Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 23:11, доклад

Описание

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Работа состоит из  1 файл

Госуда́рственный долг.docx

— 29.73 Кб (Скачать документ)

При этом долговая политика РФ не должна наносить ущерб  способности других российских заемщиков  привлекать финансирование на внешнем  и внутреннем рынках. Минфин предлагает создавать благоприятные условия  для российских заемщиков, формируя репрезентативную шкалу доходности российского суверенного долга  по всем срокам заимствований, способствуя, таким образом, созданию условий  для адекватного ценообразования  по долговым инструментам заемщиков  из частного и государственного секторов. Одновременно предлагается обеспечить решение задачи по совершенствованию  системы мониторинга внешних  заимствований корпоративного сектора, созданию механизма оперативного влияния  на заемную политику российских компаний и банков с крупной долей государственного участия.

В качестве важнейших  вопросов долговой стратегии РФ Минфин выделяет выбор между рыночным и  нерыночным привлечением средств; выбор  между заимствованиями на внутреннем или внешнем рынках; определение  структуры займов по срокам.

При том, что  нерыночные заимствования позволяют  в ряде случаев привлекать денежные средства по более низким ставкам  и на более длинные сроки /например, займы у Международного валютного  фонда, Всемирного банка/, их привлечение  связано с определенными условиями  и может быть ограничено по объему, они типичны для развивающихся  стран с низким кредитным рейтингом. России, по мнению Минфина, целесообразно  ориентироваться на привлечение  рыночных заимствований. Сохранение ограниченных заимствований у Всемирного банка - 200-300 млн долл - объясняется целесообразностью использования консалтингового потенциала Мирового банка. Продолжение ограниченного размещения нерыночных государственных сберегательных облигаций обусловлено потребностями Пенсионного фонда РФ, при этом процентная ставка по этим облигациям определяется исходя из ставки на рынке облигаций федеральных займов.

Осуществление внешних займов, по оценке Минфина, имеет  следующие преимущества:

- национальная экономика  получает дополнительные  финансовые ресурсы,  в том числе  долгосрочные, без  необходимости перераспределения  имеющихся ресурсов  внутри страны;

- государство получает  возможность привлечения  средств в условиях  ограниченных возможностей  внутреннего рынка;

- внешние заимствования  формируют ориентиры  по доходности  для корпоративных  эмитентов, размещающих  свои долговые  бумаги, и способствуют  снижению стоимости  заимствований для  российских компаний;

- ограниченность источников  долгосрочных пассивов  в экономике, так  сравнительно крупные  размещения на  внутреннем рынке  пока возможны  только на более  короткие сроки  /3-5, максимум, 10 лет/, а выпуск более  долгосрочных инструментов  будет сопряжен  с высокой премией  за риск и ограничен  в объемах.

В качестве аргументов в пользу внутренних займов Минфин выделяет:

- привлечение внутренних  заимствований не  сопряжено с валютным  риском для федерального  бюджета;

- такие займы стимулируют  развитие внутреннего  финансового рынка. 

Учитывая  текущую ситуацию в экономике, в  ближайшие годы предлагается основную часть заимствований  произвести на внутреннем рынке при сохранении определенного присутствия  на внешних рынках.

В целом решение  вопроса о балансе  между внутренними  и внешними заимствованиями  будет зависеть от конъюнктуры внутреннего  и мирового финансового  рынка, успешности решения  задачи развития внутреннего  рынка государственного долга, сохранения благоприятной  макроэкономической ситуации в России, прежде всего с  точки зрения сохранения сравнительно низкого  уровня инфляции.

На  ближайшие годы, по мнению Минфина, сохранит актуальность задача поддержания сбалансированной по срокам структуры  госбумаг, обеспечив  инвесторам более  широкий выбор  облигаций по срокам: осуществить размещение государственных  облигации сроком до одного года и  выпустить долгосрочные государственные  облигации - на срок 10 лет и более  при благоприятной  рыночной конъюнктуре.

В целях реализации стратегии расширения заимствований на внутреннем рынке  Минфин предлагает реализацию комплекса мер, направленных на достижение следующих  результатов:

- обеспечение регулярного,  диверсифицированного  по срокам предложения  участникам рынка  государственных  облигаций с учетом  соответствующего  спроса и в объемах,  обеспечивающих потребности  федерального бюджета;

- привлечение различных  инвесторов по  их типам, географии  деятельности, предпочтениям  по срокам заимствований,  инструментам и  площадкам торговли;

- повышение прозрачности  государственной  заемной, в том  числе ценовой  политики, обеспечение  постоянного активного  взаимодействия с  инвестиционным сообществом,  стимулирование роста  уровня доверия  инвесторов к российскому  долговому рынку;

- совершенствование  инфраструктуры рынка.

