Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:57, курсовая работа
Цель работы – Рассмотреть основные формы государственных доходов и перспективы его развития в современной России.
Задачи:
изучение экономической роли и функций бюджета и определение доходов всех уровней бюджетной системы;
рассмотрение форм государственных доходов бюджетов;
определение перспектив развития государственных доходов.
Для того чтобы институт государственных представителей заработал эффективно, необходимо принять целый ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность государственных представителей. В этих документах следует более четко определить: круг обязанностей государственных представителей; степень их самостоятельности при принятии тех или иных решений; систему стимулов; экономическую ответственность за ущерб, причиненной государственной собственности непрофессиональными действиями или неквалифицированным выполнением своих функций; систему повышения квалификации государственных представителей; систему отбора государственных служащих для выполнения этой функции.
Для крупных и контрольных пакетов акций должны быть приняты такие законодательные решения, которые позволяли бы государству как стратегическому собственнику осуществлять все необходимые функции управления. Для миноритарных пакетов акций (менее 25%) утверждаемые нормы и процедуры должны позволять государству, как одному из многих собственников, осуществлять функции контроля за деятельностью предприятия.
Для
повышения эффективности
Одним из важных направлений увеличения неналоговых доходов федерального бюджета могло бы стать повышение эффективности деятельности государственных предприятий, а значит увеличение части их прибыли, перечисляемой в федеральный бюджет. По данным Росстата, на 1 января 2005 г. в едином государственном реестре предприятий и организаций (ЕГРПО) было учтено 10 970 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП).
Однако лишь незначительная часть ФГУП перечисляют часть своей чистой прибыли в бюджет. Так, в 2003 г. только 1956 ФГУП (20%) перечислили свою прибыль в бюджет. В 2004 г. их число было еще меньше - 1630 ФГУП (18,4%).
В целом эффективность отдачи от федерального недвижимого имущества, закрепленного за ФГУП на праве хозяйственного ведения в виде отчислений от чистой прибыли составила в 2004 г. в среднем по Российской Федерации 0,9 тыс. рублей с 1 млн руб. балансовой стоимости недвижимого имущества, что свидетельствует о низкой эффективности использования имущества ФГУП.
Поэтому в целом доходы от перечисления части прибыли ФГУП остаются незначительными. В 2006 г. они составят всего 2,5 млрд рублей. По прогнозам Росимущества в ближайшее время они вряд ли увеличатся, скорее наоборот. В 2007—008 гг. доходы федерального бюджета от перечисления части прибыли ФГУП составят всего 0,5 млрд руб. в год.
Объем прибыли, перечисляемой в федеральный бюджет ФГУП, мог бы быть увеличен, если бы, во-первых, был окончательно налажен их учет, поскольку до сих пор существуют различия данных Росстата (ЕГРПО) и реестра Росимущества по количеству государственных предприятий. Во-вторых, должен быть налажен также учет размеров реальной чистой прибыли, получаемой государственными предприятиями. И, наконец, в-третьих, повышение эффективности управления государственными предприятиями также могло бы способствовать существенному увеличению части прибыли ФГУП, перечисляемой в бюджет.
Повышение эффективности управления государственными предприятиями, в свою очередь, предполагает:
Неналоговые доходы федерального бюджета могут быть также увеличены за счет более продуманной политики в области доходов от сдачи в аренду федерального имущества и земли.
В 2006 г. доходы федерального бюджета от сдачи в аренду федерального имущества составят 14,7 млрд руб. По прогнозу Росимущества в 2007 г. эти доходы несколько уменьшатся и составят 11,2 млрд руб. В 2008 г. они будут составлять уже 9,2 млрд руб.
По состоянию на 1 января 2005 г. площади федерального недвижимого имущества составили 1 636,7 млн кв. м, из которых в оперативном управлении находилось 51,8%, в хозяйственном ведении —44,5%, а в казне РФ —3,6%. При этом площади недвижимого имущества, переданные в аренду, составили 11,4 млн кв. м, или 0,7% от общей площади недвижимого имущества.
