Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:14, курсовая работа
Основой процветания любой организации является бухгалтерский учёт, вне зависимости от организационно-правовой формы организации, её структуры, строения и рода деятельности, так как основная цель бухгалтерского учёта - обеспечение аналитиков информацией, необходимой для принятия решений. Эти решения касаются распределения и использования ограниченных экономических ресурсов: денег, земли, рабочей силы и т.д. От распределения и использования этих ресурсов, зависят цены, заработная плата, производство товаров и услуг, адекватность наших запасов, качество транспортных систем, а также то, какие страны процветают, а какие переживают спад. Здесь не малую роль играет бухгалтерский учёт. И, значит, от правильной организации бухгалтерского учёта зависит положение любой организации.
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ................................................................................................................... 4
1.1 Характеристика бухгалтерского учета, его роль и задачи .............. 4
1.2 Метод бухгалтерского учета .............................................................. 8
1.3 Планы счетов ...................................................................................... 11
ГЛАВА 2 Счета по отношению к бухгалтерскому балансу ................. 13
2.1 Основы классификации счетов ......................................................... 13
2.2 Балансовые и забалансовые счета .................................................... 14
ГЛАВА 3 СЧЕТА ПО ДЕТАЛИЗАЦИИ ПОЛУЧАЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ................................................................................................. 18
3.1 Синтетические и аналитические счета ............................................. 18
3.2 Счета хозяйственных средств, хозяйственных процессов источников хозяйственных средств .................................................................. 19
ГЛАВА 4 СЧЕТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЗНАЧЕНИЯ И СТРУКТУРЫ ...................................................................................................... 23
4.1 Основные счета .................................................................................. 23
4.2 Регулирующие счета ......................................................................... 25
4.3 Операционные счета .......................................................................... 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Метод БУ включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского учета — средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением документации.
Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.
Оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.
Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая их сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. исчисляется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.
Для постоянного контроля за хозяйственными процессами предприятия, за состоянием средств и источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по отдельным стадиям, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.
Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета, позволяющая получать о них показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, обеспечивается также системой счетов. Необходимость в счетах объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Счета в бухгалтерском учете позволяют производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями. Например, на счетах бухгалтерского учета процесс поступления на предприятие купленных материалов увязывается с расходованием денежных средств, уплаченных продавцу этих материалов. Такой способ записей раскрывает их экономическое содержание, позволяет более глубоко изучать хозяйственную деятельность предприятий.
Контроль
за всей совокупностью объектов в
бухгалтерском учете
Результаты
хозяйственной деятельности, а также
конкретизация отдельных
Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени. К отчетности, как элементу метода бухгалтерского учета, предъявляется целый ряд требований:
- достоверность
- целостность;
- сопоставимость;
- последовательность:
- отчетный период;
- оформление.
1.3
Планы счетов
План счетов бухгалтерского учета - это систематизированный перечень применяемых счетов, в котором они группируются по разделам. Каждый счет имеет свое наименование и цифровой код. К ряду счетов предлагаются наименования и цифровые коды субсчетов. К плану счетов прилагается инструкция по его применению. В ней даются характеристика каждого счета и учитываемого на нем объекта, взаимосвязь данного счета с другими счетами, объекты аналитического учета.
Планы
счетов разрабатываются и
Министерства и ведомства могут, по согласованию с Министерством финансов, вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Предприятиям
разрешено при необходимости
исключать, объединять или дополнительно
вводить отдельные субсчета, устанавливать
перечень аналитических счетов.
Глава 2 Счета по отношению к бухгалтерскому балансу
2.
1 Основы классификации
счетов
Для управления, планирования, оперативного руководства, анализа и контроля, а также для выявления резервов повышения эффективности производства требуется самая разнообразная информация. Разнообразие и многочисленность объектов бухгалтерского учета вызывает необходимость применения большого количества различных счетов.
Для изучения и правильного применения счетов бухгалтерского учета необходима их группировка по определенным признакам и установление общих свойств различных групп счетов.
