Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного финансового контроля, его виды, формы, методы и принципы. Вторая глава посвящена системе государственного финансового контроля в Российской Федерации. Функционирование данной системы рассмотрено на примере Счетной палаты Российской Федерации. В третьей главе дана оценка эффективности системы государственного финансового контроля, в частности, Счетной палаты, и сформулированы предложения по ее совершенствованию.

Содержание

Введение 3
1.Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля 5
1.1. Сущность и виды финансового контроля 5
1.2. Предмет и метод государственного финансового контроля 10
1.3. Формы государственного финансового контроля 14
1.4. Принципы государственного финансового контроля 15
2. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации 18
2.1. Система государственного финансового контроля 18
2.2. Органы государственного финансового контроля Российской Федерации 20
2.3. Деятельность Счетной палаты Российской Федерации 25
3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля 30
3.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля 30
3.2. Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации 33
3.3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации 39
Выводы и предложения 46
Список использованной литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Государственный финансовый контрольl.doc

— 293.50 Кб (Скачать документ)

      Ревизия предусматривает сплошной охват, изучение, проверку и сверку всех платежных документов по остаткам, приходу, заимствованию и расходу средств федерального бюджета на проверяемых объектах. В ходе ревизии анализируются лицевые счета Минфина России и его Главного управления федерального казначейства, расчетно-денежные и иные документы по исполнению федерального бюджета в Банке России и в иных финансово-кредитных учреждениях. Параллельно проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России и во всех министерствах, ведомствах и иных субъектах ведомственной структуры федерального бюджета, а также — выборочно — в отдельных казначейских территориальных управлениях и отделениях.

      Информационной  основой контрольных мероприятий, осуществляемых в ходе ревизии исполнения федерального бюджета, являются, во-первых, федеральные законы и иные нормативные и правовые акты, регулирующие бюджетные отношения. Во-вторых, — база данных Счетной палаты, сформированная посредством обработки всех ставших основанием для операций со средствами федерального бюджета первичных платежных документов, полученных из Минфина и Банка России, а также от иных участников бюджетного процесса, база данных отчетности, исходя из которых составляется отчет Минфина России об исполнении федерального бюджета. В-третьих, — первичные платежные документы, банковские выписки по проведенным операциям, данные бухгалтерского учета, отчеты (оперативные, ежемесячные и годовые) министерств, ведомств и организаций, участвующих в исполнении федерального бюджета.

      Итоги ревизии служат основным материалом для подготовки Счетной палатой заключения на проект представляемого Правительством РФ в Государственную Думу закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год. Анализ и сопоставление информации, полученной в течение трех лет разными методами и на основе сочетания разных форм контроля, позволяют дать максимально достоверное заключение на отчет Правительства РФ об исполнении федерального бюджета. Это заключение и является итоговым документом всей деятельности Счетной палаты в рамках единого трехлетнего контрольного цикла.

      Важнейшее направление работы Палаты связано  с контрольными мероприятиями, проводимыми  по поручениям палат Федерального Собрания и обращениям членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы.

      В структуре Счетной палаты функционирует  специальная аудиторская служба, осуществляющая контроль за доходами от управления и распоряжения государственной  собственностью, за эффективностью и  целесообразностью ее использования.

      Объектами контроля за использованием федеральной собственности являются прежде всего государственные предприятия и учреждения, хозяйственные общества и товарищества с долей участия Российской Федерации, федеральная недвижимость и зарубежная собственность. В отношении госпредприятий и учреждений речь идет о контроле за: 1) наделением и использованием имущества, в том числе за учредительной деятельностью; 2) эффективностью и целесообразностью распоряжения недвижимым имуществом; 3) распределением прибыли и перечислением части доходов государственных предприятий в федеральный бюджет. Проводится также экспертиза уставных документов и контрактов с руководителями предприятий, в том числе в аспектах их ответственности за результаты работы и соблюдения порядка принятия решений относительно госимущества [21. С. 4].

      Контроль  за распоряжением федеральной собственностью в первую очередь включает проведение проверок целесообразности и законности принятия решений об отчуждении государственного имущества, соблюдения органами приватизации предусмотренных законодательством процедур подготовки и осуществления продаж федеральной собственности, в том числе развертывания предпродажной подготовки (включающей аудит, определение начальной цены продажи независимым оценщиком и т.п.).  
 
 
 

3. Пути повышения  эффективности государственного финансового контроля

3.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля

      Эффективность финансового контроля — сложная  экономическая категория. Она характеризуется  определенными критериями и показателями.

      Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности управленческой  деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным  целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и  т. д.). С учетом этого положения критерием эффективности финансового контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.

      В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального  бюджета и экономия средств в его расходной части. [15. С. 3].

      Конечный  результат, т. е. совокупность объективных последствий финансового контроля, — это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности.

      Однако  результаты финансового контроля будут  неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. В этой связи одним из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность [15. С. 6].

