Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание

В системе управления финансами особое место с точки зрения
эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций. Финансовый контроль является как бы заключительной стадией процесса управления финансами.

Содержание

Введение..................................................................................................3
Понятие финансового контроля, его задачи………………………....5
Виды финансового контроля……………………………………….....9
Принципы и требования к организации государственного финансового контроля………………………………………………..15
Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль……………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………36
Приложение…………………………………………………………...37
Список используемой литературы………………………………......39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ФИК-у.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

       Ведомственный финансовый контроль в зависимости  от времени его проведения делится  на предварительный, текущий и последующий.

       Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Контрольные органы осуществляют данный вид контроля на стадии рассмотрения производственных, финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других плановых (нормативных) расчетов предприятий и хозяйственных организаций. Основная цель предварительного бухгалтерского контроля – своевременно пресечь незаконное и нерациональное использование средств.

       Текущий контроль – неотъемлемый элемент оперативного управления производством – проводится в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль при необходимости позволяет регулировать быстро меняющиеся хозяйственные ситуации, предотвращать потери и убытки.

       Последующий контроль охватывает хозяйственную и финансовую деятельность на уровнях управления за истекший период. Основное его содержание – проверка выполнения планов по количественным и качественным показателям, соблюдения хозяйственного и финансового законодательства, сохранности собственности, законности управленческих решений и т.д.

       Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль.

       Основной  задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.

       Внутрихозяйственный контроль выступает как самостоятельная функция управления внутри предприятия, организации и осуществляется там, где находится «центр тяжести» управления. Главное его назначение – непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-экономической, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность.

       В системе внутрихозяйственного контроля ведущая  роль принадлежит  контролю, осуществляемому  бухгалтерией предприятия, организации и в виде:

    • предварительного контроля на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших главному (старшему) бухгалтеру на подпись, а также при визировании договоров, смет, приказов и других документов, связанных с расходованием денежных и материальных средств;
    • текущего контроля в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций товарно-материальных и других ценностей;
    • последующего контроля на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации, а также посредством ревизий и тематических проверок (обследований) в отдельных внутрихозяйственных подразделениях.

       Таким образом, внутрихозяйственный (бухгалтерский) контроль является непрерывным, универсальным (сплошным), системным и строго документальным.

       Общественный  финансовый контроль – это контроль, осуществляемый отдельными физическими лицами на добровольных началах.

       Аудиторский (независимый) контроль проводится в двух формах: обязательной и инициативной. Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном порядке, предусмотренном соответствующим постановлением правительства. Инициатором проверки могут быть государственные органы: прокуратура, казначейство, налоговая служба, налоговая полиция и др. Аудиторскую проверку могут производить как физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (включая иностранные), которые могут иметь организациооно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторский контроль в России находится в стадии становления. Главный его недостаток – низкий уровень квалификации сотрудников аудиторских служб, размытость нормативных документов, регулирующих их работу.

 

        ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ 

       Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование  в процессе выполнения государственных  задач во многом происходит посредством  хозяйственной деятельности как  государственных, так и негосударственных  организаций (возникновение и исполнение налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, расходование выделенных государственных ресурсов конкретными экономическими субъектами в процессе реализации тех или иных программ и т.д.), что, естественно, должно предусматривать адекватную систему государственного финансового контроля (далее - ГФК). Трудно не согласиться и с тем, что любые государственные программы реформирования и развития областей экономики для их успешной реализации также должны предусматривать эффективную систему ГФК. Без преувеличения можно сказать, что от эффективности ГФК в конечном итоге зависит экономическое благополучие и социально-политическая стабильность государства. Попытаемся это обосновать, учитывая то, что ГФК не должен являться самоцелью (т.е. его не следует понимать как самодостаточное явление). Так, принимаемые на государственном уровне решения в ходе управления его экономическим и социально-политическим развитием так или иначе предусматривают финансовые потоки (т.е. оцененное в денежной форме движение (изменение) любых элементов государственных ресурсов и любых источников их формирования). Основные же решения в области государственного управления так или иначе обуславливают либо образование, либо распределение, либо использование (либо все в совокупности) денежных фондов государства. Реализация же принимаемых решений не в последнюю очередь зависит от его финансовых потенциалов. От того, насколько качественной будет информация, формируемая системой государственного финансового контроля, во многом зависит обоснованность решений по управлению финансово-хозяйственной деятельностью государства, правомерность определения основных направлений финансово-хозяйственной политики. А уже это, как известно, и является основной предпосылкой устойчивости экономического (хозяйственного) и, как следствие этого, социально-политического развития страны в целом (т.е. финансово-экономического и социально-политического благополучия нации).

       Ключевым  условием достижения целей и задач государственного финансового контроля является соблюдение принципов, т.е. основных правил, охватывающих контрольную деятельность в целом. Необходимо также отметить и основные требования к организации системы государственного финансового контроля. Данные требования по своей сути хотя и не являются принципами, но также обуславливают эффективность отдельных элементов государственного финансового контроля, а также эффективное функционирование системы государственного финансового контроля в целом. Схематично данные принципы и требования представлены на рис.2,3(см. приложение). В данной главе будет подробно раскрыто содержание каждого из представленных принципов и требований. Итак, следующие принципы являются базовыми правилами, краеугольным камнем государственного финансового контроля:

       1. Принцип законности. Среди всех принципов государственного финансового контроля важнейшее значение имеет принцип законности, так как он является необходимым условием реализации всех остальных принципов. Свои исходные начала государственный финансовый контроль берет из законодательства Российской Федерации, т.е. деятельность органов ГФК (в том числе их действия, меры, предпринимаемые ими, методология и процедуры) должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам. Должны строго соблюдаться предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами права и интересы контролируемых (контролеры не должны допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых).

