Государственные и муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:04, контрольная работа

Описание

Тема финансового контроля была всегда актуальна. Сегодня проблемы совершенствования и усиления государственного финансового контроля остаются не менее актуальными, чем год или пять лет назад. Однако нельзя утверждать, что никаких изменений в лучшую сторону не происходит. Представляют интерес действия субъектов Российской Федерации, осуществляющих финансовый контроль за составлением и исполнением федерального, региональных и местных бюджетов, также роль финансового контроля в обеспечении развития общественного и

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования финансового контроля в РФ……...5
1.1. История развития финансового контроля в РФ…………………………....5
1.2. Функции и виды финансового контроля………………………………….8
1.3. Характеристика органов осуществляющих финансовый контроль…….14
2. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в РФ...……….22
2.1. Актуальные проблемы правового регулирования финансового
контроля в РФ……………………………………..……………………....22
2.2. Перспективы развития и повышения эффективности
финансового контроля…………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по ГМФ.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)


2

 

ГОУ  ВПО

Тюменский государственный университет

г. Шадринск

 

Контрольная работа № _______________________ вариант _______________________

По дисциплине_____________________________________________________________

Фамилия ___________________________________ Имя  __________________________

Отчество ___________________________________ Группа________________________

Год рождения _________________________Образование _________________________

Место работы _____________________________________________________________
Занимаемая должность ______________________________________________________

Домашний адрес ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Тема: «Проблемы и перспективы развития финансового контроля в России»

 

 

Контрольная  работа поступила на заочное отделение:

« ______» _______________________________ 200___г.         № _______________

 

 

 

 

 

Заполняется преподавателем:

Дата рецензии: «______» _____________________________________________200___г.

Оценка___________________________________________________________________

Фамилия преподавателя_____________________________________________________

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.  Теоретические основы формирования  финансового контроля в РФ……...5

1.1.  История развития финансового контроля в РФ…………………………....5

1.2.  Функции  и виды  финансового контроля………………………………….8

1.3. Характеристика  органов осуществляющих финансовый контроль…….14

2. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в РФ...……….22
2.1.              Актуальные проблемы правового регулирования финансового

контроля              в              РФ……………………………………..……………………....22
2.2.              Перспективы              развития и повышения эффективности
финансового контроля…………………………………………………………...27

Заключение……………………………………………………………………….34

Список используемой литературы……………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль.

Тема финансового контроля была всегда актуальна. Сегодня проблемы совершенствования и усиления государственного финансового контроля остаются не менее актуальными, чем год или пять лет назад. Однако нельзя утверждать, что никаких изменений в лучшую сторону не происходит. Представляют интерес действия субъектов Российской Федерации, осуществляющих финансовый контроль за составлением и исполнением федерального, региональных и местных бюджетов, также роль финансового контроля в обеспечении развития общественного и частного производства, ускорении темпов модернизации промышленности, развитии научно-технического прогресса, повышении качества и объемов выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Финансовый контроль охватывает все сферы жизни общества и должен быть нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и эффективное использование финансовых, трудовых, материальных ресурсов и природных богатств, уменьшение непроизводительных издержек и расходов, пресечении фактов бесхозяйственности и расточительства[1].

В рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права. Законность и стабильность особенно важны в таких областях, как установление налогов и иных платежей в бюджет, регулирование другой бюджетной деятельности государства. Основным содержанием финансового контроля в условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов государства и его граждан, всех субъектов хозяйствования и управления; содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике.

С другой стороны, важнейшим условием стабилизации финансовой системы государства является обеспечение устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей.

Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

В юридической и экономической науке под финансовым контролем понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности.

Целью данной работы является  проанализировать развитие финансового контроля в РФ, раскрыть проблемы и перспективы развития финансового контроля в РФ. Цель работы определяет следующие   задачи:

–        Изучение  понятия и сущности финансового контроля;

–        Изучение проблем развития финансового контроля и перспективы   повышения эффективности  финансового контроля в РФ.

1.  Теоретические основы формирования   финансового контроля в РФ

1.1  История развития финансового контроля в РФ

 

      Мировой опыт государственного строительства свидетель­ствует, что, пока существует государственное управление, будет существовать и государственный контроль как его неотъемлемая функция. Одним из важнейших звеньев систем государственного контроля, безусловно, является государственный финансовый контроль за правильным использованием государственных средств как денежных, так и материальных, а также государствен­ной собственности.

    Первые исторические сведения о таком контроле относятся ко второй половине ХVII века, когда учреждается Счётный приказ (1654г.) для проверки раздачи полкового жалования во время войны, и для этой цели ему доставляются приходно-расходные книги за 1653-1663 годы[2].

     В 1718 году для проверки всех государственных доходов и расходов была учреждена Ревизион-коллегия, которая указом от 12 января 1722 года подчинена Сенату. В последствие она была переименована в Ревизион-контору Сената и в этом виде получи­ла инструкцию для своих действий, представлявшую первый опыт сколько-нибудь систематического изложения обязанностей госу­дарственного контроля.

    В 1775 году в целях улучшения «дело ревизии» на местах, в губерниях создаются казённые палаты, в обязанности которых входило производство ревизий счетов губернских учреждений.

    С установлением местных контрольных учреждений получа­ет новую организацию, и центральное учреждение контроля создается Экспедиция ревизии счетов (31 декабря 1779 года).

     В 1811 году по Манифесту от 28 января учреждается особое ведомство - Государственный контроль, который должен осуще­ствлять ревизии счетов и проверять не только министерства вооб­ще, но и в особенности Министерство финансов и Государственно­го казначея.

