Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:25, курсовая работа
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета государственного долга заметно усилился. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.
Преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства помимо положительных моментов имеет и свою темную сторону: рост государственного долга. В последние годы Россия всеми силами стремилась сократить долги, накопленные еще со времен СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономические потрясения 2008 года снова отбросили государство в борьбе со своим долгом на несколько позиций назад.
Таким образом, очевидна высокая степень актуальности выбранной темы работы.
Цель работы заключается в рассмотрении теоретических вопросов, касающихся проблем государственного долга: внутреннего и внешнего.
Для достижения цели необходимо поставить и последовательно решить круг взаимосвязанных задач. Задачами работы является:
– обзор литературных источников относительно анализируемой в работе темы;
– уточнение понятия «государственный долг»;
– рассмотрение классификационных признаков государственного долга;
– анализ последствий государственного долга;
– выявление тенденций и перспектив внешнего долга России;
– рассмотрение внутреннего долга России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и классификация государственного долга 5
2. Социально-экономические последствия государственного долга 11
3. Внешний долг РФ - тенденции и перспективы 15
4. Внутренний долг России 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.
Как любое сложное общественное явление государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы.
В первую очередь положительное значение государственных заимствований состоит в том, что
1.
Они являются в основном
2. Правительственные структуры посредством предоставления государственных кредитов перспективным предприятиям и гарантий по займам и кредитам, привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны. Государственные кредиты и гарантированные займы явились мощным катализатором железнодорожного и промышленного строительства в России во второй половине XIX столетия. Как эффективные финансовые инструменты они проявили себя в годы НЭПа. Сейчас заново нарабатывается опыт использования государственных кредитов и гарантированных займов в интересах хозяйственного строительства.
3.
Выпуская долговые
4.
При разумной организации
5.
Взаимные долговые
Негативные аспекты влияния государственного долга на социально-экономические процессы, прежде всего, проявляются в том, что
1.
При чрезмерном развитии рынка
государственного долга
2.
Чрезмерное увлечение
3.
Если государство,
4.
Наконец, мобилизуемые с
3. ВНЕШНИЙ ДОЛГ РФ - ТЕНДЕНЦИИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ
Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. Так, в 2009 году России необходимо было выплатить внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики.
В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявило о том, что в 2009 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Эти меры станут возможными при падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит под удар исполнение утвержденного бюджета. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда9.
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил 36,0 млрд. долларов10 США, что является одним из самых низких показателей в Европе.
Таблица 1. Структура
государственного внешнего
долга Российской
Федерации 11на 1
декабря 20011 года
Категория долга | Млн. долларов США | Эквивалент млн. евро12 |
Государственный долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) | 35 838,1 |
26 824,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами-членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 559,6 |
418,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 484,1 |
1 110,8 |
Задолженность перед официальными кредиторами – бывшими странами СЭВ | 1 010,9 |
756,7 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 56,3 |
42,1 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2 553,6 |
1 911,4 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 29 183,4 |
21 843,8 |
Внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 | 1 497,0 |
Внешний облигационный заем с погашением в 2018 году | 3 466,4 | 2 594,6 |
Внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 | 2 619,7 |
Внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499,9 | 1 871,2 |
Внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 17 717,1 | 13 261,3 |
Задолженность по ОВГВЗ | 24,6 | 18,4 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 965,6 | 722,8 |
В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9 % ВВП).
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Для
сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный
долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП,
Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады
— 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии
— 217,6 %13.
Таблица 2 – Динамика государственного внешнего долга России
Дата | Сумма, млрд долл. США |
1991, 25 декабря | 95,0 |
1997, 31 декабря | 123,5 |
2000, 1 января | 158,7 |
2001, 1 января | 143,7 |
2002, 1 января | 133,5 |
2003, 1 января | 125,7 |
2004, 1 января | 121,7 |
2005, 1 января | 114,1 |
2006, 1 января | 76,5 |
2007, 1 января | 52,0 |
2008, 1 января | 44,9 |
2009, 1 января | 40,6 |
2010,
1 января
2011, 1 января |
37,6
36,0 |
По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) за 2011 год составил 483 млрд. долл. США.
Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).