Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 23:11, доклад

Описание

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Работа состоит из  1 файл

Госуда́рственный долг.docx

— 29.73 Кб (Скачать документ)

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит».

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга:

  • Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
  • Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели  облигаций) как внутренние, так и  внешние, имеют равные права, и государственный  долг на внутренний и внешний не разделяется.

Последствия накопления государственного долга

  • Переложение налогового бремени на будущие поколения.
  • Перераспределение доходов среди населения.
  • Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

 
Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП).

Бюджетный кодекс

Статья 97. Государственный  долг Российской Федерации

[Бюджетный  кодекс РФ] [Глава 14] [Статья 97]

К государственному долгу Российской Федерации относятся  долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных  заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов  Российской Федерации об отнесении  на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса. 

Статья 98. Структура государственного долга  Российской Федерации, виды и срочность  долговых обязательств Российской Федерации

1. Структура  государственного долга Российской  Федерации представляет собой  группировку долговых обязательств  Российской Федерации по установленным  настоящей статьей видам долговых  обязательств.

2. Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в виде  обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской  Федерации как заемщика от  кредитных организаций, иностранных  государств, в том числе по  целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций,  иных субъектов международного  права, иностранных юридических  лиц;

2) государственным  ценным бумагам, выпущенным от  имени Российской Федерации;

3) бюджетным  кредитам, привлеченным в федеральный  бюджет из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации;

4) государственным  гарантиям Российской Федерации;

5) иным  долговым обязательствам, ранее  отнесенным в соответствии с  законодательством Российской Федерации  на государственный долг Российской  Федерации.

3. Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (менее  одного года), среднесрочными (от  одного года до пяти лет)  и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

4. В объем  государственного внутреннего долга  Российской Федерации включаются:

1) номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации,  обязательства по которым выражены  в валюте Российской Федерации;

2) объем  основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по  которым выражены в валюте  Российской Федерации;

3) объем  основного долга по бюджетным  кредитам, полученным Российской  Федерацией;

4) объем  обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;

5) объем  иных (за исключением указанных)  долговых обязательств Российской  Федерации, оплата которых в  валюте Российской Федерации  предусмотрена федеральными законами  до введения в действие настоящего  Кодекса.

5. В объем  государственного внешнего долга  Российской Федерации включаются:

1) номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации,  обязательства по которым выражены  в иностранной валюте;

2) объем  основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по  которым выражены в иностранной  валюте, в том числе по целевым  иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные  гарантии Российской Федерации;

3) объем  обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации,  выраженным в иностранной валюте.

Статья 119. Обслуживание государственного (муниципального) долга 

1. Под  обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по  выплате доходов по государственным  и муниципальным долговым обязательствам  в виде процентов по ним  и (или) дисконта, осуществляемые  за счет средств соответствующего  бюджета.

2. Выполнение  Центральным банком Российской  Федерации, кредитной организацией  или другой специализированной  финансовой организацией функций  генерального агента (агента) Правительства  Российской Федерации по обслуживанию  долговых обязательств Российской  Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется  на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством  финансов Российской Федерации.

3. Центральный  банк Российской Федерации осуществляет  функции генерального агента, безвозмездно.

4. Оплата  услуг агентов по осуществлению  ими функций, предусмотренных  агентскими соглашениями, заключенными  с Министерством финансов Российской  Федерации, производится за счет  средств федерального бюджета.

5. Выполнение  кредитной организацией или другой  специализированной финансовой  организацией функций генерального  агента (агента) исполнительного органа  государственной власти субъекта  Российской Федерации по обслуживанию  долговых обязательств субъекта  Российской Федерации, а также  их размещению, выкупу, обмену и  погашению осуществляется на  основе агентских соглашений, заключенных  с исполнительным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации,  осуществляющим государственные  заимствования от имени субъекта  Российской Федерации.

6. Оплата  услуг агентов по осуществлению  ими функций, предусмотренных  агентскими соглашениями, заключенными  с исполнительным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации,  осуществляющим государственные  заимствования от имени субъекта  Российской Федерации, производится  за счет средств бюджета субъекта  Российской Федерации.

7. Выполнение  кредитной организацией или другой  специализированной финансовой  организацией функций генерального  агента (агента) местной администрации  по обслуживанию муниципальных  долговых обязательств, а также  их размещению, выкупу, обмену и  погашению осуществляется на  основе агентских соглашений, заключенных  с местной администрацией.

8. Оплата  услуг агентов по осуществлению  ими функций, предусмотренных  агентскими соглашениями, заключенными  с местной администрацией, производится  за счет средств местного бюджета.

 
Долговая  политика есть деятельность органов власти по управлению государственным долгом. Она формирует идеологию управления государственными заимствованиями, определяет стратегию и тактику управления государственным долгом и основные направления органов власти по их реализации.

 
Правительство РФ одобрило основные направления долговой политики на 2011-2013 гг

Согласно документу, совокупный объем государственного долга РФ на 1 января 2011 г составит 5 трлн руб, в том числе внутренний долг - 3,5 трлн руб, внешний долг - 1,5 трлн руб /48,8 млрд долл/.

В представленных материалах Минфина основными факторами, определяющими характер и направления  долговой политики на 2011-2013 гг, в частности, определены:

- дефицит федерального  бюджета, который запланирован  в 2011 г на уровне 3,6 проц ВВП, в 2012 г - 3,1 проц и в 2013 г - 2,9 проц;

- низкий уровень  государственного долга, который  в 2011 г составит 13,6 проц к ВВП, в 2012 г - 15,7 проц и в 2013 г - 17,4 проц, что заметно ниже, чем средний показатель для стран "большой восьмерки" и стран с аналогичным уровнем кредитного рейтинга;

- ситуация на  мировом рынке капиталов, складывающаяся  в текущем году в пользу  долговых инструментов стран  развивающихся рынков, показывающих  лучшую динамику среди прочих  классов активов и привлекающих  инвесторов экономическим подъемом  в этих странах и укреплением  национальных валют.

По мнению Минфина, важная дилемма при определении  долговой стратегии Российской Федерации  заключается в том, расходовать  ли в целях финансирования дефицита бюджета средства Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния или использовать государственные  займы.

В пользу первого  варианта финансирования бюджетного дефицита Минфин приводит тот аргумент, что  размер Фонда национального благосостояния и Резервного фонда не является определяющим фактором для инвесторов и рейтинговых  агентств, которые при оценке долговой устойчивости государства ориентируются, в первую очередь, на объемы золотовалютных резервов. Вместе с тем Минфин аргументирует  целесообразность сохранения бюджетных  фондов тем, что они обеспечивают гарантированное финансирование дефицита федерального бюджета в случае возникновения  кризисной ситуации на рынке долговых инструментов, а также снижают  необходимость в выпуске облигации  Банка России.

В проекте федерального закона "О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов" предусматривается использование  средств фондов для покрытия дефицита бюджета в ограниченном объеме - 284,4 млрд руб, при этом на 70-80 проц дефицит бюджета будет финансироваться за счет государственных заимствований.

Политика в  области государственного долга  РФ на 2011-2013 гг должна быть направлена на решение следующих задач: обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств; развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг; минимизацию стоимости государственных заимствований; создание условий для осуществления корпоративных заимствований.

Информация о работе Государственный долг