      Структура эффективности финансового контроля состоит из двух частей: во-первых, это  макроэффективность государственного финансового контроля и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля.

      Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:

      - социальный эффект;

      - организационный эффект;

      -  экономический эффект.

      Социальный эффект финансового контроля проявляется в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение финансового законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. Кроме того, финансовый контроль за исполнением бюджета не позволяет  отвлекать средства, предусмотренные на социальные программы, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.

      Организационный эффект заключается в том, что  по итогам контрольных мероприятий, проводимых, в частности, Счетной  палатой, предлагаются и реализуются  меры по улучшению структуры  федеральной  исполнительной власти, в результате  повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые  для  экономики, повышается оперативность управления. 

      Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля — это соотношение экономических  результатов исполнения представлений и предписаний (возврат средств в федеральный  бюджет, включая штрафные санкции; возврат средств на бюджетные счета предприятий и т.д.) и затрат на содержание органа государственного финансового контроля [15. С. 8].

      Количественная оценка макроэкономической эффективности финансового контроля может быть определена по следующей формуле:

       , (1)

      где Ээф — экономическая эффективность;   Эс — денежное выражение социального эффекта;  Эо — денежное выражение организационного эффекта;   Ээ — денежное выражение экономического эффекта;  З — затраты на содержание органа финансового контроля.

      Как видно из формулы, не все показатели и не всегда можно оценить количественно  и в денежной форме,  поэтому  в практической деятельности наиболее приемлем упрощенный расчет экономической эффективности:

       , (2)

      где Эб — средства, возвращенные на бюджетные счета и в федеральный бюджет; Эс — средства, полученные в результате улучшения деятельности объекта контроля.

      Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля  рассчитывается по формуле:

        (3)

3.2. Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации

      Основываясь на изложенных выше положениях, сформулируем критерии и показатели эффективности деятельности Счетной палаты.

      Критерии, как было сказано выше, это:

      — результативность;

      — действенность;

      — экономичность.

      Каждый  из названных критериев может  быть оценен количественно, и это  весьма важно для оценки как эффективности работы Счетной палаты в целом, так и ее отдельных подразделений. В этой связи предлагаются следующие критериальные показатели эффективности финансового контроля.

      Критерий  результативности включает показатели:

      — выявленный объем средств, использованных с нарушениями законодательства;

      — выявленный объем неэффективно использованных средств;

      — выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению;

      — количество подготовленных представлений и предписаний.

      В 2001 году Счетной палатой выявлено нецелевое использование государственных средств в сумме 14026,9 млн. рублей, возмещение государственных средств осуществлено в объеме 2762,2 млн. рублей. В 2000 году эти показатели составили 23,2 млрд. рублей и 4,6 млрд. рублей соответственно. Снижение выявления нецелевого использования государственных средств в первую очередь связано с дальнейшим внедрением казначейского исполнения федерального бюджета, приведшим к существенному сокращению нарушений бюджетного законодательства.

      Выявленный  ущерб федеральному бюджету и федеральной собственности составил в 2001 году 241,3 млрд. рублей.

      По  результатам контрольных мероприятий  в 2001 году в соответствии с решениями  Коллегии Счетной палаты органам  государственной власти, предприятиям и организациям было направлено 451 представление и 2 предписания. По выявленным фактам нарушения законодательства 38 материалов были переданы в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Динамика соответствующих показателей по годам работы Счетной палаты представлена на графике:

       Рис.2. Динамика представлений Счетной палаты в Генеральную прокуратуру [17. С.15].

      Критерий  действенности включает показатели:

      — количество исполненных представлений и предписаний;

      — объем средств, возвращенных в федеральный  бюджет и на бюджетные счета организаций;

      — количество структурных преобразований в экономике, министерствах, ведомствах и на предприятиях, осуществленных по представлениям Счетной палаты;

     В 2001 году Генеральной прокуратурой было возбуждено 49 уголовных дел по материалам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой (с учетом возобновленных уголовных дел).

     Количественные  данные о рассмотрении и выполнении представлений Счетной палаты в 2001 году приведены в таблице.

Таблица 1.

Количественные данные о рассмотрении и выполнении в 2001 году представлений, направленных Счетной палатой Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий 

Кому  направлены

представления

Количество  представлений
Направлено В стадии рассмотре-

ния (срок исполнения не истек)

Не  рассмотрено (ответ  не получен, срок исполнения истек) Рассмотрено (получен ответ) Выполнено Выполнено в неполном объеме Не  выполнено
Всего: 451 38 35 378 261 114 3
Правительство Российской Федерации 59 3 7 49 32 17 -
Минфин  России 49 6 5 38 27 11 -
Минэкономразвития России 5 2 1 2 2 - -
МНС России 19 2 2 15 11 4 -
Минимущество  России 8 1 - 7 5 2 -
Правоохранительные  органы: Генпрокуратура России, МВД  России 13 1 - 12 2 10 -
Прочие  федеральные органы исполнительной власти 132 16 5 111 73 38 -

Информация о работе Государственный финансовый контроль