Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 16:52, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение особенностей государственных финансов и их оценка их правовой базы. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
выявить структуру системы государственных финансов
определить роль государственных финансов
рассмотреть правовую базу
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Сущность государственных финансов
1.1. Содержание и структура системы
государственных финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Роль государственных финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 2. Управление государственными финансами
Понятие и сущность государственного бюджета как
основного ресурса финансовых отношений . . . . . . . . . . . . 15
Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Функции подсектора органов денежно-кредитного регулирования заключаются в управлении валютными резервами страны и регулировании объема денежной массы, а также контроле за функционированием остальных частей денежной и финансовых систем. Эти функции выполняет Центральный банк. Все функции денежно-кредитного регулирования независимо от того, какими институциональными единицами они выполняются, рассматриваются как деятельность подсектора денежно-кредитного регулирования, а не сектора государственного управления.
Задачами подсектора органов денежно-кредитного регулирования являются денежная эмиссия, контроль над объемом кредита, управление международными резервами страны, осуществление общего контроля над денежно-кредитной системой. Однако следует отметить, что некоторые из этих функций могут осуществляться правительственными учреждениями. Например: дополнительный выпуск монет и банкнот мелкого достоинства казначейством, управление золотовалютными резервами страны, находящимися в ведении казначейства или другого государственного органа (в России валютные резервы находятся в ведении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ), проведение операций с МВФ через правительственные счета, посредничество между внутренними должниками и зарубежными кредиторами, осуществляемое государственными органами в целях регулирования платежного баланса посредством принятия на себя задолженности других секторов с переносом сроков ее погашения. Операции с международными денежно-кредитными организациями (Международный валютный фонд) относятся к сектору финансовых учреждений, а не к сектору государственного управления.
В государственных финансах учитывается только единая операция между сектором государственного управления и подсектором денежно-кредитного регулирования, которая отражает чистый поток средств, поступающих в этот сектор или направляющихся из него в результате проведения таких операций. Операции банков не отражаются в финансах сектора государственного управления. Страховые компании и прочие финансовые учреждения также не включаются в сектор государственного управления независимо от того, кто является их владельцем, и кто их контролирует.
Финансовые учреждения, как и нефинансовые предприятия, могут либо полностью принадлежать государственным органам, либо эти органы могут владеть большей долей в капитале этих единиц или осуществлять преимущественный контроль над их деятельностью. В этом случае они рассматриваются как государственные финансовые учреждения и не включаются в сектор государственного управления.
К
финансовым учреждениям, операции которых
не относятся к сектору
В случае создания финансово-кредитных органов, все фонды которых образуются за счет государственных средств и которые обладают правом принятия финансовых обязательств перед другими, они входят в состав сектора государственного управления. Такими организациями могут быть фонды кредитования жилищного строительства, кредитная деятельность официальных ведомств без права принимать вклады или какие-либо другие финансовые обязательства перед обществом, специализированные организации по продаже государственных сберегательных облигаций.
Преобразование
государственных финансов является
одним из важнейших направлений
экономических реформ в России. Как
в условиях планово-распределительной
системы, так и в условиях рынка государственные
финансы являются инструментом мобилизации
средств для проведения государственной
политики и оказывают серьезное воздействие
на социально-экономическую и внешнеполитическую
жизнь страны. Однако роль государственных
финансов существенно изменяется.
1.2. Роль государственных финансов
Для
нормального социально-
Основными функциями государства, обеспечивающими нормальное развитие, являются следующие:
разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;
поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;
регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
осуществление мер по охране окружающей среды.
Для
успешного развития страны требуются
как экономические и
Для одной и той же страны на разных этапах должны быть свои подходы. Наиболее общими предпосылками являются следующие:
объем осуществляемых государством функций и реализуемые им меры должны соответствовать экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;
используемые меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации в стране;
работа госаппарата должна улучшаться, имея в виду нацеливание его на решение проблем общества в целом, преодоление противоречащих общенациональным стремлений отдельных групп и слоев населения, ликвидацию коррупции.
Уменьшение объема благ, предоставляемых государством населению, чревато опасностью усиления социальной напряженности. Необходимо, чтобы общество и прежде всего наименее обеспеченная его часть восприняли эти меры хотя и без удовольствия, но как неизбежную, вынужденную меру, имеющую временный характер.
Финансирование основных социальных услуг и поддержка слабо защищенных слоев населения. Одной из важнейших задач государства является обеспечение возможно более справедливого распределения благ между членами общества. Это связано с расходованием государственных средств на образование, здравоохранение, обеспечение имущественной и личной безопасности граждан. Государственная политика может способствовать сокращению бедности и неравенства, содействовать улучшению условий развития отсталых в экономическом отношении регионов, населенных национальными меньшинствами, а также так называемых неперспективных регионов, ликвидируя почву для политической и социальной нестабильности.
Государственные
органы в значительной мере осуществляют
страхование граждан от угрозы их
экономической безопасности. Это
осуществляется, в частности, путем
пенсионного обеспечения в
Регулирование интеграции в мировую экономику. Развитие международной торговли и движения капиталов дали импульс к усилению вовлеченности стран в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, сокращением налогообложения, стремлением преодолеть ограниченные возможности отдельных стран, желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества, связанные с выпуском продукции более высоких стадий обработки, высокотехнологичной и наукоемкой, а также широкими возможностями использования международных валютных и фондовых рынков.
Предоставляя ряд преимуществ, вхождение в глобальную экономику сопряжено с крупными рисками, особенно для развивающихся стран. Многие из них опасаются, что открытость экономики сделает их чувствительными к перетокам капитала на международных финансовых рынках, поставит под угрозу стабильность национальной валюты, затруднит развитие национального сектора экономики. Функцией государства в этих процессах является выработка и проведение общенациональной политики, позволяющей использовать выгоды глобализации и минимизировать ее негативные стороны. В этих условиях национальные государства используют свои бюджеты в качестве инструмента защиты национальных интересов, добиваются с их помощью укрепления позиций на международных рынках товаров, услуг и капиталов.
Государственное регулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе государственных законодательных норм, бюджетных расходов самого государства, воздействия на частное предпринимательство с помощью рыночных механизмов, привлечения внимания общественного мнения, информации.
В
политическом отношении государственный
бюджет является фактором воспроизводства
существующих институтов и структур государственного
управления, сложившихся традиций государственного
устройства. Поскольку посредством бюджета
реализуются функции государства, и оказывается
воздействие на экономическое и социальное
развитие, рассмотрение бюджета всегда
является предметом острой политической
борьбы в парламентах и иных представительных
учреждениях. Политические партии, приходя
к власти, реализуют собственные цели
посредством формирования и утверждения
бюджетов в соответствии со своими стратегическими
планами в области экономической и социальной
политики, берут под контроль аппарат
финансовых органов и практически реализуют
бюджетную политику.
2. Управление государственными финансами
2.1 Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений
Финансовые ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:
-
государственную бюджетную
-
внебюджетные специальные
- государственный кредит;
Эти три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные
отношения характеризуются
В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Информация о работе Государственные финансы, оценка их правовой базы