Государственные и муниципальные заимствования, долговые активы органов государственной власти и местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:21, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения темы государственных заимствований обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Государственные заимствования
1.1 Сущность и задачи государственных заимствований
1.2 Формы и методы государственных заимствований
1.3 Источники погашения государственных заимствований
1.4 Внутренние государственные заимствования
1.5. Внешние государственные заимствования
ГЛАВА 2. Государственный долг: понятие, сущность, виды
2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ
2.3 Управление государственным долгом: проблемы и возможности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач по финансам.docx

— 75.51 Кб (Скачать документ)

7. Следует  отметить продуктивную кредитно-денежную  политику ЦБ РФ по рефинансированию  банковской системы страны. На  фоне ощутимого для национальной  экономики изъятия денежной массы  и активной политики заимствований  на внутреннем рынке рефляционная политика ЦБ РФ позволила не допустить масштабных эффектов вытеснения капитала.

Наращивание государственного долга за счет кредитных  источников в нынешних экономических  условиях преследует по большей части  краткосрочные цели, связанные с  выполнением текущих обязательств, в то время как эффективное  управление государственным долгом требует разделения расходов по источникам их финансирования на текущие и инвестиционные. В этой связи представляется целесообразным определить в законодательных и программных документах, регулирующих вопросы бюджетной политики, разделение расходов на текущие и инвестиционные, предусмотрев соответствующие источники их финансирования. Целесообразно отразить основные направления, цели и механизмы воздействия государственного долга на макро- и микропоказатели национальной экономики с одновременной реализацией принципа целевого и инвестиционного назначения привлекаемых кредитных ресурсов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам проведенного исследования сделаем  следующие выводы:

Теория  государственных заимствований  неразрывно связана с теорией  государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственных  заимствований.

Бюджетный дефицит - это превышение расходной  части государственного бюджета  над доходами бюджета.

Большинство правительств, как развитых, так  и развивающихся стран не могут  покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом  на экономику в краткосрочном  и долгосрочном периоде и о  способах его финансирования.

Непосредственным  итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма за минусом  бюджетных излишков - государственный долг

Существуют  различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

Существуют  два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг, или за счет выпуска новых денег его кредиторам). Встает вопрос, что является наиболее предпочтительным в покрытии инфляционных кризисных отрывов - правительственные расходы или налоги? В значительной степени этот вопрос решается по-разному в зависимости от взглядов и величины государственного сектора.

Существует три различных подхода  к решению проблемы сбалансированности бюджета:

  1. Ежегодно балансируемый бюджет;
  2. Бюджет, балансируемый на циклической основе;
  3. Концепция функциональных финансов.

Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов  для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию  и росту государственных заимствований.

Причинами возникновения государственных  заимствований обычно являются трудные  периоды для экономики: войны, спады  и т.д.

Существует несколько классификаций  государственных заимствований  в зависимости от признака, положенного  в основу данной классификации. Государственные  заимствования подразделяется на капитальный и текущий. Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг.

Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или  иного средства платежа должно выступать  соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Использование для  целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.

Величина дефицита государственного бюджета отражает, как правило, размеры  дефицита всей системы государственных  финансов: бюджета центрального правительства, региональных и местных бюджетов, бюджета системы социального  страхования. Среди способов финансирования дефицита бюджета наиболее инфляционным является его финансирование за счет увеличения активов национальных денежных властей безотносительно к тому, каким конкретно образом это  происходит – путем прямого эмиссионного кредитования правительства или  в результате приобретения государственных  ценных бумаг.

В качестве денежных властей выступают  органы, ответственные за денежную эмиссию и денежное обращение, - центральные  банки, валютные комитеты, в редких случаях сами правительства, если это  предусмотрено соответствующим  законодательством.

Величина дефицита государственного бюджета в известной мере является производной от экономического и  политического положения страны и в то же время в немалой  степени его и предопределяет.

Также не малое значение имеет и внешний  долг РФ. Но целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:

  1. снижается общий объем;
  2. снижается долговая нагрузка на экономику;
  3. из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.

В целом  можно констатировать, что сложившаяся  сегодня ситуация заставляет использовать наращивание государственного долга  за счет кредитов на текущее финансирование социальных обязательств государства  в ущерб инвестиционному и  инновационному развитию национальной экономики, что в перспективе  удлиняет фазу ее выхода из кризиса  и не позволяет в полной мере осуществлять масштабные структурные преобразования. Именно поэтому является актуальным, сегодня внедрение в практику управления государственным долгом России программно-целевого метода финансирования государственных инвестиционных расходов, в том числе за счет привлекаемых государством кредитных ресурсов. Кредитное  финансирование бюджетных дефицитов  уже не одно десятилетие является наиболее популярным инструментом экономической  политики государств в силу того, что оно позволяет в краткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанные с наращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки.

 

 

Список  использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 ноября 2009 г.] – М.: Издательство Юрайт, 2009
  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. / И.Т. Балабанов - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика – 2006 - с.17
  3. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Г. М. Колпакова - 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 496 с.
  4. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 248 с.
  5. Ворожцов П. А. О принципах политики России в области управления государственным долгом / П. А. Ворожцов // Рынок ценных бумаг. -2005 - №18 - С.20 - 24.
  6. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом / Ю. С. Воронин // Экономист. – 2006 - №1 - С.58 - 67.
  7. Златкис Б.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. // Финансы. 2008. - № 7. – С. 10 – 15. 37
  8. Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России / А. И. Лебедев //
  9. Агапова Т.А. , Серегина С.Ф. Микроэкономика: Учебник, 2-е изд., под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство '' Дело и Сервис'',2001. - 416 с.
  10. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 296 с.
  11. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (Основы экономической политики): Учебник. - М.: Издательство ''ДИС'',2000. - 320 с.
  12. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Романовского М.В. - М.: Юрайт, 1999. - 621 с.
  13. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ,2002. - 568с.
  14. Градов А.П. Национальная экономика. Курс лекций. - СПб.: ''Специальная литература'',1997. - 316 с.
  15. Доллан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/ Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича-254 с.
  16. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: "Экар", 2002-270с..
  17. Смирнов Константин "Система поддержки экспорта появится в ближайшее время"// Приложение к газете "Коммерсант” №15(2612) от 30.01.2003
  18. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиновй. – М.: Юнити, 2000-280 с.
  19. Экономика России: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2002. – 320с.



Информация о работе Государственные и муниципальные заимствования, долговые активы органов государственной власти и местного самоуправления