Государственный и муниципальный кредит: сущность, значение, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание

Муниципальный кредит это экономические отношения, где муниципальное образование является кредитором или заемщиком. Особенностью этой формы кредита является участие в процессе кредитования муниципальных учреждений. Выделяются два основных вида таких кредитных отношений: санкционированное кредитование, при котором задолженность была образована по решению муниципальных органов, и несанкционированное кредитование, задолженность при котором была образована из-за невыполнения обязательств перед муниципалитетом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие государственного и муниципального кредита……………………...5
1. 1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования…..5
1. 2. Функции и цели государственного и муниципального кредита…………..6
1.3.Классификация государственного и муниципального кредита …………………………………………....................................................................10
2. Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом………………………………………………………………………………14
2. 1. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития…………………………………………………………………………….14
2. 2. Управление государственным и муниципальным кредитом и долгом ………………………………………………………………………………………21
3. Формы долговых обязательств РФ……………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………33
Список использованной литературы……………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Финансы.docx

— 75.38 Кб (Скачать документ)

 

  1. 2. Управление государственным и муниципальным кредитом и долгом.

Управление муниципальным  долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования. Цель управления государственным долгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

• безусловности – обеспечение  точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

• единства учета – учет в процессе управления государственным  долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

• единства долговой политики – обеспечение единого подхода  в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

• согласованности –  создание максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

• снижения рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих уменьшить как риски кредитора, так и риски инвестора;

• оптимальности – создание такой структуры государственных  займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

• гласности – предоставление достоверной и своевременной  информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям

Понятие управления государственным  долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах.

Управление государственным  долгом в широком смысле предполагает6:

• формирование политики в  отношении государственного долга;

• определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;

• установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

• выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

Определение политики в отношении  государственного долга и его верхний предел устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть. Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.

Еще более узкая трактовка  управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В зарубежной экономической литературе она получила название «debt management». В ее рамках объектами регулирования являются:

• структура сроков обращения  различных долговых обязательств;

• структура кредиторов (посредством выпуска нерыночных займов, предназначенных для определенных групп кредиторов).

Управление государственным  долгом осуществляется с помощью  следующих методов:

• рефинансирования – погашения  части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

• конверсии – изменения  доходности займа;

• консолидации – превращения  части имеющейся задолженности  в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

• новации – соглашения между государством-заемщиком и  кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

• унификации – решения  государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

• отсрочки – консолидации при одновременном отказе государства  от выплаты дохода по займам;

• дефолта – отказа государства  от уплаты государственного долга.

Современный внешний долг РФ складывается из трех составляющих.

1. Долги перед кредиторами  из западных стран. Их можно  разделить на четыре группы.

Первую группу составляет задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида входит в компетенцию Парижского клуба –

особого международного координирующего  органа, членами которого являются официальные представители стран, являющихся наиболее крупными международными кредиторами.

Вторую группу составляют кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий.

Регулирование такой задолженности  осуществляет Лондонский клуб, который

представляет собой неофициальное  объединение представителей банков-

кредиторов.

К третьей группе относятся  кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой

товаров и оказанием услуг.

В четвертую группу входят кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного Банка реконструкции и развития, Европейского Банка реконструкции и развития).

2. Долги перед некоторыми  странами – участницами бывшего СЭВ. К ним относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия.

3. Валютный долг российским  предприятиям и банкам. Формально он относится к внутреннему долгу, однако его погашение проводится конвертируемой валютой, поэтому он практически ничем не отличается от внешнего.

 

 

  1. Формы долговых обязательств РФ.

Структура государственного долга Российской Федерации, виды и  срочность долговых обязательств Российской Федерации

1. Структура государственного  долга Российской Федерации представляет  собой группировку долговых обязательств  Российской Федерации по установленным настоящей статьей формам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать  в форме обязательств по:

1) кредитам, привлеченным  от имени Российской Федерации  как заемщика от кредитных  организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным  кредитам (заимствованиям), международных  финансовых организаций, иных  субъектов международного права,  иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным  бумагам, выпущенным от имени  Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации;

4) государственным гарантиям  Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии  с законодательством Российской  Федерации на государственный  долг Российской Федерации.

3. Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть  краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года  до пяти лет) и долгосрочными  (от пяти до 30 лет включительно).

4. В объем государственного  внутреннего долга Российской  Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской  Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие настоящего Кодекса.

5. В объем государственного  внешнего долга Российской Федерации  включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте.

В аналогичных формах могут  быть выражены долговые обязательства субъекта РФ, а также муниципального образования. Исключение составляет для муниципальных образований последняя из вышеуказанных форм (международных договоров и соглашений). В свою очередь, долговые обязательства муниципального образования (в отличие от государственных) могут быть выражены в форме долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

В настоящее время эта  форма долговых обязательств выражена, причем как на государственном, так и на муниципальном уровнях, в форме кредитных договоров, заключаемых между заемщиком (Российской Федерацией, ее субъектом, либо муниципальным образованием) и кредиторами (банковскими кредитными организациями, как правило, коммерческими банками).

Центральный же банк, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» теперь не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственные займы — вторая основная форма государственного долга, названная в Законе «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг. 

Государственные и муниципальные  долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Иностранная  валюта, условные денежные единицы  и драгоценные металлы могут  указываться лишь в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по конкретным государственным и муниципальным ценным бумагам. Оплачиваться они также должны в российской валюте.

Порядок выпуска государственных  займов Российской Федерации, как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг утверждаются соответственно: Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления в форме нормативных правовых актов соответствующего уровня (ст. 8 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»). Принцип добровольности размещения государственных займов в России получил конституционное закрепление (ч. 4 ст. 75 Конституции РФ).

В целях оформления государственных  внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владельца на получение от органа, их выпустившего, денежных средств или иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Эмитентом, выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Соответствующие органы субъекта Российской Федерации и местного самоуправления являются эмитентами ценных бумаг субъекта РФ и муниципального образования.

Наиболее распространенным видом ценным бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа.

Облигация (от лат. obligatio — обязательство) представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую внесение ее держателем денежных средств и подтверждающую обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Облигации бывают различных  видов: на предъявителя и именные.

Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя. По виду выплат дохода они подразделяются на процентные и беспроцентные. Доход может выплачиваться и в форме выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах.

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит: сущность, значение, особенности