Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 03:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование проблемы государственного долга, функций государственного долга и проанализировать состояние внешнего и внутреннего долга РФ.
Задачи:
1. Рассмотреть экономического содержания государственного долга РФ;
2. Рассмотреть виды государственного долга РФ;
3. Рассмотреть механизм управления государственным долгом РФ;
4. Проанализировать показатели внешнего долга РФ;
5. Проанализировать показатели внутреннего долга РФ.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности государственного долга РФ………………….5
1.1. Экономическое содержание государственного долга…………………5
1.2. Виды государственного долга РФ……………………………………...9
1.3. Управление государственным долгом РФ……………………………13
Глава 2. Анализ современного состояния государственного долга России……20
2.1. Анализ показателей государственного внешнего долга РФ…….......20
2.2. Анализ показателей государственного внутреннего долга РФ...…....23
2.3. Перспективы погашения государственного долга РФ…………...…..26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы……………………………...34
Государственный долг России в 2008 году стал самым низким за всю её современную историю и составил 8.5% ВВП. В других странах объём долга намного выше. В частности, в США он составляет около 60% ВВП, в Италии – 100% ВВП. С 2009 года Россия начнёт постепенно наращивать долг, в основном за счёт внутренних заимствований. И это будет абсолютно правильной политикой, создающей особые гарантии для инвестирования в Россию.
Правительство России утвердило объём внутреннего госдолга на 2009 год в размере 535,8 миллиарда рублей. Согласно распоряжению, подписанному премьер-министром России Владимиром Путиным, на эту сумму Минфин в 2009 году должен выпустить государственные облигации.
Программа внутренних заимствований была одобрена правительством России 10 декабря 2008 года. Согласно документу, в 2009 году Минфин должен выпустить облигации федерального займа на сумму в 410 миллиардов рублей, а также государственные сберегательные облигации на 125,8 миллиарда рублей. Ценные бумаги планируется выпустить со стандартными сроками обращения в 3, 5, 10 и 15 лет.
24 декабря 2008 года помощник президента России заявил, что федеральный бюджет страны в 2009 году станет дефицитным, впервые за последние 10 лет. Преобладание расходов над доходами планируется компенсировать из средств Резервного фонда, объём которого, по данным на 1 декабря 2008 года, составил 3,66 триллиона рублей. Не исключено также, что России придется прибегнуть к внешним рыночным заимствованиям.
Появлению
дефицита бюджета будут способствовать
траты на преодоление последствий глобального
финансового кризиса. В частности, 15 декабря
в бюджет 2009 года были внесены поправки,
предполагающие предоставление государственных
гарантий по займам на общую сумму в 300
миллиардов рублей. Кроме того, доходы
бюджета в 2009 году снизятся из-за падения
нефтегазовых доходов, а также замедления
темпов роста ВВП в 2009 году.
Основные направления политики Правительства Российской Федерации в сфере государственного долга:
Эти направления долговой политики успешно реализуются Правительством России.
Согласно
представленному документу
Только
научно обоснованная концепция развития
и использования
Однако отдельные стороны результативности управления государственным долгом можно измерить. В частности, о масштабах реализации ресурсов для финансирования бюджетного дефицита говорят ежегодные поступления чистой выручки от реализации государственных заимствований. Более полное представление об эффективности государственной долговой деятельности дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного долга к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность управления (Э) рассчитывается по следующей формуле:
Э = (П - Р) / Р * 100, где
П – поступления по системе государственного долга;
Р – расходы по системе государственного долга.
Наиболее общим показателем долговой нагрузки является отношение совокупного государственного долга к объёму ВВП, выраженное в процентах (в международной практике он не должен превышать 40-42% ВВП). Этот же показатель, при необходимости более углубленного анализа, рассчитывается отдельно для внутреннего и внешнего долга.11
Показательным для характеристики долговой нагрузки является также отношение платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к объёму ВВП к доходам или расходам федерального бюджета, выраженное в процентах. И эти показатели при необходимости рассчитываются раздельно для внутреннего и внешнего долга.
По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и нефакторных услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания внешнего долга принято считать значение коэффициента, не превышающее 25%.
Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили многие программы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них – погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением её в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти приёмы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.