       Принцип законности предусматривает  следующее:

    • качество нормативно-законодательной базы государственного финансового контроля и законодательства РФ в целом, т.е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы (не секрет, что далеко не всякий нормативно-правовой акт способствует развитию и совершенствованию системы ГФК и в целом должным образом отвечает потребностям общества, конституционно установленным правам и свободам каждого его члена, иными словами, сами же законы порой предусматривают совершенно ”законную” (с формальной точки зрения) возможность необоснованно или нецелесообразно, т.е. не в интересах укрепления финансовой базы государства, использовать государственные средства);
    • соблюдение норм права органами государственного финансового контроля (их представителями) при реализации своих контрольных полномочий (включая осуществление контроля и вынесение решений по его результатам), а также всеми организациями, имеющими с ними правоотношения (включая исполнение решений органов ГФК).

       В целом же законность государственного финансового контроля – понятие системное, охватывающее как государственных контролеров, так и контролируемых, а также третьих лиц, включая принимающих решения государственных органов. Например, все вопросы функционирования и вторых, и третьих, вопросы их взаимоотношений с контрольными органами также определяются нормативно-правовыми актами.

       2. Принцип независимости. Органы государственного финансового контроля (контролеры) должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера (с точки зрения заинтересованности, личных или родственных связей и т.д.) независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют (т.е. должно быть исключено любое влияние со стороны последних), а также от лиц, тем или иным образом связанных с последними. Например, результаты проверки, проведенной органом ГФК, будут менее объективны, если его положение в государственном устройстве будет как-то зависеть от результатов того направления, к которому относятся объекты проверки.

       Принцип независимости органов государственного финансового контроля имеет важное государственное значение, так как при реализации этого принципа органы ГФК будут иметь возможность успешно осуществлять свою деятельность, достигать свои цели и задачи. Независимость органа государственного финансового контроля определяется его статусом, в том числе функциями и подчинением, в системе государственных органов (статусом в организации - для отдельных органов ГФК, являющихся подразделениями органов исполнительной власти и управления). При этом сама структура органов ГФК может предусматривать их прямое или непрямое подчинение друг другу.

       Независимость должна быть формально закреплена в  законодательстве, регулирующем их деятельность.

       Независимость также характеризуется четкостью  и адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет государственным контролерам работать с высокой степенью автономии и инициативы, выдавать объективные заключения. При этом каждый государственный контролер (работник органа ГФК любой ветви власти) должен быть независим в своих суждениях от коллег, включая начальство, должны быть исключены возможности проявлений конформизма. В то же время должен поощряться коллективизм в деятельности государственных контролеров. Важной гарантией независимости государственных финансовых контролеров должны быть также достаточно высокие должностные оклады, соответствующее соцобеспечение, гарантии правового статуса, меры государственной защиты, компенсации и т.п.

       3. Принцип гласности. Важность принципа гласности ГФК определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и широкой общественности о реальном положении дел не только в управлении государственной финансовой системой, но и в государственном управлении в целом. Гласность государственного финансового контроля – необходимый атрибут современного демократического общества. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа государственного финансового контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. Необходимо публиковать в прессе (с учетом обеспечения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны) не только отчетные материалы по результатам проверок, но и официальные ответы органов исполнительной и судебной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений (при этом также дается оценка как этих ответов, так и в целом реакции органов власти на выявленные нарушения и недостатки). Последние будут широко обсуждаться в средствах массовой информации, что побудит соответствующие государственные органы и организации исправлять вскрытые ГФК ошибки в их деятельности. Кроме того, это должно снизить риск низкого качества официальных ответов (несоблюдение сроков и установленного порядка предоставления ответов, несоответствие ответов существу поставленных контрольным органом вопросов, неправильная трактовка положений тех или иных нормативно-правовых актов, подтасовка фактов и т.д.). Необходима тесная связь органов государственного финансового контроля со средствами массовой информации (радио, телевидение, пресса, издательства и т.д.) для обнародования контрольных материалов. Все это заставит нарушителей и их покровителей держать ответ не только перед правоохранительными органами, но и перед всем обществом, покажет перед всеми их неблагонадежность и вред, подорвет их репутацию. Также возникает необходимость защиты конфиденциальной информации в целях соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны.

       При этом должны быть выработаны и в законодательном порядке закреплены процедуры обнародования результатов контроля (включая условия, процедуры санкционирования и т.д.). Необходимо также отметить, что обнародование результатов контроля будет способствовать формированию устойчивого мнения в обществе о его пользе и необходимости. Например, в странах Западной Европы бытует неписаное правило о том, что общественность является окончательным судьей контролера.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в Российской Федерации