Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 03:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование проблемы государственного долга, функций государственного долга и проанализировать состояние внешнего и внутреннего долга РФ.
Задачи:
1. Рассмотреть экономического содержания государственного долга РФ;
2. Рассмотреть виды государственного долга РФ;
3. Рассмотреть механизм управления государственным долгом РФ;
4. Проанализировать показатели внешнего долга РФ;
5. Проанализировать показатели внутреннего долга РФ.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности государственного долга РФ………………….5
1.1. Экономическое содержание государственного долга…………………5
1.2. Виды государственного долга РФ……………………………………...9
1.3. Управление государственным долгом РФ……………………………13
Глава 2. Анализ современного состояния государственного долга России……20
2.1. Анализ показателей государственного внешнего долга РФ…….......20
2.2. Анализ показателей государственного внутреннего долга РФ...…....23
2.3. Перспективы погашения государственного долга РФ…………...…..26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы……………………………...34
Управление государственным долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального собрания, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации, представительные органы и главы администраций субъектов Российской Федерации), Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Российской Федерации их принимают, а Президент Российской Федерации и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.
В частности, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации устанавливают предельные объёмы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам-участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам Российской Федерации; верхние пределы государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства Российской Федерации.
Следует различать этапы управления. Можно выделить, по меньшей мере, следующие пять укрупненных этапов, на каждом из которых решаются специфические задачи.
На первом этапе идёт процесс обоснования предельных объёмов государственного внутреннего и внешнего долга, предельных объёмов государственных внутренних и внешних заимствований, предельных объёмов предоставления государственных гарантий, а также формируются программы государственных внутренних и внешних заимствований. Именно на этом этапе закладывается тяжесть будущего совокупного долгового бремени, в том числе раздельно по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований.
На втором этапе управления государственным догом формируется программа эмиссии государственных ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование оригинальным и привлекательным для инвесторов резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на втором этапе зависит, в частности, наличие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.
На
третьем этапе проводится размещение
облигаций и регулирование
Четвертый этап – антикризисное управление – связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций, обилием которых отмечена новейшая российская история в период после распада СССР. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами на предмет пересмотра графика платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении новации и тому подобном.
Пятый этап – исполнение оригинальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных внутренних долгов.10
До
настоящего времени в Российской Федерации
по существу не создано единой, целостной
системы управления государственным долгом.
Существенным недостатком управления
государственным долгом является отсутствие
законодательно закреплённых целей государственных
заимствований. Вне правового регулирования
остается механизм проведения операции
реструктуризации, обмена долговых обязательств
на инвестиции, а также конверсии и консолидации
займов. Практически отсутствует согласованность
в политике управления активными и пассивными
долгами.
Глава 2.
Анализ современного состояния государственного
долга России
В последние годы, благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков, а также грамотной политике правительства в монетарной и фискальной сферах, добившись также существенных улучшений в отношениях с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Оно снижается как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счёт внутренних ресурсов, при этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для неё непосильным грузом, то теперь благодаря гибкой фискальной политике они не являются столь обременительными; правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие секторы экономики.
Внешний государственный долг России на 1 января 2008 года уменьшился на 13,7 процента и достиг 44,9 миллиарда долларов. В 2007 году на 1 января внешний государственный долг РФ составлял 52 миллиарда долларов. По оценкам Минфина, за первые два месяца 2008 года в части доходов федеральный бюджет был выполнен на 20,2 процента.
В начале февраля Россия полностью погасила внешний долг Международному банку экономического сотрудничества (МБЭС) в размере 118,4 миллиона долларов. Кроме того, в прошлом году Минфин досрочно погасил долг перед США в объёме 343 миллиона долларов и принял решение о погашении долга бывшего СССР в 470 миллионов долларов перед Объединенными Арабскими Эмиратами.
Задолженность по еврооблигационным займам в I квартале снизилась с 28,6 млрд. до 28,2 млрд. долларов. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба уменьшилась с 1,8 млрд. долларов до 1,6 млрд. долларов. Задолженность перед странами, не входящими в Парижский клуб, в январе-марте не изменилась и составила 2,2 млрд. долларов. Также не изменился объём задолженности перед странами, входившими в бывший Совет экономической взаимопомощи, на 1 апреля он равен 1,5 млрд. долларов.
Внешний
долг федеральных органов управления
по сравнению с началом года уменьшился
на 4,8 млрд. долларов – до 31,1 млрд. долларов.
В его структуре наиболее значимым
остался новый суверенный российский
долг (85,3%), который сократился на 2,2
млрд. долларов и на 1 октября 2008 года составил
26,5 млрд. долларов. Существенным (на 1,3
млрд. долларов) было снижение обязательств
долговых ценных бумаг, номинируемых в
иностранной валюте. Их объём на 1.10.2008
года оценивался в 20,0 млрд. долларов 9или
75,6% нового российского долг). На кредиты
международных финансовых организаций
приходилось 4,6 млрд. долларов (17,2%), на
долг перед прочими кредиторами – 1,4 млрд.
