Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа
В системе управления финансами особое место с точки зрения
эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций. Финансовый контроль является как бы заключительной стадией процесса управления финансами.
Введение..................................................................................................3
Понятие финансового контроля, его задачи………………………....5
Виды финансового контроля……………………………………….....9
Принципы и требования к организации государственного финансового контроля………………………………………………..15
Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль……………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………36
Приложение…………………………………………………………...37
Список используемой литературы………………………………......39
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По учебной дисциплине «Финансы и кредит»
На тему: «Государственный финансовый
контроль
в Российской Федерации»
Специальность:
Финансы
Самара 2008
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
В системе управления финансами особое место с точки зрения
эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций. Финансовый контроль является как бы заключительной стадией процесса управления финансами.
Контроль – непременная составляющая управленческого процесса.
Он обеспечивает обратную связь в этом процессе, дает информацию о его состоянии, позволяет устранять и предупреждать нарушения.
Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.
Цель финансового контроля – рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Одна из важных задач финансового контроля – проверка неукоснительного выполнения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам платежам.
Государственный финансовый контроль – это законодательно регламентированная деятельность конкретных органов власти и управления.
Цель государственного финансового контроля – это увеличение государственных доходов и эффективность использования бюджетных средств.
В соответствии с российским законодательством осуществление государственного финансового контроля возложено на Министерство финансов Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы субъектов Российской Федерации, Банка России.
Главным
образом государственный
ПОНЯТИЕ
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО
ЗАДАЧИ
Финансовый контроль возникает потому, что движение финансовых потоков имеет определенные общественные последствия и, таким образом, предполагает ответственность собственников доходов – государства, корпораций, частных граждан – перед обществом и друг перед другом. Он помогает формировать полную и объективную картину о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Финансовый контроль – элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово- хозяйственных операций.
Порядок осуществления финансового контроля, его правовые основы, органы контроля, их конкретные задачи, функции и полномочия устанавливаются законодательными и другими нормативными правовыми актами. Нормативную базу, органы контроля с их полномочиями, формы и методы контроля, взятые вместе, принято рассматривать как систему финансового контроля.
В системе финансового контроля на практике и в теории различают внешний и внутренний контроль.
Внешним называют контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы финансового контроля. Под внутренним контролем понимают контроль в пределах одной организации или отрасли, ведомства силами их собственных структурных подразделений и штатных сотрудников.
Оба
вида финансового контроля важны
и необходимы. Но главным средством
обеспечения финансового
Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).
Финансовый
контроль как особая область контроля,
связанная с использованием стоимостных
категорий, имеет определенную сферу
применения и соответствующую целевую
направленность. Объектом финансового
контроля являются денежные, распределительные
процессы при формировании и использовании
финансовых ресурсов, в том числе в форме
фондов денежных средств, на всех уровнях
и звеньях экономики страны.
Непосредственным предметом проверок
выступают такие финансовые (стоимостные)
показатели, как прибыль, доходы, налог
на добавленную стоимость, рентабельность,
себестоимость, издержки обращения, отчисления
на различные цели и в фонды. Эти показатели
имеют синтетический характер, поэтому
контроль за их выполнением, динамикой,
тенденциями охватывает все стороны производственной,
хозяйственной и коммерческой деятельности
объединений, предприятий, учреждений,
а также механизм финансово-кредитных
взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются
практически все операции, совершаемые
с использованием денег, а в некоторых
случаях и без них (бартерные сделки и
т. п.).
Контролю подлежат не только плохо работающие
предприятия и организации, но и имеющие
нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль
включает проверку: соблюдения требований
экономических законов, оптимальности
пропорций распределения и перераспределения
стоимости валового общественного продукта
и национального дохода; составления и
исполнения бюджета (бюджетный контроль);
финансового состояния и эффективного
использования трудовых, материальных
и финансовых ресурсов предприятий и организаций,
бюджетных учреждений, а также налоговый
контроль; другие направления.
Перед финансовым
контролем стоят следующие
задачи: содействие сбалансированности
между потребностью в финансовых ресурсах
и размерами денежных доходов и фондов
народного хозяйства; обеспечение своевременности
и полноты выполнения финансовых обязательств
перед государственным бюджетом; выявление
внутрипроизводственных резервов роста
финансовых ресурсов, в том числе по снижению
себестоимости и повышению рентабельности;
содействие рациональному расходованию
материальных ценностей и денежных ресурсов
на предприятиях, в организациях и бюджетных
учреждениях, а также правильному ведению
бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение
соблюдения законодательства и нормативных
актов, в том числе в области налогообложения
предприятий, относящихся к различным
организационно-правовым формам; содействие
высокой отдаче внешнеэкономической деятельности
предприятий, в том числе по валютным операциям
и др.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью
предприятий, организаций, учреждений,
а также государственных и финансово-банковских
структур за выполнение финансовой дисциплины.
Эта ответственность может быть выражена
как в административных, так и в экономических
(материальных) мерах воздействия на нарушителя
финансовой дисциплины. Экономические
меры воздействия конкретно проявляются
через финансовые санкции, являющиеся
теми рычагами финансового механизма,
которые содействуют повышению эффективности
производства, его интенсификации, экологическому
оздоровлению и т.д.
Проблема усиления финансовой ответственности,
действенности финансового контроля требуют,
с одной стороны, сокращения количества
применяемых санкций, а, с другой, повышения
их результативности.
ВИДЫ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ
Более глубокому
пониманию финансового
Вид
– составная часть, выражающая (частично)
содержание целого и в то же время отличающаяся
от других частей конкретными носителями
контрольных функций (субъектами), объектами
контроля, что, в свою очередь, предопределяет
и отличия в методах осуществления контрольных
действий.
финансовый контроль | ||||
государственный контроль | негосударственный контроль | |||
общегосударственный | ведомственный | внутрихозяйственный | общественный | аудиторский |
Рис.
1. Виды финансового контроля
Государственный финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами за соблюдением субъектами хозяйствования норм права, и эффективности, и целесообразностью распределения, и использования финансовых ресурсов государства.
Общегосударственный (надведомственный) финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В соответствии с Указанием Президента РФ от 25.07.96 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Преимущества ведомственного (внутриведомственного) контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, а также в специализации контроля применительно к отраслевым особенностям организации, технологии и экономики производства. Его субъектами выступают министерство (ведомство), промышленное объединение или другой вышестоящий орган хозяйственного управления.
Основным направлением современного этапа развития внутриведомственного контроля является усиление комплексности ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. В отличие от общегосударственного (межведомственного) контроля, сфера действий которого зачастую ограничена определенным кругом вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, внутриведомственный контроль носит обычно комплексный характер.
Рассмотрим более подробнее вопрос о ведомственном контроле на примере Министерства внутренних дел РФ.
Ведомственный финансовый контроль в системе МВД регулируется соответствующим Положением, утвержденным приказом министра. Данный вид контроля организуется и осуществляется руководителями главных управлений, а также подчиненных или подведомственных ему подразделений, реализующими свои распорядительные функции в использовании финансовых и материальных ресурсов.
Основные направления ведомственного финансового контроля связаны с осуществлением надзора:
Среди основных задач ведомственного финансового контроля можно выделить следующие:
Информация о работе Государственный финансовый контроль в Российской Федерации