    Таким образом, с этого момента начинается история Государственного контроля, как отдельного, независимого само­стоятельного учреждения в системе других органов государствен­ного управления.

    Кроме чисто ревизионных обязанностей, на Государственный контроль возложено рассмотрение годовых отчетов Государствен­ного, Дворянского и Крестьянского банков и сберегательных касс, а также Управления по делам мелкого кредита и сообщение по ним заключения Государственному Совету. В таком виде с такими задачами Государственный контроль просуществовал вплоть до начала ХХ столетия.

    После Октябрьской революции в России стали создаваться органы рабочего контроля. Наряду с этим, решением СНК от 5 де­кабря 1917 года был создан специальный наркомат – Народный комиссариат государственного контроля, который должен был осуществлять предварительную и фактическую ревизии хозяй­ственной и финансовой деятельности всех ведомств.

   Впоследствии декретом от 7 февраля 1920 года этот наркомат был реорганизован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ).

  Решением ХVII съезда ВКП(б) Рабоче-крестьянская инспек­ция была преобразована в комиссию советского контроля, а в 1940 году образован союзно-республиканский Народный Комис­сариат государственного контроля. Позднее этот комиссариат в зависимости от политической ситуации менял названия: Комитет партийно-государственного контроля, Комитет народного контро­ля. Однако, независимо от изменения названия, в их функциях было много общего, в частности, они были централизованными, подчинялись партийным органам и имели большие права. Они имели право осуществлять контроль за государственными, коопе­ративными и общественными предприятиями, учреждениями и организациями; при установлении нарушений и злоупотреблений налагать дисциплинированные взыскания, вплоть до отстранения от должности, производить денежные начёты, передавать материа­лы следственным органам[3].

    В начале двадцатых годов начинают создаваться контрольные службы при финансовых органах. В связи с тем, что органы Рабо­че-крестьянской инспекции главное внимание уделяли ревизи­онно-инспекторским обследованиям по планам, утвержденным Правительством, то для проведения ревизий непосредственно на предприятиях и в учреждениях в составе Наркомфина СССР постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 октября 1923 года было создано финансово-контрольное управление.

    Именно 23 октября 1923 года является официальной датой образования контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации.

     В годы существования Советского государства система государственного финансового контроля была трансформирована, исходя из задач, определенных партийным руководством страны, а ее характерной чертой стало одновременное наличие системы органов партийного, народного, а также общественного контроля в составе профсоюзных и кооперативных организаций. Исходя из поставленных перед ней задач, система в целом была достаточно эффективной.

     С распадом СССР произошел и распад советской системы государственного финансового контроля. Образованной в 1995г. Счетной палате Российской Федерации пришлось выполнить историческую, без преувеличения, задачу восстановления системы и работоспособности независимого финансового контроля на новом витке российской истории. При этом необходимо понимать, что государственный финансовый контроль развивался в соответствии с определенными закономерностями, которых нужно придерживаться и пренебрегать которыми, было бы в высшей степени неосмотрительно.

 

1.2      Виды  финансового контроля и принципы его осуществления

    Виды финансового контроля классифицируются по ряду признаков: по формам осуществления, уровням управления, субъектам контроля, объектам контроля и информационной базе контроля.

    По формам осуществления финансового контроля различают следующие контрольные проверки:

Превентивные (от лат.praeventus - предупреждающий, предупредительный)– контрольные проверки организуются на стадии предварительного контроля производственной и финансово-хозяйственной деятельности отрасли, объединений и предприятий. Проверяются обоснованность финансовых планов, размер взносов в государственный бюджет налогов и других платежей согласно утвержденным нормативам. Органы государственного контроля осуществляют превентивные проверки периодически.

  Превентивному контролю хозяйственной деятельности, осуществляемому главным бухгалтером, придается исключительно важное значение. Положением о главном бухгалтере предусмотрено, что документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства подписываются руководителем объединения, предприятия и главным бухгалтером или лицами, ими на то уполномоченными. Без подписи главного бухгалтера указанные документы считаются недействительными и не принимаются к исполнению материально ответственными лицами, а также учреждениями банка. Главному бухгалтеру предоставлено право не принимать к исполнению и оформлению документы по хозяйственным операциям, противоречащие законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей[4].

    Превентивные проверки являются наиболее эффективным способом финансового контроля, так как они позволяют предупредить возникновение различных недостач, перерасходов и потерь ресурсов в хозяйственной деятельности объединения, предприятий, отрасли, экономики в целом.

Текущие контрольные проверки - форма текущего контроля конкретных операций хозяйственной деятельности организаций и предприятий. Проводятся текущие проверки всеми контролирующими органами по вопросам, входящим в их компетенцию. Так, учреждения банков при проведении текущего обследования контролируют использование кассовой наличности денег, своевременность и полноту сдачи выручки и т.п. По финансированию капитальных вложений при текущем обследовании контролируется организация строительства, обеспеченность проектной документацией строящихся объектов. Счетной палатой, Минфином России и его органами на местах проводятся текущие проверки использования средств федерального бюджета. Статистические органы на местах организуют текущие проверки применения типовой документации в учете хозяйственной деятельности объединений, предприятий, выявляют излишнюю отчетность, которая не утверждена в установленном порядке, а предоставляется по запросу органов управления. При внутриведомственном контроле путем текущего обследования проверяется выполнение указаний собственника, предприятиями по вопросам их деятельности. При внутрихозяйственном контроле посредством текущих проверок осуществляется оперативный контроль за совершением хозяйственных операций, в частности, проверяются условия хранения товарно-материальных ценностей.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы