Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного финансового контроля, его виды, формы, методы и принципы. Вторая глава посвящена системе государственного финансового контроля в Российской Федерации. Функционирование данной системы рассмотрено на примере Счетной палаты Российской Федерации. В третьей главе дана оценка эффективности системы государственного финансового контроля, в частности, Счетной палаты, и сформулированы предложения по ее совершенствованию.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля……………………………4
1.1 Сущность и виды финансового контроля………………………...4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля…………………………………………………………….…..7
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля…..10
1.4 Формы государственного финансового контроля……………...14
1.5 Принципы государственного финансового контроля………….15
Глава 2. Контроль государственного финанса……………………...17
2.1. Контроль со стороны Президента Российской Федерации….17
2.2. Контроль со стороны органов исполнительной власти.......…18
2.3. Контроль со стороны органов законодательной власти……..21
2.4. Контроль со стороны специализированных государственных структур…………………………………….........................................24
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля………………………………………………..28
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………….28
3.2. Эффективность деятельности Счетной палаты РФ……………31
Заключение……………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………..

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 93.99 Кб (Скачать документ)

     Система налоговых органов, подчиняющаяся  Президенту РФ, включает Федеральную  налоговую службу, а также государственные  налоговые инспекции в субъектах  РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено —  городские и районные налоговые  инспекции, поскольку именно они  осуществляют непосредственный налоговый  контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое  ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов  налоговой службы с другими контролирующими  и правоохранительными органами.

     Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым законодательством  проверять любые денежные документы  у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных  граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки  и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного  воздействия в отношении должностных  лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операции по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

     Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной  дисциплины в области налоговой  дисциплины созданы органы налоговой  полиции, ее территориальные и местные  подразделения.

     Налоговая полиция призвана решать следующие  задачи:

  1. выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
  2. защиту сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
  3. предупреждение, выявление и пресечение коррупции и налоговых органах.

     Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственном страховом надзоре РФ» была организована Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР «О страховании» от 27 ноября 1992 г.). В 1996 г. Госстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций.

     Департамент страхового надзора и территориальные  органы, помимо лицензирования страховой  деятельности и регулирования единого  страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов  и следят за соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности. Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между  активами и обязательствами страховой  фирмы, а также порядок учета  страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая  соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

     Особая  роль в осуществлении финансового  контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные  отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное  подразделение — Департамент  банковского надзора, который проверяет  соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками неполной или недостоверной информации, ЦБР в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.

     На  Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением  налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через  таможенную границу Российской Федерации.

     Деятельность  Федеральной службы по валютному  и экспортному контролю, созданной  в 1992 г., тесно связана с ЦБР  и ГТК. Основной задачей Службы являются поиск и пресечение «лазеек» в  валютном законодательстве, позволяющих  осуществлять беспрепятственный отток  валютных активов за рубеж, создание банка данных потенциальных нарушителей  валютного законодательства.

     Служба  по валютному и экспортному контролю имеет право проверять все  финансовые документы организаций, осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность; поднимать вопрос о  приостановлении лицензий на право  осуществления такт операций в случаях  выявления несоблюдения валютного  и экспортного законодательства, непредставления отчетных документов. Кроме того, Службе приданы военизированные  подразделения; они используются в  разведовательно-карательных целях. Служба имеет право привлекать другие организации Российской Федерации  в качестве агентов валютного  контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Пути повышения  эффективности государственного финансового контроля

3.1 Оценка эффективности  государственного  финансового контроля

    Эффективность финансового контроля — сложная  экономическая категория. Она характеризуется  определенными критериями и показателями.

    Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности  управленческой  деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления  результатов намеченным  целям, степень  приближения результата к цели с  одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и  т. д.). С учетом этого положения критерием  эффективности финансового контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.

     В широком смысле такими целями для  государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части  федерального  бюджета и экономия средств в его расходной части.

     Конечный  результат, т. е. совокупность объективных  последствий финансового контроля, — это главный критерий определения  его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции  на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности.

     Однако  результаты финансового контроля будут  неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих в  проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или  меньшими и должны соизмеряться с  его результатами. В этой связи  одним из критериев эффективности  финансового контроля является его  экономичность.

     Критерий  действенности финансового контроля отражает то положительное влияние, которое финансовый контроль оказывает  на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество.

     Показатели, отражающие степень воздействия  финансового контроля  на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные.

     Структура эффективности финансового контроля состоит из двух частей: во-первых, это  макроэффективность государственного финансового контроля и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля.

     Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:

     - социальный эффект;

     - организационный эффект;

     -  экономический эффект.

     Социальный  эффект финансового контроля проявляется  в том, что по его результатам  применяются меры к лицам, допустившим  нарушение финансового законодательства, включая их увольнение и привлечение  к уголовной ответственности. Кроме  того, финансовый контроль за исполнением  бюджета не позволяет  отвлекать  средства, предусмотренные на социальные программы, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.

     Организационный эффект заключается в том, что  по итогам контрольных мероприятий, проводимых, в частности, Счетной  палатой, предлагаются и реализуются  меры по улучшению структуры  федеральной  исполнительной власти, в результате  повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние звенья или  создаются новые, необходимые  для  экономики, повышается оперативность  управления. 

     Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности органов  федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных  и  внебюджетных средств, повышения рентабельности производства,  снижения себестоимости  продукции и  т.д.

     Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля — это соотношение экономических  результатов исполнения представлений  и предписаний (возврат средств  в федеральный  бюджет, включая  штрафные санкции; возврат средств  на бюджетные счета предприятий  и т.д.) и затрат на содержание органа государственного финансового контроля.

     Количественная  оценка макроэкономической эффективности  финансового контроля может быть определена по следующей формуле:

      , (1)

     где Ээф — экономическая эффективность;   Эс — денежное выражение социального эффекта;  Эо — денежное выражение организационного эффекта;   Ээ — денежное выражение экономического эффекта;  З — затраты на содержание органа финансового контроля.

     Как видно из формулы, не все показатели и не всегда можно оценить количественно  и в денежной форме,  поэтому  в практической деятельности наиболее приемлем упрощенный расчет экономической  эффективности:

      , (2)

     где Эб — средства, возвращенные на бюджетные счета и в федеральный бюджет; Эс — средства, полученные в результате улучшения деятельности объекта контроля.

     Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля  рассчитывается по формуле:

       (3)

3.2 Эффективность деятельности  Счетной палаты  Российской Федерации

     Основываясь на изложенных выше положениях, сформулируем критерии и показатели эффективности  деятельности Счетной палаты.

     Критерии, как было сказано выше, это:

     — результативность;

     — действенность;

     — экономичность.

     Каждый  из названных критериев может  быть оценен количественно, и это  весьма важно для оценки как эффективности  работы Счетной палаты в целом, так  и ее отдельных подразделений. В  этой связи предлагаются следующие  критериальные показатели эффективности финансового контроля.

     Критерий  результативности включает показатели:

     — выявленный объем средств, использованных с нарушениями законодательства;

     — выявленный объем неэффективно использованных средств;

     — выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению;

     — количество подготовленных представлений и предписаний.

Информация о работе Государственный финансовый контроль