Государственные финансы, оценка их правовой базы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание

Целью исследования является рассмотрение особенностей государственных финансов и их оценка их правовой базы. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

выявить структуру системы государственных финансов
определить роль государственных финансов
рассмотреть правовую базу

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Сущность государственных финансов

1.1. Содержание и структура системы

государственных финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.2. Роль государственных финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Глава 2. Управление государственными финансами

Понятие и сущность государственного бюджета как
основного ресурса финансовых отношений . . . . . . . . . . . . 15

Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21



Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Работа состоит из  1 файл

Государственные финансы, оценка их правовой базы.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию  и науки РФ                           ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ    Факультет Бизнеса  и управления                                                                                                Кафедра финансы и кредит 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА              по дисциплине «Финансы»                                                                                                На тему: «Государственные финансы, оценка их правовой базы» 
 
 
 
 
 

                      Выполнил(а): студент(ка) группы ФК-07-1   Содномова Э.Д.

                                                     Проверил: преподаватель Давыдова Е.С. 
     
     
     
     
     
     

Иркутск 2009

 

       Содержание:                                                                

                                                                                                                       стр.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1.  Сущность государственных финансов

           1.1.  Содержание и структура системы

            государственных финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

            1.2. Роль государственных финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Глава 2.   Управление государственными финансами

    1. Понятие и сущность государственного бюджета как

              основного ресурса финансовых отношений . . . . . . . . . . . . 15

    1. Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
 
 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Список  литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В условиях перехода к рыночным отношениям Россия переживает один из наиболее драматичных  периодов своей истории.

     Как свидетельствует мировая практика, начало века ознаменовалось крупнейшей организационно-хозяйственной структурной революцией. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в первую очередь США – России отводится роль сырьевой страны, как «придатка» мировой экономической системы.

     В этих условиях у России нет другого  выхода, кроме создания такой экономической  системы, фундаментом которой будет  система государственного регулирования  экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Именно такое органическое сочетание двух основополагающих принципов построения экономических систем и позволит обеспечить условия возрождения экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства.

     Поскольку страна не может оставаться в таком  состоянии длительное время, назрела объективная необходимость переломить ход развития российской экономики, идеологии и политики, обеспечить неуклонный рост благосостояния российского общества.

     Перед Россией на рубеже XXI века стоят животрепещущие вопросы: как накормить народ и дать ему хотя бы прожиточный минимум средств, как сохранить пенсионеров от вымирания, где найти средства для подъема производства, как сохранить рубль от инфляции, как предотвратить негативные тенденции превращения нашей страны в сырьевой придаток мировой производственной системы.

     Государственные финансы - это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они  аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Содержание понятия и структура государственных финансов определяются функциями государства и структурой системы органов государственного управления.

     Объектом  исследования выбрана сектор государственного управления экономики и вся связанная с ней рыночная инфраструктура, подверженная постоянно меняющейся конъюнктуры спроса и предложения.

     Актуальность  выбранной для исследования темы заключается в том, что одним  из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.

     Целью исследования является рассмотрение особенностей государственных финансов и их оценка их правовой базы. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

    1. выявить структуру системы государственных финансов
    2. определить роль государственных финансов
    3. рассмотреть правовую базу
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность государственных  финансов

     1.1 Содержание и структура системы государственных финансов

     Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

     Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство  мобилизует для выполнения своих  функций.

     Термин "финансы" происходит от латинского корня "финис", что означает "денежный платеж". Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе: в каждой стране "свои" государственные финансы отражают особенности "своего" государства.

     Суть  первой из них - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении госсектором, программировании и т.п.).

     Вторая  функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.

     Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

     И наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют государственные  финансы, является наиболее современной - это экологическая функция. Она  заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.

     Выполнение  этих четырех функций возлагается  на современную финансовую систему, структура которой в зависимости от поставленных конкретных задач отражена на рис 3. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.

     Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы. Экономика  стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется как  известно, на следующие пять секторов:

  1. нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия;
  2. финансовые учреждения;
  3. органы государственного управления;
  4. частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население);
  5. домашние хозяйства.

     К этим секторам добавляется сектор остальных (других) стран мира. К каждому  из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики.

     Структура государственных финансов определяется двумя основными факторами. Одним из них является структура органов государственной власти. Другим - выделение в составе государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджет.

     Систему государственного управления страны составляют органы государственной власти и их структуры, наделенные монопольным правом на власть в пределах данной территории или ее частей. Соответственно совокупность всех государственных единиц, функционирующих в стране, образует сектор государственного управления. Сектор органов государственного управления объединяет учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета.

     Сектор  государственного управления по уровням  управления подразделяется в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный уровни, в унитарных государствах - на центральный и местный.

     Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. В то же время  существенную роль выполняют различные  государственные автономные фонды на федеральном и региональном уровнях. Как правило, в этих фондах аккумулируются ресурсы для решения крупных проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы. Во Франции и Японии за счет таких фондов финансируется примерно половина государственных расходов, в Великобритании - треть. Фонды имеют целевой характер и предназначены для финансирования различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и других проблем.

     Исходя  из особенностей России, к сектору  государственного управления и соответственно к государственным финансам отнесен  Пенсионный фонд, выплаты из которого производятся всем пенсионерам, в то время как МВФ рекомендует относить только пенсионные фонды государственных служащих. Включение Пенсионного фонда в систему органов государственного управления диктуется следующими соображениями: взносы в Пенсионный фонд осуществляют все предприятия и организации независимо от их принадлежности и формы собственности;

     Пенсионный  фонд в России обеспечивает доходами основную часть населения по достижении им пенсионного возраста; операции Пенсионного фонда являются составной  частью государственной политики и сопряжены с перераспределением доходов и инфляцией.

     По  аналогичным мотивам к государственным  финансам в России наряду с Пенсионным фондом отнесены также следующие  социальные внебюджетные фонды: Фонд социального  страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

     Средства  этих фондов формируются за счет отчислений работодателей, работников и средств бюджетов различных уровней, существуют также перетоки средств между фондами и другие поступления средств от государственных органов.

     При формировании государственных финансов необходимо производить четкое разграничение  между секторами государственного управления и финансовых учреждений, так как они играют ключевую роль в налогово-бюджетной и финансовой политике. В сектор финансовых учреждений входят учреждения, основным видом деятельности которых является одновременное принятие обязательств и приобретение финансовых активов на рынке капитала; прием срочных и сберегательных вкладов и депозитов до востребования; выполнение функций органов денежно-кредитного регулирования.

     Учреждения  или деятельность такого рода, осуществляемая в рамках сектора государственного управления, не относится к государственным финансам. Исключение таких финансовых функций из органов государственного управления необходимо для более полного и четкого представления результатов финансовой деятельности государственных органов, выражающейся в форме их операций с финансовой системой, чтобы не смешивать между собой эти два сектора.

     В сектор финансовых учреждений входят следующие подсектора: органы денежно-кредитного регулирования, коммерческие банки, депозитные банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, прочие финансовые учреждения. Пенсионный фонд отнесен к сектору государственного управления.

Информация о работе Государственные финансы, оценка их правовой базы