Государственный бюджет Российской Федерации и ведущих зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание

Понятие государственного бюджета РФ:
Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа финансы 2.docx

— 44.96 Кб (Скачать документ)

2. Задачи, формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Целью финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.

Основные задачи финансового контроля:

- проверке выполнения  финансовых обязательств перед  государством и органами местного  самоуправления, организациями и  гражданами;

- проверке правильности  использования государственными  и муниципальными предприятиями  денежных ресурсов, находящихся  в их хозяйственном ведении  или оперативном управлении;

- проверке соблюдения  правил совершения финансовых  операций, расчетов и хранения  денежных средств; 

- выявление внутренних  резервов производства;

- устранение и предупреждение  нарушений финансовой дисциплины4.

В результате реализации задач  финансового контроля укрепляется  финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных  предписаний и порядка образования, распределения и использования  денежных фондов государства, субъектов  местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях  выражается в том, что при его  проведении проверяются,

во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и,

во-вторых, экономическая  обоснованность и эффективность  осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и  целесообразности проводимой финансовой деятельности

Формы финансового  контроля:

- предварительный контроль  производится до совершения финансовых операций по созданию, распределению и использованию денежных средств. Предварительный контроль предусматривает оценку обоснованности финансовых программ, финансовых планов, финансовых смет, учредительских договоров, обоснованности расчетов.

- текущий контроль проводится  в момент совершения денежных  сделок, финансовых операций. Объектом  текущего контроля в первую  очередь становится документация, связанная с уплатой или получением денежных средств. Затраты сопоставляются с нормативами расходов.

- последующий контроль  проводится после совершения  финансовых операций путем анализа  и ревизии отчетной финансовой  и бухгалтерской документации. Результаты финансовой деятельности сравниваются с планами и нормативами.

Методы финансового  контроля:

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления.

Проверка – представляет собой контроль определенного участка или направления финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, с использованием  отчетных документов для выявления нарушений и их устранения.

Ревизия – это наиболее глубокий и всеобъемлющий основной метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации. Ревизия определяется как система обязательных контрольных действий, направленных на проверку законности, экономичности и эффективности финансово-хозяйственных операций, совершенных за определенный период времени, а также степени достижения поставленных перед организацией целей и задач.

Финансовый анализ – это метод оценки финансового состояния организации на основе достоверной информации, определение финансового результата, платежеспособности организации. Анализу подвергается годовая финансовая отчетность,

Обследование – представляет собой оперативную диагностику финансового и имущественного состояния проверяемой организации. Обследование может проводиться при рассмотрении вопроса о переориентации проверяемой организации на другие виды деятельности

Надзор – проводится контролирующими государственными органами за предприятиями и организациями за соблюдением законодательства.

Наблюдение – общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля со стороны контролирующих организаций за выполнением определенных действий предприятиями.

Принципы финансового  контроля:

-  Принцип независимости.

 Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов.

-  Принцип гласности.

Принцип гласности состоит  в том, что результаты финансового  контроля должны быть общедоступны.

Доступность обеспечивается обычно двумя способами:

1) представлением итоговых  и текущих отчетов контрольных  органов в вышестоящие органы;

2) публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печати.  

- Принцип законности

. В соответствии с данным принципом деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам страны и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых субъектов.  

- Принцип объективности.

Выводы контролеров, а  также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать  предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.).

Выводы по результатам  проверок должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию.  

- Принцип ответственности.

 Данный принцип может быть рассмотрен, как минимум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответственность контролируемых и ответственность третьих лиц.

Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансового контроля, его работник) за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную). Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью.

Они должны нести ответственность  согласно степени тяжести и степени  влияния, допущенных ими незаконных иди неадекватных действий на государственные финансы5.

Третьи лица – это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового контроля, которые, в свою очередь, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.  

- Принцип сбалансированности. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения.

Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен, быть определен соответствующий объем прав и возможностей. 

- Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов финансового контроля.

Допускается относительная  самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

Задачи финансового  контроля:

1. проверка финансовой  безопасности и обеспечение финансовой  устойчивости.

2. выполнение юридическими  лицами и государством своих  обязательств

3. поиск резервов роста  финансовых ресурсов, а также  их законного и экономного  эффективного использования

4. проверка соблюдения  законных финансово-экономических  интересов участников финансово-хозяйственной  деятельности

5. усиление ответственности  за результаты финансово-хозяйственной  деятельности

6. повышение эффективности  финансовой политики и принимаемых  решений в сфере финансово-хозяйственной  деятельности

Классификация финансового  контроля:

- по субъектам – государственный и негосударственный

- по отношению к времени осуществления операций

- предварительный, последующий, текущий (в ходе операций)

- по объектам – бюджетный, налоговый, валютный, таможенный, за деятельностью внебюджетных фондов, контроль в сфере рынка ценных бумаг,  в страховой деятельности.

Предметом проверок является прибыль, доходы, НДС, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Сферой ФК является практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и  без них (бартерные сделки и т.п.). 6

Государственный финансовый контроль:

а). Общегосударственный финансовый контроль - осуществляют органы государственной власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности.

б). Ведомственный финансовый контроль - производят контрольно - ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др.

Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль - осуществляется экономическими службами (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.) Объектом выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный  финансовый контроль - выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности.

Независимый (аудиторский) контроль

Аудитор – независимый бухгалтер - ревизор,

высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и  контроля.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутри фирмы аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п.

Внешний аудит выполняют спец. аудиторские фирмы по договору с гос. и налоговыми к другими органами, предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д.

Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов.

1 Бочаров Владимир Владимирович. Современный финансовый менеджмент. — СПб. ; М.; Нижний Новгород ; Воронеж : Питер, 2006. — 464с.  
 

2 Большаков С. В. Финансы предприятий: теория и практика: Учебник. — М.: Книжный мир, 2005. — 218с.  
 

3 Вахрин Павел Иванович, Нешитой Анатолий Семенович. Финансы: Учебник для студ. вузов, обучающихся по экон. спец.. — 2.изд., перераб. и доп. — М. : Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2007 

4 Васильева Людмила Сидоровна, Петровская Мария Владимировна. Финансовый анализ: учебник для студ. вузов, обучающихся по экон. спец.. — 1-е изд., стер. — М. : КноРус, 2001 

5 Вахрин Павел Иванович, Нешитой Анатолий Семенович. Финансы: Учебник для студ. вузов, обучающихся по экон. спец.. — 2.изд., перераб. и доп. — М. : Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2007..  
 

6 Большаков С. В. Финансы предприятий: теория и практика: Учебник. — М.: Книжный мир, 2005. — 69с.  
 

 


Информация о работе Государственный бюджет Российской Федерации и ведущих зарубежных стран