Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:57, реферат
Государственный бюджет,его доходная и расходная части
Природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместит произведенные затраты, и общество в целом только выиграет от такого дефицита. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает в целях латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики.
Дефицит бюджета возникает, когда расходы бюджета превышают его доходы. Существует обратная ситуация, когда расходы бюджета ниже его доходов, т.е. возникает профицит бюджета.
Формы и методы бюджетного регулирования
Государственное регулирование экономики играет важную роль в экономическом и социальном развитии страны. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.
Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Его цель – обеспечение и поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.
Государство берет на себя роль субъекта распределения финансовых ресурсов с помощью бюджета, потому что кроме него этого никто не может сделать. Только государство способно решить задачи, осуществление которых посредством только рыночных механизмов бесперспективно. Это стабилизация экономики и преодоление колебаний деловой конъюнктуры, защита конкурентной среды и национального производства, обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства, выравнивание уровня экономического развития регионов страны.
Так как применяемые методы бюджетного регулирования весьма разнообразны, целесообразно провести их классификацию для обеспечения возможности выбора оптимального сочетания данных методов с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.
Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:
1) общегосударственный – устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства;
2) межтерриториальный – регулирует уровень развития территорий;
3) межбюджетный – обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
4) межгосударственный – регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.
Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения.
Для регулирования межбюджетных отношений используются:
- межбюджетные трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе;
- бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджет, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.
Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение.
Задачи бюджетного регулирования:
1) регулирование народнохозяйственных и отраслевых пропорций;
2) регулирование доходов населения и уровня жизни;
3) обеспечение социальных гарантий
4) выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;
5) предупреждение и ликвидация последствий нежелательных событий, стихийных бедствий, предупреждение диспропорций в развитии экономики путем создания бюджетных резервов и финансирования соответствующих мероприятий;
6) регулирование сальдо бюджета;
7) формирование бюджета Союзного государства Беларуси и России и участие в международных общественных и финансовых организациях.
Выделяют следующие формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета:
1) изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта (методы изъятия налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды);
2) предоставление налоговых привилегий:
- полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей;
- предоставление льгот по налогам;
- налоговых кредитов;
3) перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов:
- закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов;
- передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников;
- предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов и др.;
4) резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней;
5) регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредствам внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита.
Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
За многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики.
В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система в Республике Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:
бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.
Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
1. единства;
2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
3. сбалансированности бюджетов;
4. гласности;
5. самостоятельности бюджетов;
6. эффективности использования бюджетных средств;
7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
8. достоверности бюджетов;
9. адресности и целевого назначения бюджетных средств;
10. ответственности участников бюджетного процесса.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь основными направлениями бюджетной политики страны на среднесрочную перспективу являются:
1) повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования;
2) создание условий для полного и устойчивого выполнения обязательств государства и концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и решении задач социально-экономического развития при одновременном сокращении неэффективности расходов;
3) совершенствование межбюджетных отношений и организация бюджетного процесса;
4) повышение эффективности использования бюджетных средств;
5) завершение работы по привлечению бюджетной классификации Республики Беларусь в соответствие с международными стандартами статистики государственных финансов;
6) переход к среднесрочному бюджетному планированию;
7) упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики за счет сокращения объема субсидий и льгот, ликвидации перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразования и т.п.;
8) обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита.
