Государственные финансы, оценка их правовой базы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание

Целью исследования является рассмотрение особенностей государственных финансов и их оценка их правовой базы. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

выявить структуру системы государственных финансов
определить роль государственных финансов
рассмотреть правовую базу

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Сущность государственных финансов

1.1. Содержание и структура системы

государственных финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.2. Роль государственных финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Глава 2. Управление государственными финансами

Понятие и сущность государственного бюджета как
основного ресурса финансовых отношений . . . . . . . . . . . . 15

Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21



Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Работа состоит из  1 файл

Государственные финансы, оценка их правовой базы.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

     Функции подсектора органов денежно-кредитного регулирования заключаются в  управлении валютными резервами  страны и регулировании объема денежной массы, а также контроле за функционированием остальных частей денежной и финансовых систем. Эти функции выполняет Центральный банк. Все функции денежно-кредитного регулирования независимо от того, какими институциональными единицами они выполняются, рассматриваются как деятельность подсектора денежно-кредитного регулирования, а не сектора государственного управления.

     Задачами  подсектора органов денежно-кредитного регулирования являются денежная эмиссия, контроль над объемом кредита, управление международными резервами страны, осуществление общего контроля над денежно-кредитной системой. Однако следует отметить, что некоторые из этих функций могут осуществляться правительственными учреждениями. Например: дополнительный выпуск монет и банкнот мелкого достоинства казначейством, управление золотовалютными резервами страны, находящимися в ведении казначейства или другого государственного органа (в России валютные резервы находятся в ведении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ), проведение операций с МВФ через правительственные счета, посредничество между внутренними должниками и зарубежными кредиторами, осуществляемое государственными органами в целях регулирования платежного баланса посредством принятия на себя задолженности других секторов с переносом сроков ее погашения. Операции с международными денежно-кредитными организациями (Международный валютный фонд) относятся к сектору финансовых учреждений, а не к сектору государственного управления.

     В государственных финансах учитывается  только единая операция между сектором государственного управления и подсектором денежно-кредитного регулирования, которая отражает чистый поток средств, поступающих в этот сектор или направляющихся из него в результате проведения таких операций. Операции банков не отражаются в финансах сектора государственного управления. Страховые компании и прочие финансовые учреждения также не включаются в сектор государственного управления независимо от того, кто является их владельцем, и кто их контролирует.

     Финансовые  учреждения, как и нефинансовые предприятия, могут либо полностью принадлежать государственным органам, либо эти органы могут владеть большей долей в капитале этих единиц или осуществлять преимущественный контроль над их деятельностью. В этом случае они рассматриваются как государственные финансовые учреждения и не включаются в сектор государственного управления.

     К финансовым учреждениям, операции которых  не относятся к сектору государственного управления, относятся Сберегательный банк России, государственные банки развития, финансовые и инвестиционные компании, ипотечные банки и другие, аналогичные финансово-кредитные учреждения.

     В случае создания финансово-кредитных  органов, все фонды которых образуются за счет государственных средств  и которые обладают правом принятия финансовых обязательств перед другими, они входят в состав сектора государственного управления. Такими организациями могут быть фонды кредитования жилищного строительства, кредитная деятельность официальных ведомств без права принимать вклады или какие-либо другие финансовые обязательства перед обществом, специализированные организации по продаже государственных сберегательных облигаций.

     Преобразование  государственных финансов является одним из важнейших направлений  экономических реформ в России. Как в условиях планово-распределительной системы, так и в условиях рынка государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны. Однако роль государственных финансов существенно изменяется. 
 

     1.2. Роль государственных финансов

     Для нормального социально-экономического и политического развития страны требуется эффективное государство. Государство необходимо для предоставления нужных обществу в целом и его жителям товаров и услуг, законодательного формирования необходимых норм и институтов, позволяющих успешно функционировать экономике и обеспечивать материальные и иные условия жизни гражданам.

     Основными функциями государства, обеспечивающими нормальное развитие, являются следующие:

     разработка, принятие, реализация и совершенствование  законодательных актов, формирующих  институциональные основы рыночного  хозяйства;

     поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;

     финансирование  основных социальных услуг, поддержка  слабо защищенных групп населения;

     регулирование интеграции в мировую экономику  с учетом защиты национальных интересов;

     осуществление мер по охране окружающей среды.

