Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 14:59, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению государственного внутреннего долга РФ, его динамике и структуре. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Образование и погашение государственного долга страны……….5
1. Его сущность и причины образования ……………………………………5
2. Формы и виды государственного долга…………………………………...8
3. Управление государственным долгом ……………………………………10
Глава 2. Управление государственным внутренним долгом РФ……………14
2.1 Анализ его динамики и структуры за 2006-2008 гг………………………14
2.2 Основные способы погашения внутреннего долга……………………….19
2.3 Специфика управления государственным внутренним долгом…………21
Глава 3. Основные направления совершенствования управления
государственным внутренним долгом в РФ…………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………………..29
Приложения……………………………………………………………………..32
1.3
Управление государственным долгом
Процесс управления госдолгом -- это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий [10].
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:
Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.
Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности. В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга. В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств[10].
Таким образом, под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основания для образования, формы и виды государственного долга определены в Бюджетном Кодексе Российской Федерации. Управление государственным долгом осуществляется с помощью основных методов управления государственным долгом, и в его основе лежат определенные принципы.
Глава 2. Управление государственным внутренним
долгом РФ.
2.1
Анализ его динамики и структуры за 2006-2008
гг.
Рынок внутреннего долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике - почти все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.
Структура современного внутреннего долга РФ состоит из:
Основное
увеличение внутреннего долга произошло
в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок
государственных ценных бумаг, выпускаемых
для покрытия дефицита бюджета. Тогда
же задолженность различных кредиторов
перед Банком России (в том числе возникших
до распада СССР) принималась на государственный
внутренний долг. Последовавшее за кризисом
1998 г. некоторое снижение в росте государственных
заимствований сменилось их активным
ростом начиная с 2003 г. Только за последние
3 года внутренний долг увеличился на 397,74
млрд. руб. (рис. 1)
Рис.1
Государственный внутренний долг, выраженный
в государственных ценных бумагах, млрд.
руб.
Автор предлагает проанализировать структуру внутреннего долга по следующим данным (таб. 1).
Таблица 1. Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах
Виды
ценных бумаг |
ГКО | ОФЗ-ПК | ОФЗ-ПД | ОФЗ-ФК | ОФЗ-АД | ГСО-ППС | ГСО-ФПС | ОРВВЗ
1992 года |
Итого
внутренний долг |
На 1.01.2006 | 0,02 | 0,001 | 123,64 | 131,13 | 596,33 | - | - | 0,03 | 851,15 |
На 1.12.2006 | - | - | 200,12 | 94,83 | 667,43 | - | 40,00 | 0,03 | 1002,41 |
На 1.01.2007 | - | - | 205,62 | 94,83 | 675,16 | 0,42 | 52,00 | 0,03 | 1 028,06 |
На 1.12.2007 | - | - | 288,12 | 51,43 | 803,69 | 10,42 | 85,00 | 0,03 | 1238,69 |
На 1.01.2008 | - | - | 288,42 | 51,43 | 807,59 | 10,42 | 91,00 | 0,03 | 1 248,89 |
На 1.12.2008 | - | - | 328,17 | 33,83 | 882,03 | 10,42 | 132,00 | 0,03 | 1386,48 |
Государственный внутренний долг Российской Федерации
Государственный внутренний долг РФ на 1.12.2006 года составил 1002,41 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть на 1 декабря 2006 года составляют:
ОФЗ-АД - 667,43 млрд. руб. (на 71,1 млрд. больше, чем на 1января 2006 года).
Затем следуют:
ОФЗ-ПД - 200,12 млрд. руб.(на 76,48 млрд. больше, чем на 1 января 2006 года);
ОФЗ-ФК - 94,83 млрд. руб. (на 36,30 млрд. меньше, чем на 1 января 2006 года);
В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 151,26 млрд. руб.
Государственный внутренний долг РФ на 1.12.2007 года составил 1238,69 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть на 1 декабря 2007 года составляют:
ОФЗ-АД - 803,69 млрд. руб. (на 128,53 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года).
Затем следуют:
ОФЗ-ПД - 288,12 млрд. руб. (на 82,50 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года);
ГСО-ФПС - 85,00 млрд. руб. (на 33,00 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года);
ОФЗ-ФК - 51,43 млрд. руб. (на 43,40 млрд. руб. меньше, чем на 1 января 2007 года);
ГСО-ППС - 10,42 млрд. руб. (на 10,00 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года);
В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 210,63 млрд. руб.
Государственный внутренний долг РФ на 1.12.2008 года составил 1386,48 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть на 1 декабря 2008 года составляют:
ОФЗ-АД - 882,03 млрд. руб. (на 74,44 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2008 года);
Затем следуют:
ОФЗ-ПД - 328,17 млрд. руб. (на 39,75 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2008 года);
ГСО-ФПС - 132,00 млрд. руб. (на 41,00 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2008 года);
ОФЗ-ФК - 33,83 млрд. руб. (на 17,6 млрд. руб. меньше, чем на 1 января 2008 года);
ГСО-ППС - 10,42 млрд. руб. (без изменений).
В
целом с начала года государственный внутренний
долг увеличился на 137,59 млрд. руб. В соответствии
с Федеральным законом "О федеральном
бюджете на 2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов" от 27.11.2008г., утверждена
Программа государственных внутренних
заимствований Российской Федерации на
2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов
(Приложение 1)