Государственные финансы сущность, состав и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:06, реферат

Описание

Когда дают определение финансам, чаще всего их отождествляют с деньгами. Действительно, финансы всегда выступают в денежной оболочке. Нет денег - нет финансов. Финансы - категория экономическая и прежде всего связана с существованием государства. Исследование государственных финансов является довольно актуальной проблемой на сегодняшний день т.к. они образуют важнейшую часть финансовой деятельности общества с рыночной экономикой.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность финансов, состав и их функции……………...6
1.1 Сущность…….………………………………………………..6
1.2 Функции……………………………………………………...12
1.3 Состав государственных финансов………………………...14
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика государств…..………...21
2.1. Государство и совокупный спрос………………....……….21
2.2 Государственный бюджет: доходы и расходы………....….23
Глава 3. Перспективы развития государственных финансов...….25
3.1 Государственная финансовая политика…………….……....25
3.2 Государственное регулирование финансов……….………..29
3.3 Повышение эффективности государственных финансов....34
Заключение………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………......…..42

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ.docx

— 60.76 Кб (Скачать документ)
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………..3 
Глава 1. Сущность финансов, состав и их функции……………...6 
   1.1 Сущность…….………………………………………………..6 
   1.2 Функции……………………………………………………...12 
   1.3 Состав государственных финансов………………………...14 
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика государств…..………...21

   2.1. Государство и совокупный спрос………………....……….21

   2.2 Государственный бюджет: доходы и расходы………....….23

Глава 3. Перспективы развития государственных финансов...….25 
   3.1 Государственная финансовая политика…………….……....25 
   3.2 Государственное регулирование финансов……….………..29 
   3.3 Повышение эффективности государственных финансов....34 
Заключение………………………………………………………….40 
Список использованной литературы………………………......…..42

 

ВВЕДЕНИЕ

   Когда дают определение финансам, чаще всего их отождествляют с деньгами. Действительно, финансы всегда выступают в денежной оболочке. Нет денег - нет финансов. Финансы - категория экономическая и прежде всего связана с существованием государства. Исследование государственных финансов является довольно актуальной проблемой на сегодняшний день т.к. они образуют важнейшую часть финансовой деятельности общества с рыночной экономикой. 
   Элементы финансовых отношений можно найти уже в рабовладельческом обществе, когда для поддержания государственной власти необходимо было получать регулярные денежные средства в виде дани, налогов, пошлин. Наивысшее развитие финансы получают в капиталистическом обществе. При социализме финансы также выполняли свои функции. 
   Финансы - это денежные отношения, связанные с образованием и использованием целенаправленных фондов денежных средств. Эти фонды денежных средств получают форму финансовых ресурсов. 
   Актуальность выбранной темы обуславливает цель работы: рассмотрение государственных финансов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
   1) рассмотреть основные виды государственных финансов, их функции; 
   2) выявить необходимость и меры повышения эффективности государственных финансов, перспективы их развития. 
   Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. 
   Сектор государственного управления по уровням управления подразделяется в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный уровни. 
   Для нормального социально-экономического и политического развития страны требуется эффективное государство. Государство необходимо для предоставления нужных обществу в целом и его жителям товаров и услуг, законодательного формирования необходимых норм и институтов, позволяющих успешно функционировать экономике и обеспечивать материальные и иные условия жизни гражданам. 
   Государство может непосредственно управлять только собственными финансами, а на финансы других секторов экономики в состоянии лишь оказывать воздействие. Управление государственными финансами в центре и на местах осуществляется путем утверждения законодательных актов, бюджетов и отчетов об их исполнении, установления и отмены налогов и других видов платежей в бюджет. 
   В первой главе рассматривается сущность, функции государственных финансов и их виды. Областью возникновения и функционирования финансов является необходимость распространения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) по целевому назначению и субъектам хозяйствования, чтобы каждый получил свою долю. По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. 
   Во второй главе рассмотрены государственная финансовая политика, государственное регулирование финансов и перспективы дальнейшего развития государственных финансов. Преобразование государственных финансов является одним из важнейших направлений экономических реформ в России. Как в условиях планово-распределительной системы, так и в условиях рынка государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны.