     Для успешного развития страны требуются  как экономические и технологические  предпосылки, так и институциональная  среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство  может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовывать принятые законодательные нормы. В общем виде, казалось бы, понятно. Тем не менее, до конца не определены роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии, ответ на вопрос о том, чем должно и чем не должно заниматься государство, а если должно, то какими методами.

     Для одной и той же страны на разных этапах должны быть свои подходы. Наиболее общими предпосылками являются следующие:

     объем осуществляемых государством функций  и реализуемые им меры должны соответствовать  экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;

     используемые  меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации в стране;

     работа  госаппарата должна улучшаться, имея в виду нацеливание его на решение  проблем общества в целом, преодоление  противоречащих общенациональным стремлений отдельных групп и слоев населения, ликвидацию коррупции.

     Уменьшение  объема благ, предоставляемых государством населению, чревато опасностью усиления социальной напряженности. Необходимо, чтобы общество и прежде всего  наименее обеспеченная его часть  восприняли эти меры хотя и без удовольствия, но как неизбежную, вынужденную меру, имеющую временный характер.

     Финансирование  основных социальных услуг и поддержка  слабо защищенных слоев населения. Одной из важнейших задач государства  является обеспечение возможно более  справедливого распределения благ между членами общества. Это связано с расходованием государственных средств на образование, здравоохранение, обеспечение имущественной и личной безопасности граждан. Государственная политика может способствовать сокращению бедности и неравенства, содействовать улучшению условий развития отсталых в экономическом отношении регионов, населенных национальными меньшинствами, а также так называемых неперспективных регионов, ликвидируя почву для политической и социальной нестабильности.

     Государственные органы в значительной мере осуществляют страхование граждан от угрозы их экономической безопасности. Это  осуществляется, в частности, путем  пенсионного обеспечения в преклонном возрасте, медицинского страхования  в случае заболеваний, страхования от безработицы. В. ряде стран государственные формы страхования являются основными. В других странах значительную часть расходов несет частный сектор. Наиболее развитыми являются системы страхования европейского типа. Однако многие развивающиеся страны, как, например, Китай, Индия, Бразилия, пока не могут позволить себе внедрение таких систем в силу недостаточного уровня экономического развития.

     Регулирование интеграции в мировую экономику. Развитие международной торговли и  движения капиталов дали импульс к усилению вовлеченности стран в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, сокращением налогообложения, стремлением преодолеть ограниченные возможности отдельных стран, желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества, связанные с выпуском продукции более высоких стадий обработки, высокотехнологичной и наукоемкой, а также широкими возможностями использования международных валютных и фондовых рынков.

     Предоставляя  ряд преимуществ, вхождение в  глобальную экономику сопряжено с крупными рисками, особенно для развивающихся стран. Многие из них опасаются, что открытость экономики сделает их чувствительными к перетокам капитала на международных финансовых рынках, поставит под угрозу стабильность национальной валюты, затруднит развитие национального сектора экономики. Функцией государства в этих процессах является выработка и проведение общенациональной политики, позволяющей использовать выгоды глобализации и минимизировать ее негативные стороны. В этих условиях национальные государства используют свои бюджеты в качестве инструмента защиты национальных интересов, добиваются с их помощью укрепления позиций на международных рынках товаров, услуг и капиталов.

     Государственное регулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе государственных законодательных норм, бюджетных расходов самого государства, воздействия на частное предпринимательство с помощью рыночных механизмов, привлечения внимания общественного мнения, информации.

     В политическом отношении государственный бюджет является фактором воспроизводства существующих институтов и структур государственного управления, сложившихся традиций государственного устройства. Поскольку посредством бюджета реализуются функции государства, и оказывается воздействие на экономическое и социальное развитие, рассмотрение бюджета всегда является предметом острой политической борьбы в парламентах и иных представительных учреждениях. Политические партии, приходя к власти, реализуют собственные цели посредством формирования и утверждения бюджетов в соответствии со своими стратегическими планами в области экономической и социальной политики, берут под контроль аппарат финансовых органов и практически реализуют бюджетную политику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Управление государственными финансами

     2.1 Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений

     Финансовые  ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:

     - государственную бюджетную систему;

     - внебюджетные специальные фонды;

     - государственный кредит;

     Эти три блока финансовых отношений  относятся к централизованным финансам и используются для регулирования  экономики и социальных отношений  на макроуровне. Финансовые отношения  предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

     Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

     Бюджетные отношения характеризуются большим  многообразием, поскольку охватывают разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

     В процессе функционирования бюджетные  отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

     Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Информация о работе Государственные финансы, оценка их правовой базы