Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:18, реферат

Описание

Все страны живут в долг. И не только слабо¬развитые или развивающиеся, но и страны с мощной экономикой. Такие, как, например, США, Япония, Германия. Долги бывают частных фирм и компаний (корпоративные), а также государства. Государственный долг, в свою очередь, подразделяется на внутренний и внешний.
Государственный долг можно рассматривать как эффективный источник покрытия бюджетного дефицита. Однако эта точка зрения небесспорна. На протяжении двух веков между представителями разных экономических школ ведутся споры о пользе государственного долга, т.е. является ли он бременем для экономики?

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг РБ реферат.doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)

    Государственный долг 

    Все страны живут в долг. И не только слаборазвитые или развивающиеся, но и страны с мощной экономикой. Такие, как, например, США, Япония, Германия. Долги бывают частных фирм и компаний (корпоративные), а также государства. Государственный долг, в свою очередь, подразделяется на внутренний и внешний.

    Самый большой внутренний долг в мире имеют США. Он давно достиг астрономической суммы, однако американское правительство по этому поводу особенно не переживает. Оно всегда аккуратно погашает свои государственные ценные бумаги. Госбюджет США тоже самый большой в мире. В этом плане отличилась Россия. Российский Минфин в 1998 году отказался своевременно погашать свои государственные облигации, купленные коммерческими банками на деньги вкладчиков. Вкладчики узнав про «дефолт», бросились в банки, и «раздели» их до нитки. Страна погрузилась в финансовый кризис, который ударил и по Беларуси. Всё же более опасен долг внешний. Внутренний долг всегда можно вернуть, пойдя, как – выражаются макроэкономисты, на управляемую инфляцию. Внешний долг надо отдавать теми деньгами, которыми занимал, т.е. валютой. В свое время в крупные внешние долги залезли такие развивающиеся страны, как Мексика, Бразилия, Аргентина. Обслуживание, т.е. своевременное погашение этих долгов требовало до половины государственного бюджета.

    В истории существуют разные взгляды (точки зрения) по вопросу государственного долга.

    Государственный долг можно рассматривать как  эффективный источник покрытия бюджетного дефицита. Однако эта точка зрения небесспорна. На протяжении двух веков между представителями разных экономических школ ведутся споры о пользе государственного долга, т.е. является ли он бременем для экономики?

    Впервые государственный долг с точки  зрения оценки его влияния на экономику страны упоминается у А. Смита в "Богатстве народов" и Д. Рикардо "Принципах политэкономии и налогообложения" — основателях классической школы экономики. Наиболее полно влияние государственных заимствований показано у Д. Рикардо и названо: "эквивалентность Рикардо".

    Сторонники  необременительной позиции, господствовавшей до второй мировой войны и в настоящее время поддерживаемой некоторыми влиятельными экономистами (К.Макконнелл, С.Брю и др.), считают, что текущие расходы ресурсов, привлеченные путем заимствований, не могут быть перенесены на будущие поколения. Позиция, в частности A.Лернepa, базируется на следующих основных аргументах:

    1. Ресурсы, которые получает государство,  всегда оплачиваются его кредиторами в форме уменьшения количества товаров для частного потребления, которое не может быть оплачено следующими поколениями.

    2. Обязательства для будущих налогоплательщиков относительно уплаты по основному долгу и процентам в условиях внутреннего заимствования не являются бременем для общества в целом, потому что означают лишь перераспределение доходов между различными домохозяйствами.

    Точка зрения, согласно которой бременем для общества является только внешний долг, и в настоящее время достаточно распространена.

    Рядом исследователей утверждается, что перераспределение доходов населения в условиях сдвига фискальной политики государства в сторону заимствований не происходит. Данная позиция, получившая название "долгового нейтралитета", обосновывается тем, что перераспределения доходов населения в условиях сдвига фискальной политики государства в сторону заимствований нет.

    Государственные займы как положительное явление  рассматривались представителями кейнсианской школы экономики. Кейнс, анализируя успехи Германии и Великобритании в 30-е гг., утверждал, что экономическое благосостояние и рост занятости в указанных странах вызван государственной политикой расширения расходов, обеспечивая их финансирование за счет государственных займов.