 

1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ, СОСТАВ И ИХ ФУНКЦИИ 
1.1 Сущность

   Термин "финансы" возник в 13в. в торговых городах Италии и в переводе дословно означает "денежный платеж". Изначально так называли последний этап расчетов между государством и населением. По мере того как возрастала роль государства, происходило становление и упорядочивание государственного регулирования денежной системы, термин "финансы" распространился на совокупность денежных отношений между государством, населением и экономическими субъектами. В обыденной жизни "финансы" часто отождествляются с понятием "деньги". Для выяснения сущности категории "финансы" необходимо рассмотреть основные черты, присущие финансовым отношениям. 
   Во-первых, в основе всех финансовых отношений лежат отношения между различными участниками общественного процесса производства. По характеру они являются производственными, носят объективный экономический характер и образуют экономическую категорию.6 
   В современной экономике условно можно выделить два сектора. Первый сектор- производственный(в последнее время он получил название "реальный" сектор), где создается реальная стоимость, и второй - надстроечный (именно его часто из-за смешения понятий называют финансовым) - это сектор, в котором происходит вторичное распределение созданной стоимости. Сюда относятся кредитные организации, страховые, фондовые посредники, т.е. организации, которые в силу занимаемого места в экономике перераспределяют денежную массу. Вторичное распределение осуществляется и государством. Между этими секторами существует тесная связь, нарушение которой приводит к различным кризисным явлениям в экономике. Ведь чтобы что-то перераспределять, сначала нужно произвести товар, материальную основу. Не вызывает сомнения, что материальный сектор является основой экономических процессов, именно в нем создается новая стоимость, а следовательно, и весь комплекс будущих перераспределительных финансовых отношений основывается на производственном секторе, финансовые отношения, по сути, являются производственными. 
   Во-вторых, финансовые отношения носят денежный характер. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Если рассмотреть основные стадии воспроизводственного процесса "производство – распределение – обмен - потребление", то видно, что деньги участвуют на 2 и 3 стадиях. Чем они характеризуются? На стадии распределения движение денежных средств осуществляется обособленно от движения товара и характеризуется их отчуждением. Такое движение денежных средств связано с передачей собственности на эти денежные средства. Это одностороннее неэквивалентное движение денег. На стадии обмена движение денежных средств опосредует движение товаров, распределенная стоимость обменивается на товарную. Отчуждения самой стоимости не происходит, меняется только форма. При этом используются две категории-деньги и цена. 
   Учитывая характер движения стоимости, ведущие российские финансисты придерживаются распределительной концепции возникновения финансов, когда происходит целевое и относительно безэквивалентное движение денежных средств. 
   В-третьих, распределительный характер финансов. 
   Таким образом, денежные отношения шире, чем финансовые отношения. Деньги - более древняя категория, а финансы возникли только с появлением государственности. Понятно, что одностороннее движение стоимости может происходить только при силовом давлении (в отличие от обменных операций), когда в обществе установлены и контролируются распределительные отношения. С другой стороны, само понятие финансовых отношений обусловлено существованием государства как органа управления. 
   Следует отметить, что движение денежных средств, как правило, носит целевой характер, распределяется и перераспределяется не абстрактная денежная масса, а фонд денежных средств-деньги, имеющие строго целевое назначение. Совокупность фондов денежных средств составляет финансовые ресурсы страны. 
   Итак, финансы - это определенные экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. 
   Таким образом, финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения валового внутреннего продукта национального дохода, они помогают поддерживать пропорции в движении натуральной и стоимостной форм валового общественного продукта, являются источником государственного регулирования пропорций развития страны прежде всего через государственный бюджет (государственное финансирование) и налогообложение. На основе финансовых отношений происходит контроль за формированием и использованием денежных средств всех участников финансовой системы Российской Федерации. 
   Финансовые отношения возникают между следующими субъектами: 
• государством и населением (с одной стороны - уплата налогов, с другой - государственные социальные расходы); 
• государством и предприятиями, организациями (уплата налогов и сборов, со стороны государства - предоставление субсидий, субвенций, государственное прямое финансирование); 
• отдельными экономическими субъектами (в процессе приобретения материальных ценностей, реализации продукции, услуг, предоставления временной финансовой помощи); 
• предприятиями, организациями и вышестоящими структурами или участниками финансово-производственных групп, холдингов и других объединений и структур; 
• предприятиями, организациями и их учредителями, собственниками; 
• отдельными звеньями бюджетной системы. 
   Финансовые отношения классифицируются по сферам: общегосударственные финансы, финансы организаций, страхование и финансы домашних хозяйств. 
   Государственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. 
   Основными функциями государства, обеспечивающими успешное социально-экономическое и политическое развитие страны, являются: 
• разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства; 
• поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика; 
• финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения; 
• регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов; 
• осуществление мер по охране окружающей среды. 
   Государство осуществляет свои функции не в целях коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и организациями, относящимися к другим секторам. 
   Для выполнения этих функций требуются как экономические и технологические предпосылки, так и институциональная среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовывать принятые законодательные нормы. Роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии могут быть различными и зависят от конкретной обстановки. То, что годится для стран с развитой рыночной экономикой, может не подойти для Китая, России или Афганистана. Даже для одной и той же страны на разных этапах должны быть свои подходы. Наиболее общими предпосылками повышения эффективности государственных финансов являются следующие: 
• объем осуществляемых государством функций и реализуемые им меры должны соответствовать экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране; 
• используемые меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации в стране; 
• работа госаппарата должна улучшаться, имея в виду нацеливание его на решение проблем общества в целом, преодоление противоречащих общенациональным стремлений отдельных групп и слоев населения, ликвидацию коррупции.