Россия
сейчас активно использует метод
погашения внешней
В процессе разработки бюджета на 2008-2010гг. встал вопрос о росте расходов на обслуживание внутреннего долга страны.
Было подчеркнуто то, что соответствующий рост расходов на обслуживание государственного долга происходит на фоне роста негосударственного долга – увеличения заимствований компаний на внешних рынках. По данным Счётной палаты, негосударственный долг увеличился на конец 2006 года на 53 млрд. долларов – до 310 млрд. долларов.
В этой связи было принято решение о необходимости ускорить разработку системы мониторинга внешних заимствований компаний с высокой долей государственного участия. При этом Счётная палата будет продолжать аудит эффективности использования бюджетных средств.
В 2008 году превышение привлечения средств над погашением государственного долга составит 0,5% ВВП, в 2009 году – 0,6% ВВП, в 2010 году – 0,7% ВВП. Это означает, что долг будет расти, но эти средства пойдут на финансирование текущих расходов бюджета.
Минфин Российской Федерации в 2008-2010гг. планирует привлечь на рынке государственных ценных бумаг 1,633 трлн. рублей. Так, в 2008г. планируется привлечь 463,299 млрд. рублей, в 2009г. – 496,733 млрд. рублей, в 2010г. – 673,265 млрд. рублей. Также за этот период планируется погасить долг по государственным ценным бумагам в объёме 343,115 млрд. рублей. Таким образом, объём чистого привлечения на рынке ценных бумаг в этот период составит 1,290 трлн. рублей. Так, в 2008г. будут погашены ценные бумаги на 94,225 млрд. рублей (чистое привлечение 369,044 млрд. рублей), в 2009г. – на 100,439 млрд. рублей (396,294 млрд. рублей), в 2010г. – на 148,421 млрд. рублей (524,844 млрд. рублей).
Задолженность по бюджетным ссудам и кредитам в 2008-2010гг. составит 19,92 млрд. рублей, в том числе в 2008г. – 6,055 млрд. рублей, в 2009г. – 6,77 млрд. рублей, в 2010г. – 7,096 млрд. рублей. При этом запланированы возвраты по бюджетным ссудам и кредитам на 56,737 млрд. рублей. Предоставлено же за это время будет 36,817 млрд. рублей ссуд и кредитов. За счёт внешних источников финансирования за три года планируется привлечь 94,31 млрд. рублей, а погасить долги по ним на 457,952 млрд. рублей. В том числе в 2008г. за счет внешних источников будет привлечено 37,461 млрд. рублей, погашено –
193,227 млрд. рублей, в 2009г. – привлечено 28,175 млрд. рублей, погашено – 127,842 млрд. рублей, в 2010г. будет привлечено 28,675 млрд. рублей, погашено – 136,883 млрд. рублей. Во внешних источниках финансирования в 2008-2010гг. кредиты международных финансовых организаций составят 43,393 млрд. рублей, за это время будут погашены кредиты на 62,754 млрд. рублей.
Согласно проекту долговой политики Минфина РФ на 2008-2010гг. основной задачей министерства в этой сфере в ближайшие годы будет повышение ликвидности внутреннего долгового рынка. В связи с дефицитным характером бюджета на 2008-2010гг. за три года планируется разместить ОФЗ на 1,6 трлн. рублей (чистое привлечение 1,3 трлн. рублей). Объём внутреннего государственного долга, выраженного в ценных бумагах, составит 2,62 трлн. рублей на конец 2010г.
Также
предполагается активнее использовать
механизм государственных гарантий, особенно
в отношении проектов, реализация которых
требует активного участия государства;
объём расходов, предусмотренных на 2008-2010гг.,
составляет почти 40 млрд. рублей. Объём
внутренних заимствований согласно проекту
не должен превышать 1% ВВП при благоприятной
конъюнктуре (цены на нефть на уровне ориентира
или выше). Политика внешних заимствований
предполагает получение кредитов у международных
финансовых организаций на сумму порядка
510 млн. долларов в 2009г. и 415 млн. долларов
в 2010г. с сокращением общей суммы займов.
Заключение
Отношения,
связанные с формированием
В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним. Внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Внутренний долг – это долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.
В последние годы, благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков, а также грамотной политике правительства в монетарной и фискальной сферах, добившись также существенных улучшений в отношениях с Западом, долговое бремя России значительно сократилось.