Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание

В системе управления финансами особое место с точки зрения
эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций. Финансовый контроль является как бы заключительной стадией процесса управления финансами.

Содержание

Введение..................................................................................................3
Понятие финансового контроля, его задачи………………………....5
Виды финансового контроля……………………………………….....9
Принципы и требования к организации государственного финансового контроля………………………………………………..15
Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль……………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………36
Приложение…………………………………………………………...37
Список используемой литературы………………………………......39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ФИК-у.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

По  учебной дисциплине «Финансы и кредит»

На  тему: «Государственный финансовый

контроль  в Российской Федерации» 
 

Специальность: Финансы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2008

    СОДЕРЖАНИЕ: 

    1. Введение..................................................................................................3
    2. Понятие финансового контроля, его задачи………………………....5
    3. Виды финансового контроля……………………………………….....9
    4. Принципы и требования к организации государственного финансового контроля………………………………………………..15
    5. Органы, осуществляющие государственный финансовый    контроль……………………………………………………………….30
    6. Заключение……………………………………………………………36
    7. Приложение…………………………………………………………...37
    8. Список используемой литературы………………………………......39 
                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       В системе управления финансами особое место с точки зрения

эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций. Финансовый контроль является как бы заключительной стадией процесса управления финансами.

       Контроль непременная составляющая управленческого процесса.

       Он  обеспечивает обратную связь в этом процессе, дает информацию о его  состоянии, позволяет устранять  и предупреждать нарушения.

       Финансовый  контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

       Цель  финансового контроля рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

       Одна  из важных задач финансового  контроля – проверка неукоснительного выполнения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам платежам.

       Государственный финансовый контроль – это законодательно регламентированная деятельность конкретных органов власти и управления.

       Цель  государственного финансового  контроля – это увеличение государственных доходов и эффективность использования бюджетных средств.

       В соответствии с российским законодательством  осуществление  государственного финансового контроля возложено на Министерство финансов Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы субъектов Российской Федерации, Банка России.

       Главным образом государственный финансовый контроль осуществляется путем проверки соблюдения налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных  законов, целевого использования субсидий, дотаций и бюджетных кредитов. 
 

 

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО ЗАДАЧИ 

       Финансовый  контроль возникает потому, что движение финансовых потоков имеет определенные общественные  последствия и, таким образом, предполагает ответственность собственников доходов – государства, корпораций, частных граждан – перед обществом и друг перед другом. Он помогает формировать полную и объективную картину о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

       Финансовый  контроль – элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово- хозяйственных операций.

       Порядок осуществления финансового контроля, его правовые основы, органы контроля, их конкретные задачи, функции и полномочия устанавливаются законодательными и другими нормативными правовыми актами. Нормативную базу, органы контроля с их полномочиями, формы и методы контроля, взятые вместе, принято рассматривать как систему финансового контроля.

       В системе финансового контроля на практике и в теории различают  внешний и внутренний контроль.

       Внешним называют контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы финансового контроля. Под внутренним контролем понимают контроль в пределах одной организации или отрасли, ведомства силами их собственных структурных подразделений и штатных сотрудников.

       Оба вида финансового контроля важны  и необходимы. Но главным средством  обеспечения финансового порядка  в стране следует считать внешний  государственный финансовый контроль, независимый от экономических субъектов  и органов власти, приверженный только закону и несущий ответственность перед всем обществом.

       Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).        

       Финансовый  контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных  категорий, имеет определенную сферу  применения и соответствующую целевую  направленность. Объектом финансового  контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях экономики страны. 
       Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. 
       Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.). 
       Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности. 
       Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления. 
       Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др. 
       Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д. 
       Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности. 

 

        ВИДЫ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ 

             Более глубокому  пониманию финансового контроля, в том числе государственного и муниципального финансового контроля, способствует рассмотрение его классификации по видам, формам и методам осуществления.

       Вид – составная часть, выражающая (частично) содержание целого и в то же время отличающаяся от других частей конкретными носителями контрольных функций (субъектами), объектами контроля, что, в свою очередь, предопределяет и отличия в методах осуществления контрольных действий. 

финансовый  контроль
государственный контроль негосударственный контроль
общегосударственный ведомственный внутрихозяйственный общественный аудиторский
 

       Рис. 1. Виды финансового контроля 

       Государственный финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами за соблюдением субъектами хозяйствования норм права, и эффективности, и целесообразностью распределения, и использования финансовых ресурсов государства.

       Общегосударственный (надведомственный) финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В соответствии с Указанием Президента РФ от 25.07.96 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

       Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и  исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

       Преимущества  ведомственного (внутриведомственного) контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, а также в специализации контроля применительно к отраслевым особенностям организации, технологии и экономики производства. Его субъектами выступают министерство (ведомство), промышленное объединение или другой вышестоящий орган хозяйственного управления.

       Основным  направлением современного этапа развития внутриведомственного контроля является усиление комплексности ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. В отличие от общегосударственного (межведомственного) контроля, сфера действий которого зачастую ограничена определенным кругом вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, внутриведомственный контроль носит обычно комплексный характер.

       Рассмотрим  более подробнее вопрос о ведомственном контроле на примере Министерства внутренних дел РФ.

       Ведомственный финансовый контроль в системе МВД  регулируется соответствующим Положением, утвержденным приказом министра. Данный вид контроля организуется и осуществляется руководителями главных управлений, а также подчиненных или подведомственных ему подразделений, реализующими свои распорядительные функции в использовании финансовых и материальных ресурсов.

       Основные  направления ведомственного финансового контроля связаны с осуществлением надзора:

    • за законным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
    • наличием и движением имущества;
    • формированием достоверной и полной информации о финансовых результатах деятельности подразделений Министерства, необходимой для оперативного руководства и управления, организации работы по профилактике  бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей.

       Среди основных задач ведомственного финансового контроля можно выделить следующие:

    • проверка соблюдения в системе МВД России нормативных актов по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
    • контроль за использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также имеющихся заемных средств, имущества, материальных и трудовых ресурсов;
    • контроль за предоставлением налоговых льгот и преимуществ, выполнением ими обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, финансовыми, кредитными и другими организациями;
    • выявление и профилактика случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, других негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности;
    • разработка предложений по более эффективному и экономному расходованию финансовых и иных ресурсов, сокращению непроизводительных потерь и расходов;
    • контроль за законностью документального оформления хозяйственных и финансовых операций, постановки и ведения бухгалтерского учета, достоверностью бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в Российской Федерации