    Для обоснования эффективности использования  заемных инструментов для проведения расширенной бюджетной политики представители кейнсианства используют также общеизвестную модель IS-LM

    Взгляды на государственный долг как на явление  необременительное для экономики, раскритикованы после второй мировой войны рядом исследователей. Они сводятся к следующему:

    1. Бремя государственных расходов, которые финансируются налогами, – явление реальное, поскольку у налогоплательщиков принудительно изымаются ресурсы. Но расходы, финансируемые за счет заимствований, не сказываются на текущем поколении, поскольку ресурсы предоставляются кредиторами добровольно в обмен на государственные облигации или активы – для кредиторов меняется только форма сбережений;

    2. бремя государственного долга накладывается на будущие поколения. Это бремя для всего общества, поскольку при отсутствии расходов на обслуживание долга, налоги для этого как бы не изымались. 

    Основой теории бремени государственного долга  является так называемый в процентный эффект процента, смысл которого в  том, что на уплату начисленных процентов привлекаются дополнительные займы, которые также носят платный характер, т.е. начисляются проценты. При этом общепризнанно то понимание ситуации, что привлекаемые заемные ресурсы в первую очередь направляются на рефинансирование обязательств предыдущих периодов.

    Поскольку заимствования, как показывает мировая  практика, носят постоянный характер, то можно говорить об определенной математической закономерности формирования долговой пирамиды. Экспоненциальный рост долга обусловливает развитие дефицитности бюджета в рамках требуемого рефинансирования платежей по погашению долга и формирования новой задолженности для покрытия дефицита, в том числе расходы по обслуживанию процентного бремени. Таким образом, в данном случае государственный долг кормится за свой счет

    Использование внутреннего и внешнего госкредита ведёт к образованию государственного долга Республики Беларусь. Необходимо различать следующие понятия:

  • внутренний государственный долг Республики Беларусь представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например, на начало очередного года;
  • внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определённый момент времени;
  • государственный долг Республики Беларусь – общая совокупность (или сумма) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени, то есть это сумма внутренних и внешних государственных займов, гарантий правительства и сумма долгов органов местного управления и самоуправления.

    Классификация видов внутреннего государственного долга РБ и долгов местного управления и самоуправления, а также классификация видов внешнего государственного долга РБ утверждена на основании статьи 10 закона РБ «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах»

    Понятие «основной долг» – это сумма займа (кредита), фактически полученная заёмщиком, подлежащая возврату и не возвращённая им. Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. Чем больше объём государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счёт бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.

    Причинами возникновения государственного долга  обычно являются: нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовых ресурсов в свободно конвертируемой валюте для расчётов с другими государствами и др.

    Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:

  • кредитные соглашения и договора, заключённые от имени 
    Республики Беларусь как заёмщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;
  • государственные займы, осуществлённые путём выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
  • государственные гарантии, гарантии Правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;
  • соглашения и договоры, заключённые от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.

    Внешние государственные  займы, привлеченные Республикой Беларусь и предоставленные резиденту Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к займам (кредитам), полученным резидентом Республики Беларусь под гарантию Республики Беларусь.

    Различают капитальный и  текущий государственный  долг.

    Капитальный государственный  долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

    Текущий государственный  долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

    Основным  нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном  долге Республике Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.

    Внутренний  государственный  долг в Беларуси может выступать в виде:

    • займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;
    • кредитов Национального банка Республики Беларусь;
    • других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.

    Условия выпуска и обращения государственных  долговых обязательств регулируются постановлениями  Совета Министров Республики Беларусь.

    Право привлечения заёмных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

    Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления им и их обслуживания регулируются решениями местных Советов депутатов.

    Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведётся реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти.

    Местные органы власти представляют указанным  органам необходимые сведения для  ведения реестра долгов местных  органов власти.

    Законом о бюджете страны на очередной  год устанавливается определенный лимит (предельный его размер) прироста внутреннего государственного долга, в процентах к валовому внутреннему продукту.

    Лимиты  внутреннего и внешнего государственного долга устанавливаются Законом  о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учётом параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере. Определены нормы, обеспечивающие регулирование вопросов заимствований непосредственно на местном уровне. В проекте бюджетного кодекса предусмотрено предоставление государственных гарантий правительством в порядке, установленном Президентом. Порядок представления и исполнения гарантий местных исполнительных и распорядительных органов устанавливается правительством на основе норм, предусмотренных кодексом и на условиях аналогичных определённым Президентам для гарантий правительства по кредитам выдаваемым банками Республики Беларусь.

    По  данным Министерства финансов Республики Беларусь, внутренний государственный долг страны в 2002 – 2006 гг. был относительно небольшой – 4 – 6 % к валовому внутреннему продукту, хотя за август 2002 года он увеличился на 8 %, а внешний долг по данным Минфина сократился за август 2002 на 0,6 млн. долл., но к первому сентябрю оставался на 0,8 % выше, чем на начало 2002 года.

Информация о работе Государственный долг