Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного финансового контроля, его виды, формы, методы и принципы. Вторая глава посвящена системе государственного финансового контроля в Российской Федерации. Функционирование данной системы рассмотрено на примере Счетной палаты Российской Федерации. В третьей главе дана оценка эффективности системы государственного финансового контроля, в частности, Счетной палаты, и сформулированы предложения по ее совершенствованию.

Содержание

Введение 3
1.Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля 5
1.1. Сущность и виды финансового контроля 5
1.2. Предмет и метод государственного финансового контроля 10
1.3. Формы государственного финансового контроля 14
1.4. Принципы государственного финансового контроля 15
2. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации 18
2.1. Система государственного финансового контроля 18
2.2. Органы государственного финансового контроля Российской Федерации 20
2.3. Деятельность Счетной палаты Российской Федерации 25
3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля 30
3.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля 30
3.2. Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации 33
3.3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации 39
Выводы и предложения 46
Список использованной литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Государственный финансовый контрольl.doc

— 293.50 Кб (Скачать документ)
      
Вневедомственный  контроль
 

Главное контрольное              Федеральное собрание                    Контрольные и финансовые

 управление                                    Российской Федерации                           органы исполнительной

    Президента РФ                                                                                                      власти.

                          

                                    Счетная палата                   Комитет по бюджетным

                                                    РФ                                налогам, банкам и финансам 

                                                 Комитет по бюджету, финансовому,

                                            валютному и кредитному регулированию

                                                                                                     

                                                                                                 МФРФ                  Правительство РФ 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                        Финансовые органы

                                                                                                                                              субъектов РФ

  КРУ МФРФ              Федеральное казначейство             ГНСРФ              Федеральная служба          ЦБРФ

                                                       РФ                                                                 налоговой полиции 

      Ведомственный контроль

 

Главные распорядители, распорядители бюджетных  средств.

      Министерства, ведомства, включающие в свою систему другие органы государственного управления

Рис.1. Структура органов государственного финансового контроля

      Так, для осуществления контроля за исполнением  федерального бюджета Совет Федерации  и Государственная Дума образует Счетную палату. Ее деятельность будет рассмотрена далее.

      В ведение Государственной Думы и  Совета Федерации передан контрольно-бюджетный  комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным  с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

      Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

      В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный  орган — Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации  Президента Российской Федерации).

      Контрольное управление имеет территориальные  подразделения. Все эти органы действуют  как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению Президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

    • анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
    • рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

      Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

      Управление  не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

      Органы  исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

      В пределах своих полномочий Правительство  Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

      В полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью  в области финансов подведомственных ему министерств, государственных  комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.

      Важнейшее место в системе финансового  контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

      Прежде  всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление  и расходование бюджетных средств  и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.

      Следует при этом отметить, что контрольные  полномочия Минфина Российской Федерации  распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

      Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный  кодекс, можно отметить, что на Минфин возложено осуществление финансового  контроля за исполнением бюджетов субъектов  российской Федерации и местных  бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

      Финансовый  контроль осуществляют все структурные  подразделения МФРФ соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику; управлять процессом  исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств [7. С. 25].

      Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

      Перестройка банковской системы и возникновение  коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.

2.3. Деятельность Счетной палаты Российской Федерации

      Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом  государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

      Контрольно-ревизионная  деятельность Счетной палаты Российской Федерации реализуется в следующих  сферах контроля:

    • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;
    • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;
    • контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;
    • контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.

      Предварительный контроль, осуществляемый Счетной палатой, представляет собой комплекс экспертно-аналитических  и контрольных мероприятий, связанных  с оценкой и анализом важнейших  макроэкономических и бюджетообразующих  показателей, доходных и расходных статей федерального бюджета; обобщающим результатом здесь является заключение Счетной палаты на представляемый Правительством РФ проект федерального бюджета. Палата постоянно отслеживает исполнение основных доходных и расходных статей бюджета в разрезе как функциональной, так и ведомственной структуры. В ходе анализа проекта бюджета его параметры сопоставляются с имеющейся по каждому из направлений деятельности Счетной палаты информацией об экономическом положении страны в целом, отдельных регионов и отраслей. Учитывается фактическое состояние прежде всего финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета, внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений. Такое сопоставление позволяет подготовить заключение на проект федерального бюджета, дать оценку обоснованности и достоверности его основных параметров. В ходе работы над заключением и в дальнейшем — в ходе обсуждения проекта федерального бюджета в Государственной Думе — Счетная палата вносит предложения по корректировке тех бюджетных показателей, которые явно не соответствуют социально-экономическим реальностям [9. С. 19].

      Информация  о ходе исполнения федерального бюджета обрабатывается постоянно, а итоговые данные подводятся ежемесячно. На их основе ежеквартально нарастающим итогом составляется оперативный отчет об исполнении федерального бюджета текущего года за три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и в соответствии со статьей 14 Закона «О Счетной палате Российской Федерации» направляется палатам Федерального Собрания по форме, согласованной с Советом Федерации и утвержденной Государственной Думой [9. С. 21].

      После завершения финансового года Счетная  палата начинает подготовку к упомянутой третьей, заключительной, фазе — комплексной  документальной ревизии уже исполненного бюджета, которая осуществляется на основании норм и положений статей 2, 9 и 11 Закона о Счетной палате РФ. Цель ревизии — на строго документальной основе установить фактическое исполнение закона о федеральном бюджете В этой связи определяются объем и структура поступивших доходов и заимствований (по всем источникам), а также осуществленных расходов федерального бюджета (по разделам и подразделам функциональной классификации, по ведомственной структуре расходов, на финансирование программной части федерального бюджета); источники финансирования дефицита федерального бюджета Проверяются законность, целевое назначение и эффективность финансирования и использования средств федерального бюджета и операций с ними в ходе его исполнения; состояние организации, учета и отчетности исполнения федерального бюджета.

Информация о работе Государственный финансовый контроль