Таким образом, увеличение доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть увеличено за счет:
Что
касается доходов от сдачи в аренду
земли, то этот вид неналоговых доходов
за последние несколько лет существенно
увеличился. Так, если в 2005 г. доходы федерального
бюджета от сдачи в аренду земли составляли
1,0 млрд руб., то в 2006 г. они составят 2,0 млрд
руб. Планируется, что в 2007—2008 гг. эти доходы
составят по 4 млрд руб. в год. Хотя доходы
от аренды земли каждый год увеличиваются,
однако и в этой части неналоговых доходов
существуют определенные резервы. На наш
взгляд, они связаны с завершением работы
по разграничению собственности на землю.
2.1
Развитие бюджетной
политики в области
доходов на 2010 год
В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, то есть снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
С
начала 2009 года наблюдается существенный
рост задолженности по налогам и
сборам в бюджетную систему. Наиболее
значительно увеличилась
При расчете объема доходов федерального бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2010 года.
В части налогового законодательства приняты следующие решения:
а) индексация ставок акцизов:
б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;
в) увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (для юридических лиц); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства или выходом из него, а также с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);
г) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.
По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:
В таможенном законодательстве
будут осуществляться
В
банковском законодательстве запланировано
внесение изменения в Федеральный
закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»
в части увеличения норматива зачисления
в доход федерального бюджета от фактически
полученной Банком России прибыли по итогам
года, остающейся после уплаты налогов
и сборов, с 50 до 75%.
Рис.
1. Доходы федерального бюджета (ВВП), млрд.
руб.
Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.4.1). В номинальном выражении доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.
Рис. 2. Доходы
федерального бюджета
Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составила порядка 8%, а в процентах ВВП они оказались на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета было достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года.
Нефтегазовые
доходы федерального бюджета существенно
сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП против
10,5% ВВП в 2008 году. В 2010-2012 годах они сохраняются
на уровне 6,8-7,0% ВВП.
Рис.
3. Нефтегазовые доходы федерального бюджета,
% ВВП
Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.
Сравнительный
анализ сопоставимых показателей свидетельствует,
что доходы федерального бюджета
в период 2010-2012 годов незначительно
вырастут по сравнению с уровнем 2009 года
и в течение трех лет будут находиться
на уровне 15,6-15,7% ВВП.
Прогнозируемая структура доходов федерального бюджета приведена в таблице 1:
Таблица 1.
Структура доходов федерального бюджета
Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||||
млрд.
руб. |
% к ВВП | млрд.
руб. |
% к ВВП | млрд.
руб. |
% к ВВП | млрд.
руб. |
% к ВВП | |
Всего доходов | 6561,3 | 17,1 | 6636,2 | 15,7 | 7346,9 | 15,7 | 8097,4 | 15,5 |
В том числе: | ||||||||
Нефтегазовые доходы | 2545,8 | 6,6 | 2955,0 | 7,0 | 3245,2 | 6,9 | 3520,8 | 6,7 |
НДПИ (без ненефтегазовых доходов) | 882,8 | 2,3 | 982,9 | 2,3 | 1088,0 | 2,3 | 1187,1 | 2,3 |
Таможенные пошлины | 1663,0 | 4,3 | 1972,1 | 4,7 | 2157,2 | 4,6 | 2333,7 | 4,4 |
Ненефтегазовые доходы | 4015,5 | 10,4 | 3681,2 | 8,7 | 4101,7 | 8,8 | 4576,6 | 8,8 |
НДС | 1943,7 | 5,1 | 2148,4 | 5,0 | 2430,4 | 5,2 | 2792,0 | 5,4 |
Налог на прибыль организаций | 172,8 | 0,4 | 191,5 | 0,5 | 192,4 | 0,4 | 200,3 | 0,4 |
ЕСН | 495,4 | 1,3 | 41,3 | 0,1 | 0 | 0 | ||
Акцизы | 105,8 | 0,3 | 145,1 | 0,3 | 182,7 | 0,4 | 233,9 | 0,4 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 11,1 | 0,0 | 10,7 | 0,0 | 11,2 | 0,0 | 11,8 | 0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 506,6 | 1,3 | 546,3 | 1,3 | 620,7 | 1,3 | 700,5 | 1,3 |