Для
правильного использования
- название счета;
- структуру и экономическое содержание счета;
- объекты, учитываемые на данном счете;
- характер оборотов и сальдо счета;
- роль счета в контроле за хозяйственной деятельностью, в определении себестоимости продукции, в выявлении финансовых результатов.
Классификация счетов должна представлять собой взаимосвязанную систему, отражающую перечень хозяйственных фактов и процессов, формы функционирования средств и хозяйственных операций, источников формирования средств и результатов деятельности предприятий.
Классификация счетов производится по признакам, наиболее существенными из которых являются:
1) отношение счетов к бухгалтерскому балансу;
2) степень детализации, получаемых показателей;
3) назначение и структура счетов;
4) экономическое содержание счетов.
Существенным
признаком группировки
По степени детализации, получаемых на счетах показателей различают счета синтетического и аналитического учета.
В зависимости от назначения и структуры счета делятся на основные, регулирующие и операционные.
По экономическому содержанию счета бывают различных видов хозяйственных средств, хозяйственных процессов и источников образования средств.
А
теперь рассмотрим эти счета наиболее
подробно.
2.2
Балансовые и забалансовые
счета
В процессе работы предприятия необходимо вести текущий учет состояния имущества предприятия, источников формирования этого имущества, а также учет различных хозяйственных операций. Способом ведения такого учета являются бухгалтерские счета. Счета более удобны для текущего учета, чем баланс предприятия, потому что они не столь трудоемки.
Структура бухгалтерского счета довольно проста. Счет состоит из трех основных элементов:
1. Номер и наименование счета.
2. Сторона дебета.
3. Сторона кредита.
Упрощенно счет можно представить в следующем виде:
Таблица 1 Структура бухгалтерского счета
Наименование счета | |
Дебет | Кредит |
Балансовые счета - счета бухгалтерского учета, показатели которых отражаются в бухгалтерском балансе.
В зависимости от вида объекта наблюдения счета делят на активные и пассивные. На активных счетах отражается имущество предприятия, а на пассивных отражаются обязательства организации (способы формирования этого имущества). Например, к активным счетам можно отнести счета «Основные средства», «Касса», «Материалы», а к пассивным счетам «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Уставный капитал», «Резервный капитал» и др. Запись на счетах начинается отражением начального остатка (начального сальдо). На активных счетах этот остаток записывается в дебет, на пассивных – в кредит.
Затем на счетах записываются все операции, приводящие к изменению остатка. Операции, увеличивающие остаток, записываются на стороне остатка, уменьшающие – на противоположной стороне. То есть на активных счетах увеличение отражают по дебету, уменьшение – по кредиту. На пассивных счетах наоборот, увеличение отражают по кредиту, уменьшение – по дебету. Если сложить суммы всех операций, записанных на сторонах счета, то получаются обороты. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, по кредиту счета – кредитовым. При подсчете оборотов начальный остаток не учитывается. Конечный остаток (конечное сальдо) счета определяют, прибавляя к начальному остатку оборот по той же стороне счета, на которой находится начальный остаток, и вычитая оборот по противоположной стороне. Например, при определении конечного остатка на активном счете нужно сложить начальный остаток с дебетовым оборотом и вычесть кредитовый оборот. Конечный остаток (возможно, его не будет) записывается на той же стороне счета, что и начальный. Если первоначального остатка не было, то сальдо на конец отчетного периода находят вычитанием из большего оборота меньшего. Остаток записывают на той стороне счета, на которой была отражена сумма большего оборота. Схема строения активных и пассивных счетов приведена далее.
Таблица 2 Схема строения активных и пассивных счетов
Активный счет | |
Дебет
Начальное сальдо Увеличение (+) Конечное сальдо |
Кредит Уменьшение (-) |
Пассивный счет | |
Дебет
Начальное сальдо Увеличение (+) Конечное сальдо |
Кредит Уменьшение (-) |
Забала́нсовый счёт — счёт, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Синонимом является также понятие "Внебалансовый счёт". Последний чаще всего применяется в отношении кредитных учреждений.