Государственные финансы сущность, состав и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:06, реферат

Описание

Когда дают определение финансам, чаще всего их отождествляют с деньгами. Действительно, финансы всегда выступают в денежной оболочке. Нет денег - нет финансов. Финансы - категория экономическая и прежде всего связана с существованием государства. Исследование государственных финансов является довольно актуальной проблемой на сегодняшний день т.к. они образуют важнейшую часть финансовой деятельности общества с рыночной экономикой.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность финансов, состав и их функции……………...6
1.1 Сущность…….………………………………………………..6
1.2 Функции……………………………………………………...12
1.3 Состав государственных финансов………………………...14
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика государств…..………...21
2.1. Государство и совокупный спрос………………....……….21
2.2 Государственный бюджет: доходы и расходы………....….23
Глава 3. Перспективы развития государственных финансов...….25
3.1 Государственная финансовая политика…………….……....25
3.2 Государственное регулирование финансов……….………..29
3.3 Повышение эффективности государственных финансов....34
Заключение………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………......…..42

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ.docx

— 60.76 Кб (Скачать документ)

   Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

   Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

   В самом общем виде государственным бюджетом можно назвать план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

   Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.

   Все расходы можно подразделить на следующие группы:

   военные;

   экономические;

   на социальные цели;

   на внешнеполитическую деятельность;

   на содержание аппарата управления.

   В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с чем государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

   Доходы государственного бюджета формируются за счет:

 налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

 неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

 доходов целевых бюджетных фондов.

   Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

   Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 
3.1 Государственная финансовая политика

   Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики. В настоящее время она направлена на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика реализуется по нескольким направлениям: 
• налоговая; 
• бюджетная; 
• денежно-кредитная; 
• инвестиционная; 
• институциональных преобразований; 
• социальная.

   Основными задачами налоговой политики являются: 
• комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей; 
• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот; 
• ведение единого реестра налогоплательщиков; 
• ужесточение налогового администрирования; 
• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

   Наиболее актуальными задачами в сфере бюджетной политики выступают: 
• реализация программ экономии государственных расходов; 
• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства; 
• реструктуризация государственного долга; 
• инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования и другое.

   Важнейшая задача денежно-кредитной политики - восстановление доверия в банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения, устойчивость национальной валюты. Ее задачи: 
1. совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов; 
2. сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам; 
3. пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу; 
4. усиление таможенного контроля.

   Большую роль в активизации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся: 
• приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа; 
• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству; 
• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности. 
• вовлечение в оборот объектов незавершённого строительства; 
• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса; 
• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства; 
   совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти; 
• усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом;

   Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся: 
1. выплата в полном объёме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета; 
2. увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов; 
3. разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы; 
4. сдерживание роста безработицы и создание условий для расширений занятости; 
5. реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий; 
6. упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенаселением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения; 
7. регулирование вынужденной миграции;

   Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает: 
• повышение роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; 
• создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения; 
• развитие ипотечного кредитования; 
• привлечение прямых иностранных инвестиций;

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.2 
   Экономическая роль государства заключается в реформировании отношений собственности, вертикали федеративного устройства в социально-экономической сфере, институциональных преобразованиях и достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе. Далее рассмотрим государственное регулирование финансов.

 

3.2 Государственное регулирование финансов

   Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микроуровнях. Государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества. Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Подтверждением этому служит мировая практика, где высококонкурентная среда со значительными элементами планового начала, олицетворяемая государством, соседствует с частнокапиталистическим предпринимательством. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных, представительных и исполнительных органов власти. 
   В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные по формам реализации мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство. Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Он широко используется Международным валютным фондом и организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса. 
   Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики — сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и “съеденных” инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста. 
   В конечном счете задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потребления в пользу инвестиций не происходит. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе. 
   Противоположностью монетаризму является широко применяемая в последние десятилетия финансовая концепция кейнсианства. В основе ее — государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении. 
   Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит, и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, работы, услуги. Высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики в настоящее время наиболее актуальны. 
   Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов. 
   Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных ассигнований либо за счет роста налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений происходит при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. В этом случае необязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений. Кейнсианство (как и монетаризм), в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Большие задачи оно возлагает на государство, требует разработки твердой и основательной законодательной базы для соблюдения определенных рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность. 
   Выбор форм государственного регулирования финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния экономики России способствовало усугублению кризисных процессов. 
   Политика экономического роста, как правило, включает такой элемент государственного регулирования, как девальвацию национальной валюты, которая снижает цену продукции, а следовательно, и затраты на производство и реализацию, повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она сдерживает внутреннее потребление из-за падения заработной платы. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему. Стимулирование экспорта имеет большое значение для погашения внешних обязательств Российского государства. Для нормального состояния платежного баланса рост экспорта должен опережать рост импорта и покрывать возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга. Для внутреннего состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращения, себестоимости по уровню, превышающему снижение цен. В этом случае преимущество получает прибыль. Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением производства. Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе экономики, который не коснется сокращения государственных расходов. 
   Результатом свободного ценообразования, как утверждают сторонники монетаристской школы, являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианская школа считает, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому изменение цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвижны в этом смысле объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако если цены остаются стабильными, то при снижении спроса производство также должно сокращаться. При этом значительные запасы приводят к иммобилизации оборотных средств. 
   Между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Так считают монетаристы. Поэтому если бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения этого негативного явления Центральный банк должен строго контролировать прирост денежной массы. Однако при недостатке денег в обращении используются квазиденьги и другие денежные инструменты, которые приводят к перераспределению доходов в пользу их эмитентов, а предприятия не могут защитить свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции. 
   Кроме контроля за общей массой денег в обращении необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, в том числе более ликвидных. 
   Рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше. Чем выше степень монополизма, тем выше инфляция издержек. Изменение цен приводит к изменению рыночной структуры, а это повышает риск, создает трудности, связанные с реализацией. Инфляция способствует росту стоимостного объема потребления. Население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров или иностранной валюты. Без стабильности цен насыщение рынка продукцией, товарами, работами и услугами невозможно. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, так как это один из основных факторов роста цен. 
   Следует отметить, что высокоразвитые страны мира при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской систем, что приводит к появлению промежуточных теорий с множеством оттенков, основу которых составляют национальные государственные особенности и степень развитости экономик. Экономическая эффективность и социальная справедливость находятся в состоянии динамического равновесия, которое определяет темпы роста производства и жизненного уровня населения.3 
   Таким образом, необходимым является рассмотрение меры повышения эффективности государственных финансов.
 