млрд. рублей | |||||||
Показатели | Уточненный план | Исполнено | В % к уточненному | ||||
| Всего | Республиканский бюджет | Всего | Республиканский бюджет | Всего | Республиканский бюджет | |
Всего доходов | 110177,8 | 51312,0 | 115020,0 | 54190,2 | 104,4 | 105,6 | |
из них: |
|
|
|
|
|
| |
- налог на прибыль | 8243,0 | 2589,1 | 8688,9 | 2812,3 | 105,4 | 108,6 | |
- налог на добавленную стоимость | 25494,3 | 17921,5 | 26498,5 | 18701,4 | 103,9 | 104,4 | |
- акцизы | 5470,2 | 5467,8 | 5599,5 | 5597,0 | 102,4 | 102,4 | |
- доходы от внешнеэкономической деятельности | 14456,5 | 14456,5 | 15146,9 | 15146,9 | 104,8 | 104,8 | |
- поступления в Фонд социальной защиты населения | 28681,6 | x | 29573,5 | x | 103,1 | x | |
Всего расходов | 108004,7 | 52112,0 | 106766,5 | 51950,5 | 98,9 | 99,7 | |
из них: |
|
|
|
|
|
| |
- общегосударственная деятельность | 16129,0 | 24863,1 | 15842,8 | 24995,0 | 98,2 | 100,5 | |
- национальная экономика | 15732,6 | 9466,5 | 15517,2 | 9310,8 | 98,6 | 98,4 | |
- расходы на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) | 62252,2 | 10565,7 | 61626,6 | 10486,0 | 99,0 | 99,2 | |
Превышение доходов над расходами (+), | 2173,1
|
-800,0 | 8253,5
| 2239,7
|
|
|
Исполнение бюджета сектора государственного управления за январь-декабрь 2011 года
Доходы бюджета сектора государственного управления за январь-февраль 2012 года сложились в сумме 26,0 трлн. рублей, или 13,6 процента уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета составили 11,6 трлн. рублей, или 12,5 процента уточненного годового плана.
За январь-февраль 2012 года поступление НДС составило 6,9 трлн. рублей, или 14,6 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 1,2 трлн. рублей, или 8,3 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 1,4 трлн. рублей, или 12,8 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 2,9 трлн. рублей, или 11,6 процента уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения составили 7,3 трлн. рублей, или 15,3 процента уточненного годового плана.
По состоянию на 1 марта 2012 года задолженность по налогам и сборам составила 113,3 млрд. рублей и снизилась за февраль 2012 года на 25,3 млрд. рублей.
Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-февраль 2012 года составили 26,4 трлн. рублей, или 13,8 процента уточненного годового плана.
Расходы республиканского бюджета составили 12,5 трлн. рублей, или 13,4 процента уточненного годового плана.
Расходы на общегосударственную деятельность составили 3,6 трлн. рублей (10,4 процента), на финансирование национальной экономики – 3,7 трлн. рублей (14,1 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 16,0 трлн. рублей (14,9 процента).
Дефицит бюджета сектора государственного управления за январь-февраль 2012 года составил 0,3 трлн. рублей, или -0,5 процента к ВВП.
Дефицит республиканского бюджета составил 0,9 трлн. рублей, или -1,3 процента к ВВП.
млрд. рублей | ||||||
Показатели | Уточненный план | Исполнено | В % к уточненному | |||
| Всего | Республиканский бюджет | Всего | Республиканский бюджет | Всего | Республиканский бюджет |
Всего доходов | 191684,2 | 92773,9 | 26038,1 | 11595,6 | 13,6 | 12,5 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
- налог на прибыль | 142279,0 | 4760,6 | 1179,5 | 425,2 | 8,3 | 8,9 |
- налог на добавленную стоимость | 47133,1 | 33426,5 | 6903,3 | 4884,3 | 14,6 | 14,6 |
- акцизы | 11337,2 | 11337,2 | 1448,0 | 1448,0 | 12,8 | 12,8 |
- доходы от внешнеэкономической деятельности | 25377,8 | 25377,8 | 2942,1 | 2942,1 | 11,6 | 11,6 |
- поступления в Фонд социальной защиты населения | 47550,9 | x | 7262,3 | x | 15,3 | x |
Всего расходов | 190501,4 | 92773,9 | 26352,2 | 12461,3 | 13,8 | 13,4 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
- общегосударственная деятельность | 34674,7 | 44178,7 | 3595,5 | 6024,1 | 10,4 | 13,6 |
- национальная экономика | 26012,7 | 17049,6 | 3677,5 | 1990,7 | 14,1 | 11,7 |
- расходы на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) | 106975,9
| 18968,8 | 15973,6
| 2855,3
| 14,9 | 15,1 |
Превышение доходов над расходами (+), | 1182,8
|
0,0 |
-314,1 |
-865,7 |
|
|