   За последние годы внутренняя структура каждой из составляющих финансовой системы РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием рыночных отношений, бюджетного федерализма и децентрализации бюджетной системы, демократизации всех процессов, идущих в обществе. Так, существенно расширено содержание государственных финансов. Еще несколько лет назад государственные финансы практически отождествлялись с государственным бюджетом, бюджетное устройство России больше соответствовало унитарному государству, для которого свойственны максимальная централизация финансовых и бюджетных ресурсов на уровне центрального правительства и значительно менее существенная доля — на субнациональном уровне. 
   В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых — государственные (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 88 субфедеральных бюджетов, и один уровень — муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты. 
   Понятие государственных финансов, во-первых, существенно расширено вступившим в силу Бюджетным кодексом РФ за счет законодательного определения трехуровневой бюджетной системы, отдельного вынесения категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Во-вторых, конституциональное определение государственных уровней власти и управления предполагает отдельное существование муниципальных финансов как финансовой основы местного самоуправления. Поэтому понимание государственных финансов дополнено категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах. Решением проблемы соответствия роли государства его экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов. По мере роста экономического потенциала страны потенциал государства и его способность расширять свои функции увеличивается.3 
   Рассмотрев понятие государственных финансов целесообразно будет рассмотреть их функции.
 

1.2 Функции

   Сущность финансов проявляется в их функциях. При этом "сущность есть внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений". И хотя вопрос о функциях финансов остается дискуссионным, большинство ведущих финансистов выделяют и аргументируют две функции: распределительную и контрольную. 
   Распределительная функция связана с сущностью финансов и предполагает, что на ее основе сначала образуются причитающиеся отдельным субъектам фонды денежных средств, а затем происходит их распределение и перераспределение. Таким образом, распределение как вторая стадия общественного процесса производства следует за стадией производства и обеспечивает образование и распределение денежных фондов. 
   Существует объективная потребность в распределении вновь созданного общественного продукта: формирование государственных денежных фондов для выполнения государственных функций (содержание аппарата управления, судебной системы, армии и др.), сглаживание неравномерности развития территорий и муниципальных образований, осуществление социальной защиты и социального обеспечения в стране (т.е. перераспределение между производственной и непроизводственной сферами), регулирование доходов в обществе и уровня расслоения, необходимость регулирования экономического развития страны (финансовая поддержка ведущих экспортно-ориентированных наукоемких отраслей экономики), создания и субсидирования государственных унитарных и казенных предприятий (в целях обеспечения национальной безопасности или поддержания функционирования нерентабельных, но общественно значимых предприятий). 
   Весь распределительный процесс условно делится на две стадии: 
1. первичное распределение, при котором образуются доходы предприятий и работников сферы материального производства; 
2. вторичное (последующее) распределение, где образуются доходы предприятий и работников сферы нематериального производства: доходы регионов, муниципальных образований, предприятий, организаций, граждан и субфедеральных бюджетов в результате перераспределения государственных средств. 
   В целом распределение и перераспределение в экономике осуществляется двумя методами: 
• финансово-бюджетным; 
• кредитно-банковским. 
   Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией и определяется их свойством служить средством контроля в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. 
   Контрольная функция государственных финансов реализуется по следующим основным направлениям: 
• контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды; 
• контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития; 
• контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов. 
   Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов. 6 
   Таким образом, выше были рассмотрены сущность и функции государственных финансов. Далее необходимо рассмотреть их состав.
 

