Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:57, реферат
Государственный бюджет,его доходная и расходная части
Тема « Государственный бюджет»
Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: как выстроить эффективную бюджетную политику без существенных потрясений для экономики, какая бюджетная политика принесет больше плюсов, чем минусов, что для этого должно сделать государство.
Бюджет — это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов,
Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.
Различают вышестоящий и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-
Бюджет выполняет две главные функции:
1) распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества, уровнями государственного управления и т.д.);
2) контрольную (сигнализация обо всех отклонениях движения бюджетных средств).
Проявление присущих бюджету функций, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения доходов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.
Величина бюджета зависит от ряда факторов, и прежде всего от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта и национального дохода и методов руководства народным хозяйством.
Роль бюджета заключается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы воздействия на экономику – субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно технический прогресс, что позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.
Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. Бюджетная система выполняет три функции:
1)фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);
2)функция экономического регулирования — это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;
3)социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночных стимулов предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.
Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие бюджет оказывает через соответствующие группы бюджетных отношений – доходы и расходы бюджета.
Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.
Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов. На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем уровням, исходя из прогнозных макроэкономических показателей.
Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:
1) налоговые доходы;
2) взносы на государственное социальное страхование;
3) неналоговые доходы;
4) безвозмездные поступления.
Налоги являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.
Важным источником доходов государственного бюджета являются внутренние и внешние займы. Размер их может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения республиканского бюджета.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства;
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.
Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы. Капитальные расходы связаны с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности. Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-
Предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:
1) расходы на функционирование бюджетных организаций;
2) бюджетные трансферты населению;
3) субсидии организациям и физическим лицам;
4) бюджетные трансферты за границу;
5) межбюджетные трансферты;
6) расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;
7) бюджетные ссуды, бюджетные займы;
8) бюджетные кредиты;
9) расходы на обслуживание долговых обязательств;
10) другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.
В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов. Средства резервных фондов расходуются на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций и на финансирование других непредвиденных расходов.
В расходную часть бюджета входят государственные целевые бюджетные фонды – фонды денежных средств, образованные в соответствии с законодательством Республики Беларусь в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретного вида доходов или иных поступлений использующихся по отдельной смете.
Подобными бюджетными фондами могут являться республиканский фонд охраны природы, республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, республиканский дорожный фонд, фонд национального развития, инновационные фонды.
Помимо целевых бюджетных фондов существуют и государственные внебюджетные фонды – фонды денежных средств, образуемые вне государственного бюджета и бюджетов местных органов власти. Они создаются для финансирования конкретных мероприятий, имеющих важное значение для государства и общества в целом.
Таким образом, показатели доходов и расходов бюджета отличаются большим разнообразием, что объективно вызывает необходимость их классификации. Бюджетная классификация представляет собой систематизированную группировку доходов и расходов бюджета всех уровней, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Проблема сбалансированности государственного бюджета
Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Однако существует ряд проблем, связанных со сбалансированностью бюджета, таких как проблема государственного долга, дефицита и профицита бюджета.
Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Внешний долг – задолженность государства иностранным банкам, гражданам, фирмам, учреждениям и международным организациям.
Государственный долг выступает в двух основных формах — государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственные ценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.
Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита. Дефицит бюджета — это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы.
Причины бюджетного дефицита следующие. Это спад производства, массовый выпуск денег, излишние, неоправданные социальные программы, оборот теневого капитала в огромных масштабах. К важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Возможными причинами бюджетного дефицита являются и чрезмерные государственные расходы, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, что не поддается учету.
Источниками покрытия бюджетного дефицита являются государственные займы и усиление налогообложения. Существует третий, традиционный способ — это выпуск денег. Однако сегодня эмиссия не принимает формы простого печатания денежных знаков. В настоящее время эмиссия существует посредством создания резервов коммерческих банков.
Существуют три основных способа финансирования дефицита бюджета:
1) монетизация бюджетного дефицита (эмиссия, расширения кредитов и т.д.);
2) внешнее долговое финансирование (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения);
3) внутреннее долговое финансирование.
Дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.
Однако однозначно говорить о том, что бюджетный дефицит является исключительно негативным явлением нельзя хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов в целях стимулирования производства. В этом случае государство может позволить себе достаточно большой, и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.