долларов (5,4%), на остальные категории
– 0,5 млрд. долларов (1,9%).
Рис.1 Структура нового федерального внешнего долга России (по состоянию на 1.10.2008 год).
Объём задолженности бывшего СССР уменьшился за отчётный период на 2,5 млрд. долларов – до 4,6 млрд. долларов. В его структуре на обязательства перед прочими кредиторами приходилось 2,0 млрд. долларов (43% долга бывшего СССР), на обязательства перед бывшими социалистическими странами – 1,4 млрд. долларов (30,8%), объём прочей задолженности, включая последний непогашенный транш ОВГВЗ, оценивается в 1,2 млрд. долларов (25,7%). Задолженность перед странами – членами Парижского клуба не превышала 0,1 млрд. долларов (менее 1,0%).
Рис.2 Структура внешнего долга, принятого Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР (по состоянию на 1.10.2008 год).
Менее высокими темпами относительно сопоставимого периода 2007 года росла внешняя задолженность прочих секторов (18,2% против 43,6%). Её суммарный объём увеличился на 46,1 млрд. долларов – до 299,6 млрд. долларов. Удельный вес данной категории во внешнем долге РФ составил 55,4%. В составе обязательств прочих секторов перед нерезидентами наибольшая доля приходилась на кредиты – 83,5% (их объём вырос до 250,1 млрд. долларов). Удельный вес долговых обязательств перед иностранными прямыми инвесторами составил 10,3% (до 30,8 млрд. долларов). Задолженность по долговым ценным бумагам сократилась до 10,5 млрд. долларов, а её доля в структуре уменьшилась с 6,7% до 3,5%.
Государственный внешний долг России к 1 июля 2008 года уменьшился с 44,1 до 41,0 млрд. долларов.
Долг снизился в основном за счёт задолженности по облигациям внутреннего государственного валютного займа: она уменьшилась с 4,5 млрд. 1 апреля до нынешних 1,8 млрд. долларов. Задолженность по евро-облигационным займам в II квартале сохранилась на уровне 28,2 млрд. Задолженность перед международными финансовыми организациями снизилась с 4,8 млрд. до 4,7 млрд. В сумму внешнего долга также включаются гарантии, предоставленные Россией в иностранной валюте. На 1 июля 2008 года их объем не изменился по сравнению с данными на 1 апреля 2008 года и составляет 0,6 млрд.
Выплаты по внешнему долгу Российской Федерации в 2009 году составят 141 миллиардов долларов, свидетельствует график предстоящих выплат, опубликованный в пятницу Банком России.
При этом сумма основного долга, которую предстоит погасить, составляет 117,1 миллиарда долларов, сумма процентов – 23,9 миллиарда долларов.
Согласно графику, органам государственного управления предстоят выплаты на 3,0 миллиарда долларов основного долга (и еще 2,0 миллиарда долларов процентов), банкам – 52,1 миллиарда долларов (7,7 миллиарда долларов), прочим секторам – 62 миллиарда долларов (14,3 миллиарда долларов).
Возможность
выплат по внешним долгам страна получила
благодаря накоплению средств в Стабфонде
за счёт высоких цен на нефть. Накопленные
за счёт нефтяных сверхдоходов средства
помогут РФ выстоять перед глобальными
финансовыми катаклизмами.
2.2.
Анализ показателей
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО) на 1 октября 2008 года составил 1378500,067 млн. рублей. Однако он будет возрастать, так как рассчитан исходя из потенциального спроса и предложения на государственные ценные бумаги.
Рис.3 Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах (по состоянию на 1.10.2008г.)
Объём внутреннего государственного долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, увеличился по сравнению с показателем на 1 января 2008г. (1 248 490 000 млн. руб.) на 14% и составил на 1 января 2008г. 1 421 470 000 млн. руб.
В структуре внутреннего долга 23% составляют облигации с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) – 328,17 млрд. руб., с начала года объём долга по этим облигациям увеличился на 14%. Бумаги с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) составляют в структуре долга 3% – 33,83 млрд. руб., долг по ним снизился на 34%. Объём облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) составил на 1 января 882,03 млрд. руб. (62% в структуре долга), увеличившись с начала года на 10%.
Государственные
сберегательные облигации с фиксированной
процентной ставкой (ГСО-ФПС) составляют
10%, или 132 млрд. руб. (рост с 1 января 2008г.
на 36%), государственные сберегательные
облигации с постоянной процентной ставкой
(ГСО-ППС) - 4%, или 45,41 млрд. руб. (объём вырос
в 4,36 раза).
Таблица 1
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), (по состоянию на 1.03.2009г.)
млрд. рублей
Вид долгового обязательства | ОФЗ-ПД | ОФЗ-ФК | ОФЗ-АД | ГСО-ППС | ГСО-ФПС | Итого
внутренний долг |
01.01.2009 | 328,170 | 33,828 | 882,026 | 45,415 | 132,000 | 1421,439 |
01.02.2009 | 329,999 | 33,828 | 882,026 | 45,415 | 132,000 | 1423,268 |
01.03.2009 | 329,999 | 33,828 | 882,026 | 35,415 | 132,000 | 1413,268 |