1.3 Состав государственных  финансов

   Структура государственных финансов определяется двумя основными факторами. Одним из них является структура органов государственной власти. Другим - выделение в составе государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджет. По функциональному признаку в составе государственных финансов выделяются обособленные звенья: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды и государственный (муниципальный) кредит, каждое из которых выполняет специфические функции. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции денежных средств и осуществлению государственных расходов выполняют органы государственного управления. 
   Систему государственного управления страны составляют органы государственной власти и их структуры, наделенные монопольным правом на власть в пределах данной территории или ее частей. Соответственно совокупность всех государственных единиц, функционирующих в стране, образует сектор государственного управления. Сектор органов государственного управления объединяет учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета. 
   Общественные потребности растут, соответственно резко увеличивается объем государственного товара, что в конечном счете повышает роль и значение общественных финансов. 
   В настоящее развитые страны располагают государственным производственным сектором, создающим 5-20% ВНП, и мощным механизмом прямого и косвенного регулирования социально-экономической жизнедеятельности общества. Функционирование государственного сектора осуществляется посредством многоплановой системы формирования, движения и использования стоимостных фондов различных органов власти, представляющей государственные финансы. 
   Государственные финансы образуют важнейшую часть финансовой деятельности общества с рыночной экономикой

   Необходимость государственных финансов обусловлена наличием у людей специфических потребностей, а также определенным складом их социально-экономической жизнедеятельности. 
   Условиями существования государственных финансов выступают многообразие форм собственности и господство товарно-денежных отношений. 
   Причинами возникновения служат многоплановость государственного устройства, наличие различных государственных институтов, выступающих в качестве субъекта, владельца жизненных благ. 
   Экономическую базу государственных финансов составляет институциональная собственность субъектов органа власти. 
   Цель государственных финансов – денежное обеспечение функций субъектов органов власти. 
   Государственные финансы функционируют планомерно и требуют предварительной согласованности, составления планов формирования и использования денежных фондов. 
   Следует различать государственные финансы в широком и узком смысле. В широком смысле они охватывают все финансы, за исключением негосударственных; в узком – государственный бюджет (бюджетную систему). Характер и масштабы их различий определяются спецификой государственного устройства, а также природно-климатическими, историческими, демографическими, экономическими, социальными, политическими и другими особенностями. 
   К центральному уровню относятся все государственные учреждения, министерства, ведомства и соответственно совокупность всех государственных единиц, являющихся инструментами центральной власти, включая территориально рассредоточенные общегосударственные органы. Этот уровень управления оказывает основное финансовое воздействие на экономику страны. Деятельность и финансовая система этого уровня управления оказывают решающее влияние на жизнь страны. Представительные и исполнительные органы вырабатывают и реализуют политику в интересах всей национальной экономики. На этом уровне определяется налогово-бюджетная политика, через финансы центрального правительства осуществляется инфляционное или дефляционное воздействие на функционирование экономики. 
   К региональным органам управления относятся органы власти областей, краев, республик, штатов, земель и совокупность всех государственных управленческих единиц, осуществляющих властные полномочия на территориях, объединяющих более мелкие районы, которые контролируются и финансируются региональными органами власти. Региональные органы государственной власти обладают относительно независимыми полномочиями, которые они осуществляют на соответствующей части территории страны. Региональные органы власти наделены в соответствии с конституциями стран определенными полномочиями на основе разграничения ответственности между центральными и региональными органами власти. Степень автономности региональных органов власти и объем их функций определяются размерами доходов, получаемых из контролируемых ими источников, и независимостью должностных лиц от административного контроля центрального правительства. Региональные органы власти существуют только в федеративных государствах и занимают промежуточное положение между общегосударственными и местными органами власти. 
   К местным органам власти относятся органы управления в городах и сельских местностях, обладающие самостоятельными структурными управленческими подразделениями, определенными законодательством автономными полномочиями и источниками финансовых средств, за счет которых функционируют подведомственные им институциональные заведения (образовательные, медицинские, социального обеспечения, культурные, спортивные и др.). 
   Финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управлений являются бюджеты разных уровней — федеральный, республиканские, местные. В условиях экономической самостоятельности республиканских и административно-территориальных структур их бюджеты имеют полную автономию, независимое положение, закрепленное соответствующими законодательными актами. Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, республиканскими и местными органами государственной власти и управления. 
   Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. В то же время, существенную роль выполняют различные государственные автономные фонды на федеральном и региональном уровнях. Как правило, в этих фондах аккумулируются ресурсы для решения крупных проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы. Во Франции и Японии за счет таких фондов финансируется примерно половина государственных расходов, в Великобритании — треть. Фонды имеют целевой характер и предназначены для финансирования различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и других проблем. 
   Обособление источников финансирования целевых мероприятий от бюджетных ресурсов позволяет, во-первых, расширить состав средств, направляемых на их обеспечение (за счет дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц и других источников), и, во-вторых, гарантирует целевое использование ресурсов в полном: объеме их поступлений. В условиях обезличивания поступающих в бюджет финансовых ресурсов такой гарантии целевого использования средств, да еще и в полном их объеме, никто дать не может. 
   В механизме формирования и использования внебюджетных фондов наиболее полно материализуется на практике тот правовой режим, который гарантирует защиту интересов каждого конкретного человека и территории. 
   Значение обособленного функционирования внебюджетных фондов особенно возрастает в условиях экономической нестабильности в стране. Автономный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от федерального, республиканских и местных бюджетов внебюджетные фонды подлежат значительно меньшей регламентации и меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Поскольку изменение направлений использования внебюджетных фондов не нуждается в законодательном оформлении и происходит без участия парламента, появляется возможность расходовать фонды в более оперативном режиме (хотя иногда существующая практика приводит к неэффективному использованию средств внебюджетных фондов). Это облегчает их использование и повышает заинтересованность государственных исполнительных структур в их росте. Внебюджетные фонды выполняют еще и роль финансового резерва, к которому прибегают федеральные, республиканские и местные органы власти в случаях финансовых затруднений. Благодаря внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства. 
   Внебюджетные фонды довольно разнообразны как по функционально-целевому назначению, так и по уровням управления. В соответствии с функциональным назначением их можно подразделить на фонды, имеющие либо экономический, либо социальный, либо природоохранный характер. По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются на фонды общегосударственного, республиканского и регионального значения. 
   Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными (например, социальными) фондами. В этой связи система государственных финансов организуется таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались как в территориальном разрезе, так и по вертикали с выделением соответствующих внебюджетных фондов. Это позволяет формировать консолидированные данные о государственном бюджете федерации и регионов, консолидированные данные по внебюджетным фондам и на этой основе консолидированные данные в целом по государственным финансам. В России определяются и публикуются консолидированные данные федерального и региональных бюджетов. Консолидированные данные по государственным финансам в целом пока в системном порядке не формируются и не публикуются. Учитывая, что расходы внебюджетных фондов составляют около четверти всех расходов государства, формирование консолидированных данных о доходах и расходах государства в целом является необходимым элементом управления государственными финансами и должно быть налажено. 
   Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. 
   Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды. Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении. С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития (через финансирование специальных долгосрочных программ). Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.10 
   Итак, были рассмотрены понятие, структура и функции государственных финансов, которые представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Для достижения этого необходимо повышение их эффективности, поэтому необходимо рассмотреть перспективы дальнейшего развития государственных финансов.

