Государственный бюджет Российской Федерации и ведущих зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание

Понятие государственного бюджета РФ:
Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа финансы 2.docx

— 44.96 Кб (Скачать документ)
  1. Государственный бюджет Российской Федерации и ведущих зарубежных стран

Понятие государственного бюджета РФ:

 Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Проект бюджета ежегодно обсуждается  и принимается законодательным  органом - парламентом страны, региона  или муниципальным собранием.

В течение и по завершении финансового  года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете.

Регламентируемая нормами права  деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю над их исполнением называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными  социально-экономическими группами в  стране.

Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов  и собственности, между центром  и регионами - по поводу распределения  налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в  отношении государственных заказов.

Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения:

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.

Единство бюджетной системы  основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через  использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Это единство реализуется  через единую социально - экономическую, включая налоговую, политику.

Бюджетная структура  - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране.

Главный документ в построении бюджетной системы – Конституция  РФ.

а). Унитарное;

б). Федеративное.

Унитарное государство имеет  два  уровня:

1). Общий;

2). Местный. 

Российская Федерация - федеративное государство, имеющее три  звена.

Кроме Конституции, существует в РФ закон, который определяет бюджетное  устройство страны.

1. Федеральный  бюджет - это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.

Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые  нужны для регулирования экономического и социального развития нашей  страны и реализации ее политики.

Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые  связаны с развитием научной  деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

2. Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ1.

Целью региональных органов  власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

В последнее время наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов.

Роль региональных бюджетов усиливается.

С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую  политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали  в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны.

Разрабатываются региональные программы, которые финансируются  из региональных бюджетов.

3. Местные бюджеты

Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных  на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными  имущественными и финансово-бюджетными правами.

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется развитие отраслей производственной сферы (местной и  пищевой промышленности, коммунального  хозяйства, объем продукции и  услуги).

Бюджетное  регулирование - система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности.

К механизму регулирования  относятся:

Субсидия - часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными звеньями федеральной системы).

Субвенция – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.

Регулирующие  доходные источники.

Доходы делятся на:

- закрепленные (заранее закреплены);

- регулирующие (придут позже).

Закрепленные  доходы  - это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти).

Регулирующие  доходы - это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.

Перечень закрепленных и  регулирующих доходов фиксируется  специальными налоговыми законодательствами и кодексами.

Бюджетная система считается  сбалансированной по вертикали, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций.

Горизонтальная  сбалансированность – общее соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти.

Бюджетные методы финансирования:

1. Государственные капитальные  вложения (этот метод используется  для оживления экономики, создания  новых отраслей и т.д.).

2. Государственные закупки  (с их помощью устанавливается  совокупный спрос; государство  способствует своевременной реализации  товаров).

3. Субсидии (средства которые  даются безвозмездно).

Бывают три  вида:

- дотации (вид субсидий, используемых на покрытие убытков,  задолженностей, например, по заработной  плате);

- субвенции (вид субсидий, используемых на целевые расходы);

- экспортная премия (вид  субсидий, используемый для снижения  цены экспортируемого товара).

4. Инвестиции в СП (совместные  предприятия).

5. Льготное кредитование  со стороны государства. 

В РФ сейчас большое внимание гос-во уделяет проблеме совершенств  расходов бюджетной системы2.

В условиях финансово-экономического и бюджетного кризиса четко обозначен  процесс сокращения бюджетных расходов с их деформацией.

Встает вопрос о разработке системы мер, направленный на урегулирование этой проблемы (формирование целостной  правовой базы, законодательство по финансированию бюджетных расходов, рациональное распределение  расходов на экономические и социальные цели государства.)

 

Бюджетное устройство зарубежных стран.

Для выполнения своих функций  государственные органы на всех уровнях  управления должны располагать соответствующей финансовой базой.

С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий.

В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах бюджетное  устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами.  

В унитарных государствах бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления. (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.)

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. ( США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.)

Главное место в бюджетном  устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.

Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов  бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

 Особенно это касается  структуры государственного бюджета,  имеющего свои национальные особенности  в каждой стране.

Например, в США федеральный бюджет состоит из двух частей:

собственно правительственный  бюджет (или федеральные фонды)

и доверительные (траст) фонды.

За счет собственного правительственного бюджета финансируются общенациональные экономические и социальные программы. Доверительные фонды, как правило, носят целевой характер и связаны с деятельностью отдельных видов производственной инфраструктуры.

Среди них: содержание федеральных  автострад, аэропортов, гидроэлектростанций. Статус этих фондов носят фонды социального  страхования, охватывающие различные  виды пенсионного обеспечения, а  также пособия по безработице3.

Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда  займов.

Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.

Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих  операций и счета движения капиталов.

Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу.

За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.

Более сложной по структуре  является бюджетная система Франции, которая заключает в себе центральный  бюджет, присоединенные бюджеты различных  государственных организаций и  специальные счета казначейства. Ассигнования из центрального бюджета выделяются на содержание административных служб, на обслуживание государственного долга, капиталовложения, на оборону, на экономические и социальные программы.

Присоединенные  бюджеты финансируют организации, не имеющие статуса юридического лица, но осуществляющие торгово-промышленную деятельность и обладающие финансовой автономией.

К их числу относятся  бюджеты:

- почты, телеграфа, телефона;

- национальной типографии;

- монетного двора;

- социальных сельскохозяйственных пособий;

- ордена Почетного легиона; ордена Освобождения.

Специальные счета  казначейства охватывают различные фонды, такие, как инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные торговые счета казначейства.

В Японии наряду с центральным  бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется  инвестиционный бюджет, а также 57 специальных  счетов. Из центрального бюджета финансируются экономические, социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу.

Средства инвестиционного бюджета предназначены для капиталовложений и займов государственным корпорациям и местным органам власти.

Специальные счета открываются для государственных предприятий, корпораций, имуществ, фондов. Местные органы власти насчитывают около 7 тыс. подобных счетов.

Таким образом, структура  бюджетов в зарубежных странах носит  неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и  расходов государства от затрат капитального характера.

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный  бюджет, в федеративных государствах - не включаются в бюджет членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

Информация о работе Государственный бюджет Российской Федерации и ведущих зарубежных стран