Учитывая  приоритетный характер развития национального  рынка государственных  ценных бумаг, в предстоящий  период политика в  области государственных  внешних заимствований  будет ориентирована  на решение следующих  задач:

- сохранение присутствия  России как суверенного  заемщика на международных  рынках капитала; согласно проекту  федерального закона "О  федеральном бюджете  на 2011 год и на  плановый период 2012 и 2013 годов", осуществление  государственных  заимствований на  международных рынках  капитала запланировано  в объеме 7 млрд долл ежегодно;

- поддержание репрезентативной  кривой доходности  по государственным  долговым обязательствам  в иностранной  валюте, необходимой  для формирования  адекватных ориентиров  для российских  заемщиков.

Для реализации обозначенных задач Минфин предлагает осуществить размещение 30-летних государственных  облигаций, наряду с 5-ти и 10-летними ценными  бумагами, а также  выпустить наряду с долларовыми  долговыми инструментами  гособлигации, номинированные в евро. При этом размещение долговых инструментов на международных рынках капитала в иных валютах и на срок менее 5 лет представляется нецелесообразным.

Важным  элементом системы  управления государственным  долгом, по мнению Минфина, призвано стать Российское финансовое агентство /РФА/. Планируется, что  РФА будет осуществлять от имени РФ внутренние и внешние государственные  заимствования, размещая государственные  ценные бумаги, а  также проводить  операции с данными  ценными бумагами на вторичном рынке  с целью оптимизации  государственного долгового  портфеля. Кроме того, РФА будет инвестировать  временно свободные  средства федерального бюджета и средства российских суверенных фондов.

В области государственной  гарантийной поддержки  Минфин РФ полагает, что она должна основываться на том, что государственные  гарантии - прежде всего  инструмент, применяемый  в кризисный период при отсутствии доверия  на рынке. И соответственно предлагает постепенное  сокращение объема государственных  гарантий по обязательствам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (AIZK), финансирование АИЖК за счет обязательств с ипотечным покрытием, постепенное сокращение государственных гарантий по поддержке экспорта с передачей этой функции капитализированным государственным институтам.

Предлагается  также обеспечить соблюдение определенных ограничений получателями господдержки на период действия государственных  гарантий /отмена премиальных  и бонусных выплат высшему менеджменту  и др./, установление ответственности  принципала за нереализацию поддерживаемых госгарантиями проектов, а также поддержку крупных, особо значимых и экономически состоятельных инвестиционных проектов /"инвестиционные" гарантии/, обеспечив их приоритетное предоставление в условиях "посткризисного" периода.

Наряду  с предоставлением  бесплатных государственных  гарантий, оправдано  установление платности  государственной  гарантийной поддержки.

В перспективе возможно предоставление государственных  гарантий, покрывающих  не все виды рисков, а только отдельные  из них, а также  расширение практики разделения рисков государства  с частным капиталом /покрытие доли риска/.

Требует отдельного рассмотрения вопрос внесения изменений  в бюджетное законодательство в части резервирования средств в федеральном  бюджете на исполнение гарантий. В настоящее  время резервирование осуществляется в  полном объеме. Возможен переход к резервированию сумм в зависимости  от уровня риска.

Реализация  основных направлений  долговой политики РФ на 2011-2013 гг не повлечет изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части бюджетов.  
 
Россия  
 
«Россия — одна из стран, которые имеют самую лучшую позицию по государственному долгу, — заявил Алексей Кудрин. — В настоящее время долг около 11 процентов ВВП». Уровень ограничений Маастрихтского соглашения в Европе — это 60%. 
 
«Большинство развитых стран сейчас подошли к этому уровню или превзошли его, и в ближайшие лет пять мы будем видеть, что средний долг стран подойдет к черте 100%, то есть он будет в опасной зоне, некомфортной для мирового рынка»

«А долг Италии и сейчас больше 100%ВВП, а долг Японии — больше 200%, — они уже находятся  в опасной зоне, — сказал министр. — Поэтому Россия значительно  предпочтительнее смотрится на этом фоне». 
 
«Это наше преимущество, которое мы в ближайшие годы будем использовать», — сообщил Кудрин. «Если Россия сможет обеспечить строгие макроэкономические параметры своей экономики, российские ценные бумаги, как государственные, так и корпоративные, будут иметь хороший спрос, и наши российские активы будут расти», — подчеркнул министр финансов РФ.

Государственный долг США По состоянию на 18 апреля 2011 года, общий объём национального долга США составил $14,270 трлн долларов[4][5]. Объём долга составляет 96,5% ВВП США[6].

Государственный долг Японии к весне 2012 года достигнет рекордной суммы в 997,71 триллиона иен (около 12,167 триллионов долларов), то есть на каждого жителя страны приходится около 7,83 миллионов иен (около 95 тысяч долларов).

Государственный долг Франции в I квартале превысил 1,535 трлн евро и достиг 80,3% ВВП

Объем государственного долга Греции около 336,81 млрд евро. Доля долгосрочного долга (срок погашения до года) составляет всего 8,6%, среднесрочной задолженности (от года до 5 лет) — 40%, долгосрочной (более 5 лет) — 51,4%.

По оценке Шиха, задолженность Китая может достичь 39,8 трлн юаней (5,8 трлн долларов) в 2011 году. отношении госдолга к ВВП в КНР на уровне 22%.

госдолг Великобритании составляет 78,2% от объёма ВВП.

Информация о работе Государственный долг