Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:17, контрольная работа
Понятие государственного бюджета РФ:
Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием.
2. Задачи, формы и методы финансового контроля
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Целью финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.
Основные задачи финансового контроля:
- проверке выполнения
финансовых обязательств перед
государством и органами
- проверке правильности
использования
- проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
- выявление внутренних резервов производства;
- устранение и предупреждение
нарушений финансовой
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.
Финансовая дисциплина -
это четкое соблюдение установленных
предписаний и порядка
Роль финансового контроля
в социально-экономических
во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и,
во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.
Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности
Формы финансового контроля:
- предварительный контроль производится до совершения финансовых операций по созданию, распределению и использованию денежных средств. Предварительный контроль предусматривает оценку обоснованности финансовых программ, финансовых планов, финансовых смет, учредительских договоров, обоснованности расчетов.
- текущий контроль проводится
в момент совершения денежных
сделок, финансовых операций. Объектом
текущего контроля в первую
очередь становится
- последующий контроль
проводится после совершения
финансовых операций путем
Методы финансового контроля:
Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления.
Проверка – представляет собой контроль определенного участка или направления финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, с использованием отчетных документов для выявления нарушений и их устранения.
Ревизия – это наиболее глубокий и всеобъемлющий основной метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации. Ревизия определяется как система обязательных контрольных действий, направленных на проверку законности, экономичности и эффективности финансово-хозяйственных операций, совершенных за определенный период времени, а также степени достижения поставленных перед организацией целей и задач.
Финансовый анализ – это метод оценки финансового состояния организации на основе достоверной информации, определение финансового результата, платежеспособности организации. Анализу подвергается годовая финансовая отчетность,
Обследование – представляет собой оперативную диагностику финансового и имущественного состояния проверяемой организации. Обследование может проводиться при рассмотрении вопроса о переориентации проверяемой организации на другие виды деятельности
Надзор – проводится контролирующими государственными органами за предприятиями и организациями за соблюдением законодательства.
Наблюдение – общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля со стороны контролирующих организаций за выполнением определенных действий предприятиями.
Принципы финансового контроля:
- Принцип независимости.
Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов.
- Принцип гласности.
Принцип гласности состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны.
Доступность обеспечивается обычно двумя способами:
1) представлением итоговых и текущих отчетов контрольных органов в вышестоящие органы;
2) публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печати.
- Принцип законности
. В соответствии с данным принципом деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам страны и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых субъектов.
- Принцип объективности.
Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.).
Выводы по результатам проверок должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию.
- Принцип ответственности.
Данный принцип может быть рассмотрен, как минимум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответственность контролируемых и ответственность третьих лиц.
Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансового контроля, его работник) за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную). Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью.
Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния, допущенных ими незаконных иди неадекватных действий на государственные финансы5.
Третьи лица – это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового контроля, которые, в свою очередь, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.
- Принцип сбалансированности. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения.
Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен, быть определен соответствующий объем прав и возможностей.
- Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов финансового контроля.
Допускается относительная
самостоятельность органов
Задачи финансового контроля:
1. проверка финансовой
безопасности и обеспечение
2. выполнение юридическими лицами и государством своих обязательств
3. поиск резервов роста финансовых ресурсов, а также их законного и экономного эффективного использования
4. проверка соблюдения
законных финансово-
5. усиление ответственности
за результаты финансово-
6. повышение эффективности
финансовой политики и
Классификация финансового контроля:
- по субъектам – государственный и негосударственный
- по отношению к времени осуществления операций
- предварительный, последующий, текущий (в ходе операций)
- по объектам – бюджетный, налоговый, валютный, таможенный, за деятельностью внебюджетных фондов, контроль в сфере рынка ценных бумаг, в страховой деятельности.
Предметом проверок является прибыль, доходы, НДС, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Сферой ФК является практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.). 6
Государственный финансовый контроль:
а). Общегосударственный финансовый контроль - осуществляют органы государственной власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности.
б). Ведомственный финансовый контроль - производят контрольно - ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др.
Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль - осуществляется экономическими службами (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.) Объектом выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.
Общественный финансовый контроль - выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности.
Независимый (аудиторский) контроль
Аудитор – независимый бухгалтер - ревизор,
высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и контроля.
Внутрифирменный аудит осуществляется внутри фирмы аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п.
Внешний аудит выполняют спец. аудиторские фирмы по договору с гос. и налоговыми к другими органами, предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д.
Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов.
1 Бочаров
Владимир Владимирович. Современный финансовый
менеджмент. — СПб. ; М.; Нижний Новгород
; Воронеж : Питер, 2006. — 464с.
2 Большаков
С. В. Финансы предприятий: теория и практика:
Учебник. — М.: Книжный мир, 2005. — 218с.
3 Вахрин Павел Иванович, Нешитой Анатолий Семенович. Финансы: Учебник для студ. вузов, обучающихся по экон. спец.. — 2.изд., перераб. и доп. — М. : Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2007
4 Васильева Людмила Сидоровна, Петровская Мария Владимировна. Финансовый анализ: учебник для студ. вузов, обучающихся по экон. спец.. — 1-е изд., стер. — М. : КноРус, 2001
5 Вахрин
Павел Иванович, Нешитой Анатолий Семенович.
Финансы: Учебник для студ. вузов, обучающихся
по экон. спец.. — 2.изд., перераб. и доп.
— М. : Издательско-книготорговый центр
"Маркетинг", 2007..
6 Большаков
С. В. Финансы предприятий: теория и практика:
Учебник. — М.: Книжный мир, 2005. — 69с.
Информация о работе Государственный бюджет Российской Федерации и ведущих зарубежных стран