местных бюджетов формируются за счет:
1) местных налогов и сборов;
2)
отчислений от регулирующих
3) неналоговых доходов.
В 2006 г. доходы местных бюджетов будут обеспечиваться в основном за счет налога на доходы физических лиц (34,4%), налога на имущество физических лиц (8,8%), земельного налога, а также доходами от специальных налоговых режимов (налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и тому подобное). Собственные налоги местных бюджетов, как правило, не покрывают законодательно закрепленные за ними расходные обязательства, поэтому большинство местных бюджетов являются дефицитными. Так, в 2005 г. общий дефицит местных бюджетов оценивался в сумме 32,5 млрд руб. В 2006 г. размер дефицита, скорее всего, увеличится и составит 45,3—6,6 млрд рублей. Для покрытия дефицита, как правило, используются средства бюджетов другого уровня. Поэтому вполне закономерно, что значительную долю доходов местных бюджетов составляет финансовая помощь из бюджетов субъектов Российской Федерации — от 40 до 80% доходов.