3.3 Повышение эффективности государственных финансов

   Для повышения эффективности государственных финансов в сфере долговой политики правительством должны быть приняты такие меры, как:

• минимизация  расходов на обслуживание государственного долга; 
• осуществление постепенного перехода от внешних заимствований к внутренним; 
• развитие внутреннего рынка государственных средне- и долгосрочных долговых обязательств.

   Бесспорно, такие намерения правительства являются обнадеживающими. Если они будут реализованы, то рынок внутренних государственных облигаций в России может стать более эффективным, привлекательным рынком. Правда, не за счет слишком высоких доходностей, а за счет таких признаков как эффективность, ликвидность, прозрачность, удобство инфраструктуры. 
   Принципиально важным есть то, какие приоритеты поставило для себя правительство в долговой политике. 
   Если приоритетность идет в последовательности перечня вышеупомянутых мероприятий, то ситуация с рынком государственного долга может остаться на месте. “Минимизация расходов на обслуживание” государственного внутреннего долга, вообще, не должна быть коротко или даже среднесрочным приоритетом. Если не будет развитым рынок средне- и долгосрочных внутренних государственных облигаций, то по существу то и внутреннего долга, как такого, не будет. Тогда задание из минимизации расходов по его обслуживанию просто исчезнет само собой, поскольку размеры этих выплат будут очень незначительными. 
   Правительство может привлекать средства под большие общественно необходимые и, в то же время, рентабельные инвестиционные проекты. Но для того, чтобы это делать необходимо, иметь эффективно функционирующую, профессиональную структуру, которая бы осуществляла оценку и отбор таких проектов. 
   Если смотреть на этот вопрос более широко, и учитывать международный опыт, то необходимо говорить о создании определенной структуры, ответственной за финансовый риск- менеджмент государства. Наиболее распространенным вариантом таких структур в мире являются так называемые агентства по управлению (государственным) долгом. Кроме управления пассивами (долгами и условными обязательствами) государства такое агентство влияет и на размещение активов государства (отбор инвестиционных проектов). Это является необходимым в силу того, что от того, как будут использованы заимствуемые государством средства, непосредственно зависит возможность их возвращения. 
   Одной интересной характеристикой развития рынка корпоративных облигаций стало появление крупных выпусков ведущих государственных предприятий, или предприятий, большинство акций которых находится в собственности государства. 
   Безусловно, большие выпуски могут стать ориентиром на рынке корпоративных облигаций, но было лучше бы, если бы этим ориентиром выступал развитый, ликвидный рынок. Рынок квази - государственных облигаций, который начал формироваться, не может быть полноценным заменителем рынка внутренних государственных облигаций для финансовой системы страны. 
   В странах с сильным государственным финансовым менеджментом большая часть привлеченных за счет рыночных государственных заимствований средств идет на конкретные инвестиционные проекты. 
   Следовательно, ликвидный и эффективный рынок государственных облигаций – это большое общественное благо. 
   Простая статистика свидетельствует о том, что рынки корпоративных облигаций, и других инструментов с фиксированным доходом, в большей мере развитые в тех странах, где более развитыми являются рынки государственных облигаций и связанных с ними инструментов. 
   Развитие рынка внутренних государственных облигаций является достаточно сложной и долгосрочной задачей. Некоторые из важных предпосылок его эффективного развития невозможно достичь в короткие сроки. Это, например, создание мощных национальных долгосрочных инвесторов, таких как пенсионные фонды и компании по страхованию жизни. Есть и такие вещи, которые можно осуществлять уже прямо сейчас. Среди таких мероприятий необходимо выделить следующие: 
• определенное повышение доходности размещения облигаций; 
• последующая стандартизация сроков инструментов; 
• концентрация на выпуске простых стандартных инструментов; 
• повышение прозрачности рынка; 
• совершенствование микроструктуры рынка.13

