Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 23:11, доклад
Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
При этом долговая
политика РФ не должна наносить ущерб
способности других российских заемщиков
привлекать финансирование на внешнем
и внутреннем рынках. Минфин предлагает
создавать благоприятные
В качестве важнейших вопросов долговой стратегии РФ Минфин выделяет выбор между рыночным и нерыночным привлечением средств; выбор между заимствованиями на внутреннем или внешнем рынках; определение структуры займов по срокам.
При том, что
нерыночные заимствования позволяют
в ряде случаев привлекать денежные
средства по более низким ставкам
и на более длинные сроки /например,
займы у Международного валютного
фонда, Всемирного банка/, их привлечение
связано с определенными
Осуществление внешних займов, по оценке Минфина, имеет следующие преимущества:
-
национальная экономика
получает дополнительные
финансовые ресурсы,
в том числе
долгосрочные, без
необходимости
- государство получает возможность привлечения средств в условиях ограниченных возможностей внутреннего рынка;
- внешние заимствования формируют ориентиры по доходности для корпоративных эмитентов, размещающих свои долговые бумаги, и способствуют снижению стоимости заимствований для российских компаний;
- ограниченность источников долгосрочных пассивов в экономике, так сравнительно крупные размещения на внутреннем рынке пока возможны только на более короткие сроки /3-5, максимум, 10 лет/, а выпуск более долгосрочных инструментов будет сопряжен с высокой премией за риск и ограничен в объемах.
В качестве аргументов в пользу внутренних займов Минфин выделяет:
- привлечение внутренних заимствований не сопряжено с валютным риском для федерального бюджета;
- такие займы стимулируют развитие внутреннего финансового рынка.
Учитывая текущую ситуацию в экономике, в ближайшие годы предлагается основную часть заимствований произвести на внутреннем рынке при сохранении определенного присутствия на внешних рынках.
В целом решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансового рынка, успешности решения задачи развития внутреннего рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции.
На ближайшие годы, по мнению Минфина, сохранит актуальность задача поддержания сбалансированной по срокам структуры госбумаг, обеспечив инвесторам более широкий выбор облигаций по срокам: осуществить размещение государственных облигации сроком до одного года и выпустить долгосрочные государственные облигации - на срок 10 лет и более при благоприятной рыночной конъюнктуре.
В целях реализации стратегии расширения заимствований на внутреннем рынке Минфин предлагает реализацию комплекса мер, направленных на достижение следующих результатов:
- обеспечение регулярного, диверсифицированного по срокам предложения участникам рынка государственных облигаций с учетом соответствующего спроса и в объемах, обеспечивающих потребности федерального бюджета;
- привлечение различных инвесторов по их типам, географии деятельности, предпочтениям по срокам заимствований, инструментам и площадкам торговли;
- повышение прозрачности государственной заемной, в том числе ценовой политики, обеспечение постоянного активного взаимодействия с инвестиционным сообществом, стимулирование роста уровня доверия инвесторов к российскому долговому рынку;
- совершенствование инфраструктуры рынка.
Учитывая приоритетный характер развития национального рынка государственных ценных бумаг, в предстоящий период политика в области государственных внешних заимствований будет ориентирована на решение следующих задач:
- сохранение присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала; согласно проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", осуществление государственных заимствований на международных рынках капитала запланировано в объеме 7 млрд долл ежегодно;
- поддержание репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.
Для реализации обозначенных задач Минфин предлагает осуществить размещение 30-летних государственных облигаций, наряду с 5-ти и 10-летними ценными бумагами, а также выпустить наряду с долларовыми долговыми инструментами гособлигации, номинированные в евро. При этом размещение долговых инструментов на международных рынках капитала в иных валютах и на срок менее 5 лет представляется нецелесообразным.
Важным элементом системы управления государственным долгом, по мнению Минфина, призвано стать Российское финансовое агентство /РФА/. Планируется, что РФА будет осуществлять от имени РФ внутренние и внешние государственные заимствования, размещая государственные ценные бумаги, а также проводить операции с данными ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации государственного долгового портфеля. Кроме того, РФА будет инвестировать временно свободные средства федерального бюджета и средства российских суверенных фондов.
