Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного финансового контроля, его виды, формы, методы и принципы. Вторая глава посвящена системе государственного финансового контроля в Российской Федерации. Функционирование данной системы рассмотрено на примере Счетной палаты Российской Федерации. В третьей главе дана оценка эффективности системы государственного финансового контроля, в частности, Счетной палаты, и сформулированы предложения по ее совершенствованию.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля……………………………4
1.1 Сущность и виды финансового контроля………………………...4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля…………………………………………………………….…..7
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля…..10
1.4 Формы государственного финансового контроля……………...14
1.5 Принципы государственного финансового контроля………….15
Глава 2. Контроль государственного финанса……………………...17
2.1. Контроль со стороны Президента Российской Федерации….17
2.2. Контроль со стороны органов исполнительной власти.......…18
2.3. Контроль со стороны органов законодательной власти……..21
2.4. Контроль со стороны специализированных государственных структур…………………………………….........................................24
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля………………………………………………..28
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………….28
3.2. Эффективность деятельности Счетной палаты РФ……………31
Заключение……………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………..

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 93.99 Кб (Скачать документ)
n="justify">     В 2008 году Счетной палатой выявлено нецелевое использование государственных  средств в сумме 14026,9 млн. рублей, возмещение государственных средств  осуществлено в объеме 2762,2 млн. рублей. В 2000 году эти показатели составили 23,2 млрд. рублей и 4,6 млрд. рублей соответственно. Снижение выявления нецелевого использования  государственных средств в первую очередь связано с дальнейшим внедрением казначейского исполнения федерального бюджета, приведшим к  существенному сокращению нарушений  бюджетного законодательства.

     Выявленный  ущерб федеральному бюджету и  федеральной собственности составил в 2008 году 241,3 млрд. рублей.

     По  результатам контрольных мероприятий  в 2008 году в соответствии с решениями  Коллегии Счетной палаты органам  государственной власти, предприятиям и организациям было направлено 451 представление и 2 предписания. По выявленным фактам нарушения законодательства 38 материалов были переданы в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Динамика соответствующих показателей по годам работы Счетной палаты представлена на графике:

      Рис. 1. Динамика представлений  Счетной палаты в  Генеральную прокуратуру  

     Критерий  действенности включает показатели:

     — количество исполненных представлений и предписаний;

     — объем средств, возвращенных в федеральный  бюджет и на бюджетные счета организаций;

     — количество структурных преобразований в экономике, министерствах, ведомствах и на предприятиях, осуществленных по представлениям Счетной палаты;

     — увеличение доходной части бюджета или экономии его расходной части, полученные по представлениям Счетной палаты;

     — количество поправок в действующее законодательство;

     — количество постановлений Правительства Российской Федерации, принятых по представлениям Счетной палаты;

     — количество решений (приказы, распоряжения, нормативные акты), принятых по представлениям Счетной палаты;

     — количество уголовных дел, открытых по представлениям Счетной палаты.

     В 2008 году Генеральной прокуратурой было возбуждено 49 уголовных дел по материалам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой (с учетом возобновленных уголовных дел).

     Количественные  данные о рассмотрении и выполнении представлений Счетной палаты в 2008 году приведены в таблице. 

Табл. 1

Количественные  данные о рассмотрении и выполнении в 2008 году представлений, направленных Счетной палатой Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий 

Кому  направлены

представления

Количество  представлений
Направлено В стадии рассмотре

ния (срок исполнения не истек)

Не  рассмотрено (ответ  не получен, срок исполнения истек) Рассмотрено (получен ответ) Выполнено Выпол-

нено в неполном объеме

Не  выпол-нено
Всего: 451 38 35 378 261 114 3
Правительство Российской Федерации 59 3 7 49 32 17 -
Минфин  России 49 6 5 38 27 11 -
Минэкономразвития России 5 2 1 2 2 - -
МНС России 19 2 2 15 11 4 -
Минимущество России 8 1 - 7 5 2 -
Правоохранительные  органы: Генпрокуратура России, МВД  России 13 1 - 12 2 10 -
Прочие  федеральные органы исполнительной власти 132 16 5 111 73 38 -
 

     Показатели  выполнения представлений Счетной  палаты, срок ответа по которым истек, в 2008 году распределились следующим  образом:

     

     Рис. 2. Выполнение представлений  Счетной палаты, срок ответа по которым  истек  

     В отчетном году Счетной палатой были подготовлены и направлены в Государственную  Думу заключения и предложения более  чем по 20 законопроектам. Аудиторы Счетной  палаты и специалисты ее аппарата привлекались комитетами палат Федерального Собрания к рассмотрению отдельных  вопросов, принимали участие в  дискуссиях на заседаниях ряда комитетов, в парламентских слушаниях, «круглых столах», конференциях.

