Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:17, контрольная работа
Понятие государственного бюджета РФ:
Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием.
Понятие государственного бюджета РФ:
Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием.
В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете.
Регламентируемая нормами
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране.
Это компромисс между общегосударственными
и частными интересами граждан по
поводу налогообложения доходов
и собственности, между центром
и регионами - по поводу распределения
налогов и субсидий, между интересами
отдельных отраслей и фирм - в
отношении государственных
Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения:
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.
Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
Это единство реализуется через единую социально - экономическую, включая налоговую, политику.
Бюджетная структура - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране.
Главный документ в построении
бюджетной системы –
а). Унитарное;
б). Федеративное.
Унитарное государство имеет два уровня:
1). Общий;
2). Местный.
Российская Федерация - федеративное государство, имеющее три звена.
Кроме Конституции, существует в РФ закон, который определяет бюджетное устройство страны.
1. Федеральный бюджет - это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.
Через Федеральный бюджет
мобилизуются финансовые ресурсы, которые
нужны для регулирования
Его функцией является финансирование
общегосударственных органов
2. Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ1.
Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.
В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов.
Роль региональных бюджетов усиливается.
С помощью региональных бюджетов
государство проводит экономическую
политику, выравнивая уровни экономического
и социального развития территорий,
которые в силу исторических, географических,
военных и других условий отстали
в своем экономическом и
Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.
3. Местные бюджеты
Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Местные бюджеты – один
из главных каналов доведения
до населения конечных результатов
производства. Через них общественные
фонды потребления
Бюджетное регулирование - система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности.
К механизму регулирования относятся:
Субсидия - часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными звеньями федеральной системы).
Субвенция – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.
Регулирующие доходные источники.
Доходы делятся на:
- закрепленные (заранее закреплены);
- регулирующие (придут позже).
Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти).
Регулирующие доходы - это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.
Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется специальными налоговыми законодательствами и кодексами.
Бюджетная система считается сбалансированной по вертикали, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций.
Горизонтальная сбалансированность – общее соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти.
Бюджетные методы финансирования:
1. Государственные капитальные
вложения (этот метод используется
для оживления экономики,
2. Государственные закупки
(с их помощью устанавливается
совокупный спрос; государство
способствует своевременной
3. Субсидии (средства которые даются безвозмездно).
Бывают три вида:
- дотации (вид субсидий,
используемых на покрытие
- субвенции (вид субсидий,
используемых на целевые
- экспортная премия (вид субсидий, используемый для снижения цены экспортируемого товара).
4. Инвестиции в СП (совместные предприятия).
5. Льготное кредитование со стороны государства.
В РФ сейчас большое внимание гос-во уделяет проблеме совершенств расходов бюджетной системы2.
В условиях финансово-экономического и бюджетного кризиса четко обозначен процесс сокращения бюджетных расходов с их деформацией.
Встает вопрос о разработке системы мер, направленный на урегулирование этой проблемы (формирование целостной правовой базы, законодательство по финансированию бюджетных расходов, рациональное распределение расходов на экономические и социальные цели государства.)
Бюджетное устройство зарубежных стран.
Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой.
С этой целью в каждой
стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию
денежных ресурсов регионов для финансирования
их хозяйства, социальной сферы, благоустройства
каждой административно-
В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.
В разных странах бюджетное
устройство отличается своими особенностями,
обусловленными государственным устройством,
территориально-
В унитарных государствах бюджетная система представляет
собой совокупность бюджетов всех территориально-
В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. ( США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.)
Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.
Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.
Особенно это касается
структуры государственного
Например, в США федеральный бюджет состоит из двух частей:
собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды)
и доверительные (траст) фонды.
За счет собственного правительственного бюджета финансируются общенациональные экономические и социальные программы. Доверительные фонды, как правило, носят целевой характер и связаны с деятельностью отдельных видов производственной инфраструктуры.
Среди них: содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций. Статус этих фондов носят фонды социального страхования, охватывающие различные виды пенсионного обеспечения, а также пособия по безработице3.
Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда займов.
Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.
Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов.
Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу.
За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.
Более сложной по структуре
является бюджетная система Франции,
которая заключает в себе центральный
бюджет, присоединенные бюджеты различных
государственных организаций и
специальные счета
Присоединенные бюджеты финансируют организации, не имеющие статуса юридического лица, но осуществляющие торгово-промышленную деятельность и обладающие финансовой автономией.
К их числу относятся бюджеты:
- почты, телеграфа, телефона;
- национальной типографии;
- монетного двора;
- социальных сельскохозяйственных пособий;
- ордена Почетного легиона; ордена Освобождения.
Специальные счета казначейства охватывают различные фонды, такие, как инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные торговые счета казначейства.
В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57 специальных счетов. Из центрального бюджета финансируются экономические, социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу.
Средства инвестиционного бюджета предназначены для капиталовложений и займов государственным корпорациям и местным органам власти.
Специальные счета открываются для государственных предприятий, корпораций, имуществ, фондов. Местные органы власти насчитывают около 7 тыс. подобных счетов.
Таким образом, структура бюджетов в зарубежных странах носит неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера.
В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах - не включаются в бюджет членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.
Информация о работе Государственный бюджет Российской Федерации и ведущих зарубежных стран