Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:25, курсовая работа
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета государственного долга заметно усилился. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.
Преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства помимо положительных моментов имеет и свою темную сторону: рост государственного долга. В последние годы Россия всеми силами стремилась сократить долги, накопленные еще со времен СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономические потрясения 2008 года снова отбросили государство в борьбе со своим долгом на несколько позиций назад.
Таким образом, очевидна высокая степень актуальности выбранной темы работы.
Цель работы заключается в рассмотрении теоретических вопросов, касающихся проблем государственного долга: внутреннего и внешнего.
Для достижения цели необходимо поставить и последовательно решить круг взаимосвязанных задач. Задачами работы является:
– обзор литературных источников относительно анализируемой в работе темы;
– уточнение понятия «государственный долг»;
– рассмотрение классификационных признаков государственного долга;
– анализ последствий государственного долга;
– выявление тенденций и перспектив внешнего долга России;
– рассмотрение внутреннего долга России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и классификация государственного долга 5
2. Социально-экономические последствия государственного долга 11
3. Внешний долг РФ - тенденции и перспективы 15
4. Внутренний долг России 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета государственного долга заметно усилился. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.
Преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства помимо положительных моментов имеет и свою темную сторону: рост государственного долга. В последние годы Россия всеми силами стремилась сократить долги, накопленные еще со времен СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономические потрясения 2008 года снова отбросили государство в борьбе со своим долгом на несколько позиций назад.
Таким образом, очевидна высокая степень актуальности выбранной темы работы.
Цель работы заключается в рассмотрении теоретических вопросов, касающихся проблем государственного долга: внутреннего и внешнего.
Для достижения цели необходимо поставить и последовательно решить круг взаимосвязанных задач. Задачами работы является:
– обзор литературных источников относительно анализируемой в работе темы;
– уточнение понятия «государственный долг»;
– рассмотрение классификационных признаков государственного долга;
– анализ последствий государственного долга;
– выявление тенденций и перспектив внешнего долга России;
– рассмотрение внутреннего долга России.
Информационной
базой для написания работы послужила
учебная экономическая и специальная
литература, а также научные статьи и публикации,
статистический материал из открытых
Интернет - источников.
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
Под государственным долгом понимают сумму накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов или излишков. Таким образом, с понятием государственного долга тесно связан дефицит государственного бюджета.
В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своего развития не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности.
Осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий ведет к формированию государственного долга.
Таким образом, государственный долг – это все непогашенные долговые обязательства государства (включая проценты по ним) перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая и обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ1.
Разница между государственным долгом и финансовыми активами представляет собой чистый государственный долг. Он как результативная величина показывает, в каком качестве в большей степени выступает государство на финансовых рынках – в роли заемщика или кредитора (рис. 1).
Рисунок 1. – Схема образования государственного долга
Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Согласно существующим уровням государственной власти различают государственный долг Российской Федерации и долг субъектов Российской Федерации. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют муниципальный долг2.
Государственный долг выражает собой результат взаимосвязей исполнительных органов государственной власти РФ с физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), исполнительными органами других государств и международными финансовыми организациями в части формирования фонда заимствованных средств для удовлетворения государственных потребностей Российской Федерации.
Государственный долг РФ регулируется статьей 97 Бюджетного кодекса РФ3. Согласно этой статьи, Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации
Государственный долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств. При этом долговые обязательства бывшего СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией.
Согласно статьи 98 Бюджетного кодекса, выделяются следующие формы государственного долга Российской Федерации4:
– кредитные соглашения и договоры, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
– государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
– договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
– договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
– соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Согласно закону о федеральном бюджете5 на 01 января 2013 верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации устанавливается в сумме 6 330 854099,7 тыс. рублей, а верхний предел государственного внешнего долга – в сумме 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро.
В настоящее время действуют два вида официальной классификации государственного долга России: одна – в отношении внутреннего долга, вторая – в отношении внешнего долга и внешних активов.
Соответственно, государственный долг может быть внутренним и внешним. Государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом – обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Это общепризнанное мировым сообществом определение государственного внешнего и внутреннего долга.
Государственный внутренний долг классифицируется на отдельные виды по следующим признакам:
– вид займа,
– вид государственной ценной бумаги,
– причина появления задолженности,
– источник заимствований,
– форма государственных долговых обязательств.
В зависимости от вида займов выделяются, например, следующие виды долгов: Целевой заем 1990 года, Государственный внутренний заем РСФСР 1991 года, Государственный сберегательный заем.
По видам ценных бумаг выделяются, в частности, следующие долги: Казначейские обязательства, Государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом, Государственные краткосрочные облигации, Государственные казначейские векселя6.
В зависимости от причины появления задолженности в качестве самостоятельных видов долгов в числе других отражены: Государственный внутренний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, Задолженность Пенсионному фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий, Задолженность по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком РФ странам СНГ.
По источникам заимствований в составе внутреннего долга выделяются, например, Задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991-1994 годах, включая задолженность по процентам, Задолженность по векселям Агропромбанку.
Наконец, в зависимости от формы государственных обязательств выделяется такой вид долга, как Государственные гарантии.
Государственный внешний долг и внешние активы РФ Федеральным классифицируются по трем признакам:
– характер государственной кредитной деятельности,
– субъект кредитной деятельности,
– тип кредитора или заемщика.
В соответствии с этими признаками внешний долг и активы РФ подразделяются на следующие виды:
– Внешний долг Союза ССР, принятый Российской Федерацией, Внешний долг Российской Федерации,
– Внешний долг перед Союзом ССР,
– Внешний долг перед Российской Федерацией,
– Чистая внешняя задолженность Российской Федерации.
При этом внешние долги России и перед Россией, а также чистая внешняя задолженность России учитываются в разрезе международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.
Внешние долги Союза ССР и перед Союзом ССР учитываются только в разрезе правительств иностранных государств и иностранных коммерческих банков и фирм, поскольку Советский союз не имел отношений с международными финансовыми организациями.
Согласно приказу Минфина РФ от 6 января 1998 г. № 1н «О Бюджетной классификации РФ» государственный внешний долг РФ с 1 января 1998 г. классифицируется по единственному признаку — тип кредитора. В соответствии с этим приказом Минфин РФ выделяет долги по кредитам, полученным:
– от правительств иностранных государств,
– от иностранных коммерческих банков и фирм,
– от международных финансовых организаций.
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА
Финансовые отношения по формированию и обслуживанию государственного долга так или иначе затрагивают интересы: органов государственной власти; юридических и физических лиц; иностранных правительств; международных финансовых организаций.
Они оказывают влияние на состояние: государственных финансов; денежного обращения; инвестиционного климата; структуру потребления; развитие международного сотрудничества; многие другие элементы социально-экономической жизни общества.