В области государственной гарантийной поддержки Минфин РФ полагает, что она должна основываться на том, что государственные гарантии - прежде всего инструмент, применяемый в кризисный период при отсутствии доверия на рынке. И соответственно предлагает постепенное сокращение объема государственных гарантий по обязательствам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (AIZK), финансирование АИЖК за счет обязательств с ипотечным покрытием, постепенное сокращение государственных гарантий по поддержке экспорта с передачей этой функции капитализированным государственным институтам.
Предлагается также обеспечить соблюдение определенных ограничений получателями господдержки на период действия государственных гарантий /отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту и др./, установление ответственности принципала за нереализацию поддерживаемых госгарантиями проектов, а также поддержку крупных, особо значимых и экономически состоятельных инвестиционных проектов /"инвестиционные" гарантии/, обеспечив их приоритетное предоставление в условиях "посткризисного" периода.
Наряду с предоставлением бесплатных государственных гарантий, оправдано установление платности государственной гарантийной поддержки.
В перспективе возможно предоставление государственных гарантий, покрывающих не все виды рисков, а только отдельные из них, а также расширение практики разделения рисков государства с частным капиталом /покрытие доли риска/.
Требует отдельного рассмотрения вопрос внесения изменений в бюджетное законодательство в части резервирования средств в федеральном бюджете на исполнение гарантий. В настоящее время резервирование осуществляется в полном объеме. Возможен переход к резервированию сумм в зависимости от уровня риска.
Реализация
основных направлений
долговой политики РФ
на 2011-2013 гг не повлечет
изменения объема полномочий
и компетенции органов
государственной власти
субъектов РФ и органов
местного самоуправления,
выделения дополнительных
ассигнований из соответствующих
бюджетов, а также сокращения
доходной части бюджетов.
Россия
«Россия — одна из стран, которые имеют
самую лучшую позицию по государственному
долгу, — заявил Алексей Кудрин. — В настоящее
время долг около 11 процентов ВВП». Уровень
ограничений Маастрихтского соглашения
в Европе — это 60%.
«Большинство развитых стран сейчас подошли
к этому уровню или превзошли его, и в ближайшие
лет пять мы будем видеть, что средний
долг стран подойдет к черте 100%, то есть
он будет в опасной зоне, некомфортной
для мирового рынка»
«А долг Италии
и сейчас больше 100%ВВП, а долг Японии
— больше 200%, — они уже находятся
в опасной зоне, — сказал министр.
— Поэтому Россия значительно
предпочтительнее смотрится на этом
фоне».
«Это наше преимущество, которое мы в ближайшие
годы будем использовать», — сообщил Кудрин.
«Если Россия сможет обеспечить строгие
макроэкономические параметры своей экономики,
российские ценные бумаги, как государственные,
так и корпоративные, будут иметь хороший
спрос, и наши российские активы будут
расти», — подчеркнул министр финансов
РФ.
Государственный долг США По состоянию на 18 апреля 2011 года, общий объём национального долга США составил $14,270 трлн долларов[4][5]. Объём долга составляет 96,5% ВВП США[6].
Государственный долг Японии к весне 2012 года достигнет рекордной суммы в 997,71 триллиона иен (около 12,167 триллионов долларов), то есть на каждого жителя страны приходится около 7,83 миллионов иен (около 95 тысяч долларов).
Государственный долг Франции в I квартале превысил 1,535 трлн евро и достиг 80,3% ВВП
Объем государственного долга Греции около 336,81 млрд евро. Доля долгосрочного долга (срок погашения до года) составляет всего 8,6%, среднесрочной задолженности (от года до 5 лет) — 40%, долгосрочной (более 5 лет) — 51,4%.
По оценке Шиха, задолженность Китая может достичь 39,8 трлн юаней (5,8 трлн долларов) в 2011 году. отношении госдолга к ВВП в КНР на уровне 22%.
госдолг Великобритании составляет 78,2% от объёма ВВП.