Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:18, реферат
Все страны живут в долг. И не только слабо¬развитые или развивающиеся, но и страны с мощной экономикой. Такие, как, например, США, Япония, Германия. Долги бывают частных фирм и компаний (корпоративные), а также государства. Государственный долг, в свою очередь, подразделяется на внутренний и внешний.
Государственный долг можно рассматривать как эффективный источник покрытия бюджетного дефицита. Однако эта точка зрения небесспорна. На протяжении двух веков между представителями разных экономических школ ведутся споры о пользе государственного долга, т.е. является ли он бременем для экономики?
Некоторые экономисты утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству страны, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путём повышения налоговых и неналоговых платежей в бюджет, путём выпуска денег, рефинансирования. Однако существуют и негативные последствия роста внутреннего долга. Увеличение внутреннего долга особенно опасно для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство, поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.
Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведёт к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.
Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему.
Внешний государственный долг Республики, как отмечалось выше, это общая сумма основного долга страны по внешним государственным займам на определённый период времени. Республика Беларусь несёт безусловные обязательства по погашению внешнего государственного долга.
Международный стандарт уровня внешнего государственного долга?
По оценкам Всемирного банка к числу государств, считающихся несущими тяжёлое бремя внешних долгов относятся те страны, у которых три показателя превышают расчётные уровни в среднем в течении трёх лет:
В Республике Беларусь этот показатель не превышал 12 %. Таким образом можно отметить, что Республика Беларусь не относится к тем странам, которые несут тяжёлое бремя внешних долгов.
С учётом этих данных определяется лимит внешнего государственного долга, который утверждается Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год.
Внешний государственный долг Беларуси на 1 марта 2004 года составил 716,1 млн. долл. США при утвержденном лимите 2 млрд. долл. США.
На протяжении последних десяти лет наблюдается тенденция снижения внешнего государственного долга. Если в 1995 году он составлял 1,5 млрд. долл. США, то начиная с 2000 года сохраняется на уровне 800 млн.
Динамика его относительных показателей свидетельствует о том, что Беларусь сохраняет свои позиции в группе стран с низким уровнем задолженности. Так, отношение внешнего государственного долга к ВВП, начиная с 1996 года, не превышает 10%, отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг – 15%, отношение годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг – 4%.
Таким образом, по международным стандартам уровень внешнего государственного долга нашей страны далёк от критического, что свидетельствует о потенциальной возможности привлекать новые внешние государственные займы.
Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Для того, чтобы государственный долг не повышался, парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной год устанавливает лимит (предельный размер) внешнего долга. В 2004 – 2006 гг. наблюдается снижение внешнего государственного долга страны. В 2006 г. Республика Беларусь имела внешний государственный долг в сумме чуть больше 1 млрд. дол. США. По словам Президента страны А.Г. Лукашенко, ни одна из стран СНГ не имела такого низкого внешнего государственного долга.
В области внешнего государственного долга основными задачами являются:
безопасном уровне;
объёме по наиболее низкой стоимости в средне срочной и долгосрочной перспективе;
гарантий;
рисков, связанных с его структурой и стоимостью его обслуживания;
предприятиями-заёмщиками иностранных кредитов, полученных под гарантию правительства, обязательств по погашению и обслуживанию указанных кредитов в части своевременного принятия мер по финансовому оздоровлению.
В
настоящее время кредиторами
Республики Беларусь являются 12 стран.
Наибольшую долю в кредитном портфеле
страны занимают займы Германии (24,4%),
России (18,6%), МБРР (12,4%) и США (10,3%). Ведутся
переговоры об открытии кредитной линии
Италии. Кредитором является Международный
валютный фонд, Международный банк реконструкции
и развития.