 

2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

2.1. Государство и  совокупный спрос 

   Основной функцией государства в макроэкономической теории является предоставление общественных благ (а также тех услуг, которые не являются общественными благами, но благодаря политическим решениям монополизированы государством). Для исполнения этих функций государство закупает блага и нанимает работников.

   При этом поведение государства достаточно сложно предсказать, поскольку у него нет объективной целевой функции. Поэтому в долгосрочной перспективе для описания поведения государства в экономической сфере и на рынке благ, в частности, используется метод сценариев.

   Но зато в коротком периоде расходы государства на рынке благ являются фиксированной величиной, поскольку они законодательно зафиксированы при утверждении парламентом бюджета страны на предстоящий год. Т.е. для публики величина государственных расходов – экзогенная константа.

   В среднесрочной перспективе можно использовать такую модель поведения государства :

G = a T = a Ty y

   Где a -- показатель сбалансированности бюджета. То вполне возможно, что такая же тенденция сохранится и в будущем, когда ВВП (т.е. y) вырастет.

   Кроме прямого воздействия на рынок благ путем закупок для государственных нужд, государство способно воздействовать на рынок благ и косвенным образом.

   Государство, повышая налоги, снижает располагаемый доход потребителей.

   Повышая налоги на заработную плату и снижая налоги на доходы с капитала, государство заставляет людей увеличивать сбережения, что приводит к снижению потребительского спроса.

   Увеличение налогов на прибыль предприятий государством снижает инвестиционную активность фирм.

   Увеличивая косвенные налоги при одновременном снижении прямых, государство стимулирует спрос.

 

2.2 Государственный  бюджет: доходы и  расходы 

   Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Информация о работе Государственные финансы сущность, состав и их функции