   В сфере совершенствования микроструктуры главными направлениями является: ввод системы первичных дилеров, упрощение процедуры проведения первичных размещений внутренних государственных облигаций и т.д. 
   О перспективах рынка Российских международных облигаций можно говорить в двух аспектах. С одной стороны – это перспективы развития этого рынка в мировом масштабе, то есть увеличение его размера, ликвидности, объемов торговли, расширение базы международных инвесторов, и др. 
   В этом плане развитие рынка зависит от экономического развития России и долговой политики государства и отдельных негосударственных заемщиков. Если Россия будет успешно развиваться, то база потенциальных инвесторов в Российские международные облигации кардинальным образом расширится. Это, безусловно, будет способствовать и повышению объема рынка, и росту его ликвидности. 
   Однако, будет расти ли этот рынок, даже при таком оптимистичном сценарии, зависит еще и от того, в какой мере долговой политикой правительства России будет предусмотрено использование внешних источников финансирования государственных потребностей. Большинство стран сейчас пытается развивать рынок внутреннего долга. Соответствующие рекомендации предоставляются и многими международными экспертами (из МВФ, Мирового банка, ОЕСР, Банка международных расчетов и др.). 
   С другой стороны, любопытным является также вопрос развития рынка с точки зрения участия в нем внутренних Российских инвесторов, например пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов. 
   Участие резидентов-инвесторов в рынке Российских международных облигаций зависит, во-первых, от того, будет ли и в дальнейшем либерализован режим инвестирования резидентов России в эти инструменты. 
   Но даже в случае полной либерализации инвестиций инвестиционных и пенсионных фондов в Российские суверенные еврооблигации их участие в этом рынке отнюдь не гарантировано. Если внутренние рынки ценных бумаг успешно будут развиваться и будут обеспечивать достаточный уровень ликвидности и прозрачности, то потребность пенсионных, инвестиционных фондов, страховых компаний в доступе к международному рынку не будет большой. Российские институциональные инвесторы смогут просто достигать более высоких реальных доходностей на внутреннем рынке капиталов, чем на внешнем. 
   Однако, на сегодняшний день внутренние рынки все еще остаются неразвитыми. И при таких условиях Российские пенсионные фонды и другие институты контрактных сбережений могут стать весомой группой инвесторов на рынке еврооблигаций России. 
   Развитие рынка внутренних муниципальных облигаций является достаточно сложным заданием. В некоторых странах проекты по развитию этого рынка реализовывались в рамках более широких проектов по развитию муниципальных заимствований (или даже развития местного самоуправления вообще) посредством разных международных институтов и доноров. 
   Развитие рынка муниципальных облигаций во многих странах часто сдерживается нехваткой общей реформы системы муниципальных финансов. В Украине уже много сделано в этом направлении – был принят Бюджетный кодекс, проведенные изменения в системе меж бюджетных отношений. 
   Однозначно можно утверждать, что, кроме совершенствования системы муниципальных финансов, развитие рынка внутренних муниципальных облигаций будет нуждаться в наличии развитого базового долгового рынка – рынка внутренних государственных ценных бумаг. Развитый рынок внутренних государственных ценных бумаг будет предоставлять базовый ориентир доходности для всех других внутренних долговых рынков и будет способствовать более высокой ликвидности всех финансовых рынков в России. 
   Большинство инвестиционных проектов, которые необходимо реализовывать Российским городам, носит долгосрочный характер. Поэтому и основным сегментом рынка муниципальных облигаций должен стать рынок муниципальных ценных бумаг со сроком 4-5 лет и больше. Для развития рынка таких долгосрочных выпусков необходимым является появление на финансовом рынке России активов институтов контрактных сбережений. Речь идет, прежде всего, о негосударственных пенсионных фондах и компаниях по страхованию жизни, а также долгосрочные институты общего инвестирования закрытого типа. 
   Увеличению инвестиционного спроса на внутренние муниципальные облигации должно способствовать положение банковской нормативной базы: более низкий коэффициент взвешивания при расчете показателя адекватности регулятивного капитала для муниципальных облигаций в определенной мере будет способствовать банковским инвестициям в муниципальные облигации. 
   Сдерживающим фактором для выпуска долгосрочных муниципальных облигаций может быть озабоченность потенциальных инвесторов относительно выполнения обязательств за облигациями следующей местной властью. Опыт других стран показывает, что этот фактор может быть на протяжении длительного времени тормозом развития рынка муниципальных облигаций. Если говорить о внешнем рынке, то здесь следует отметить существование значительной вероятности пренебрежения внутренним рынком со стороны наибольших городов, которые имеют право на внешние заимствования.

Информация о работе Государственные финансы сущность, состав и их функции