Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 23:11, доклад
Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит».
Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга:
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.
Пик Российского государственного
долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП).
Бюджетный кодекс
Статья 97. Государственный долг Российской Федерации
[Бюджетный кодекс РФ] [Глава 14] [Статья 97]
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.
Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации
1. Структура
государственного долга
2. Долговые
обязательства Российской
1) кредитам,
привлеченным от имени
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственным
гарантиям Российской
5) иным
долговым обязательствам, ранее
отнесенным в соответствии с
законодательством Российской
3. Долговые
обязательства Российской
4. В объем
государственного внутреннего
1) номинальная
сумма долга по
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
4) объем
обязательств по
5) объем
иных (за исключением указанных)
долговых обязательств
5. В объем
государственного внешнего
1) номинальная
сумма долга по
2) объем
основного долга по кредитам,
которые получены Российской
Федерацией и обязательства по
которым выражены в
3) объем
обязательств по
Статья 119. Обслуживание государственного (муниципального) долга
1. Под
обслуживанием государственного (муниципального)
долга понимаются операции по
выплате доходов по
2. Выполнение
Центральным банком Российской
Федерации, кредитной
3. Центральный
банк Российской Федерации
4. Оплата
услуг агентов по
5. Выполнение
кредитной организацией или
6. Оплата
услуг агентов по
7. Выполнение
кредитной организацией или
8. Оплата
услуг агентов по
Согласно документу, совокупный объем государственного долга РФ на 1 января 2011 г составит 5 трлн руб, в том числе внутренний долг - 3,5 трлн руб, внешний долг - 1,5 трлн руб /48,8 млрд долл/.
В представленных материалах Минфина основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики на 2011-2013 гг, в частности, определены:
- дефицит федерального бюджета, который запланирован в 2011 г на уровне 3,6 проц ВВП, в 2012 г - 3,1 проц и в 2013 г - 2,9 проц;
- низкий уровень
государственного долга,
- ситуация на
мировом рынке капиталов,
По мнению Минфина,
важная дилемма при определении
долговой стратегии Российской Федерации
заключается в том, расходовать
ли в целях финансирования дефицита
бюджета средства Резервного фонда
и Фонда национального
В пользу первого
варианта финансирования бюджетного дефицита
Минфин приводит тот аргумент, что
размер Фонда национального
В проекте федерального
закона "О федеральном бюджете
на 2011 год и на плановый период 2012-2013
годов" предусматривается
Политика в области государственного долга РФ на 2011-2013 гг должна быть направлена на решение следующих задач: обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств; развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг; минимизацию стоимости государственных заимствований; создание условий для осуществления корпоративных заимствований.