     Возмещение  государственных средств составило 2762,2 млн. рублей. Процент возвращаемости средств остался на достаточно низком уровне и составил 1,14% от выявленного ущерба.

     Критерий  экономичности включает в себя показатели:

     — объем средств, затраченных на осуществление финансового контроля;

     — объем средств, затраченных проверяемым субъектом контроля на подготовку материалов для проверяющих;

     — уровень экономичности — отношение полученного экономического эффекта от реализации представлений Счетной палаты к затратам на содержание Счетной палаты.

     В 2008 году финансовые средства на содержание Счетной палаты, предусмотренные  Федеральным законом «О федеральном  бюджете» в сумме 261,7 млн. рублей, были получены своевременно и в полном объеме. Кроме того, отдельным решением Правительства Российской Федерации на содержание Счетной палаты были выделены 28,3 млн. рублей за счет дополнительных доходов федерального бюджета.

     Общая сумма бюджетных средств, направленных на содержание Счетной палаты (290 млн. рублей), составила 2% от суммы выявленного  нецелевого расходования бюджетных  средств и 9,7% от суммы возвращенных государственных средств.

     Кроме названных критериев и их показателей, определяющих собственно эффективность  финансового контроля как действия, целесообразно использовать еще  два критерия, оценивающих деятельность Счетной палаты как контрольного органа.

     Такими  критериями являются:

     Критерий  интенсивности деятельности, включающий показатели:

     — количество контрольных мероприятий (на одного инспектора, инспекцию, аудиторское направление, Счетную палату);

     — объем проверенных средств (одним инспектором, инспекцией, аудиторским направлением, Счетной палатой);

     — количество проверенных объектов (одним инспектором, инспекцией, аудиторским направлением, Счетной палатой).

     В 2008 году Счетной палатой проведено 409 контрольных мероприятий, в том  числе 34 – по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы и запросам органов государственной власти. Контрольными мероприятиями было охвачено 1545 предприятий и организаций, расположенных  на территориях 55 субъектов Российской Федерации. В динамике ситуация выглядит следующим образом:

     Рис. 3. Динамика контрольных  мероприятий 

     Критерий  динамичности деятельности, включающий показатели:

     — уровень результативности контрольных мероприятий: отношение количества представлений (предписаний) к количеству контрольных мероприятий:

     451 / 409 = 1,103;

     — уровень эффективности контрольного мероприятия: отношение объема средств, использованных с нарушением действующего законодательства, к общему объему проверенных средств;

     — уровень жесткости контроля: отношение объема штрафных санкций к объему средств, использованных не по целевому назначению;

     — уровень действенности представлений (предписаний): отношение количества исполненных представлений (предписаний) к общему количеству направленных представлений (предписаний):

     261 / 451 = 0,579;

     — уровень эффективности представлений (предписаний): отношение объема средств, возвращенных в бюджет и на бюджетные счета, к общему объему средств, использованных не по целевому назначению; отношение количества принятых поправок, постановлений, нормативных актов к количеству направленных предложений по поправкам к законам, постановлениям, нормативным актам;

     — уровень макроэффективности контрольной деятельности: отношение дополнительных поступлений в бюджет (экономии) бюджетных средств к затратам на содержание  Счетной палаты (контрольных служб):

      2762,2 млн. / 290 млн. = 9,525. 

     Заключение

     Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

     Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации  и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

     В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности  в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

     При совершенствовании системы финансового  контроля, принципиально важно использование  зарубежного опыта. Здесь речь может  идти о поэтапной частичной или  полной апробации отдельных областей данной практики.

     Принципиально значимым представляется достижение в  деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и  Счетной палаты Российской Федерации  такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих  задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы  финансового контроля в России.

     Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно  и эффективно использовать государственные  финансовые ресурсы страны, а также  движение финансовых потоков от отправителя  к адресату. Снизится вероятность, что  денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование  финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Информация о работе Государственный финансовый контроль