Индивидуальный персонифицированный учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:46, доклад

Описание

Индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с действующим законодательством (абзац 6 статьи 1 Закона № 27-ФЗ). Данная информация может представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронном виде (на магнитных носителях либо по каналам связи). При этом вопрос о возможности передачи данных в электронной форме решается Пенсионным фондом совместно с конкретными страхователями (часть 2 пункта 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ). Инструкция о п

Работа состоит из  1 файл

ГМФ_индивид.перс.учет_доклад.docx

— 413.98 Кб (Скачать документ)

Кстати, арбитры уже не раз говорили, что данное исковое  заявление в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса может  быть подано Пенсионным фондом только в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Из судеб.практики:

Суд указал на пропуск Пенсионным фондом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, предусмотренных статьей 115 Налогового кодекса (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2008 г. № А69-861/08-4-Ф02-3368/08).

Кстати, чиновники любят  штрафовать и за неверное отражение  в ведомости (форма АДВ-11) данных об имеющейся задолженности по уплате страховых взносов. Между тем  указанная информация не относится  к сведениям, обязанность представлять которые установлена статьей 11 Закона № 27-ФЗ. Тем не менее не факт, что суд поддержит вашу позицию.

Из судеб.практики:

Арбитры решили, что данные об имеющейся задолженности по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода предоставляются страхователем в Пенсионный фонд помимо индивидуальных сведений и не являются той информацией о застрахованных лицах, обязанность представлять которую установлена статьей 11 Закона № 27-ФЗ. Поэтому никакой речи о наложении штрафа в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ идти не может (постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2008 г. № А56-33073/2007 и определение ВАС РФ от 16.09.2008 г. № 11443/08).

Отметим, что Пенсионный фонд посчитал возможным не применять  финансовые санкции в следующих  случаях (письмо ПФР от 14.12.2004 г. №  КА-09-25/13379):

—  если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные  сведения по персонифицированному учету;

—  если страхователь в 2-недельный  срок исправил обнаруженные территориальным  органом ПФР ошибки.

Правда, инспекторы на местах могут и не согласиться с такой  точкой зрения.

Из судеб.практики:

Суд на основании позиции  Пенсионного фонда, отраженной в  письме от 14.12.2004 г. № КА-09-25/13379, сделал вывод об отсутствии вины организации  в следующих случаях:

—  общество исправило  ошибки, выявленные в сведениях, необходимых  для осуществления персонифицированного учета, до истечения предусмотренного законодательством двухнедельного срока (постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 г. № Ф09-11095/07-С1);

—  общество самостоятельно выявило ошибку в представленных сведениях по персонифицированному учету и в двухнедельный срок представило исправленные формы (постановление  ФАС Поволжского округа от 18.01.2007 г. № А65-18213/2006-СА1-23).

Особенности представления  сведений физическими лицами

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, лично  представляют сведения о себе в качестве страхователей в органы Пенсионного  фонда по месту своей регистрации (часть 3 пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ). При этом указанная информация передается вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ). Далее  территориальный орган сверяет  представленные сведения с данными  о страховых взносах, поступивших  в Пенсионный фонд. Сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный  период, подтвержденные органами федерального казначейства, включают в лицевой  счет застрахованного лица (пункт 38 Инструкции). Кстати, для физических лиц, уплачивающих взносы за себя, не установлена  обязательная форма подачи документов.

Теперь разберемся с датой  представления информации. Итак, застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые  взносы, представляет вышеуказанные  сведения ежегодно, до 1 марта (пункт 38 Инструкции). Однако здесь существует определенное противоречие. Ведь в  отличие от обычных страхователей  для индивидуальных предпринимателей срок представления данных в Пенсионный фонд определен только Инструкцией  и в Законе № 27-ФЗ не прописан. Соответственно, возникает резонный вопрос: правомерно ли привлечение предпринимателей к  ответственности за несвоевременное  представление информации по персонифицированному учету в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ?

В связи с тем, что Пенсионный фонд никаких разъяснений по этой ситуации не давал, обратимся к решениям арбитров. И вот здесь выясняется, что у судей нет единой точки зрения по этому вопросу. То они становятся на сторону налогоплательщиков:

Арбитры установили, что  у индивидуального предпринимателя  отсутствуют наемные работники. Следовательно, он не может быть как страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2008 г. № А69-862/08-4-Ф02-3369/08)

То принимают решения, поддерживающие работников Пенсионного  фонда:

Арбитры решили, что субъектами ответственности за непредставление  в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления  индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного  пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые  взносы (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2007 г. № Ф04-7113/2007(39140-А46-3), Северо-Западного округа от 19.09.2008 г. № А56-48966/2007, Волго-Вятского округа от 05.02.2008 г. № А11-4623/2007-К2-21/296).

Застрахованные лица, страхователи, страховщик

 

Застрахованными лицами в  системе обязательного пенсионного  страхования являются граждане Российской Федерации, а также постоянно  или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные  граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или  по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также  по авторскому и лицензионному договору.

 

Страхователями для указанных  лиц являются работодатели — организации, производящие выплаты своим работникам, а страховщиком — Пенсионный фонд РФ (далее — ПФР).

 

Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых  государством правовых, экономических  и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного  лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

 

Права и обязанности страхователей  в системе обязательного пенсионного  страхования закреплены в ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2008; далее  — Федеральный закон № 167-ФЗ).

Обязанности страхователя

 

Согласно ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ работодатели обязаны, в  том числе представлять в территориальные  органы страховщика документы, необходимые  для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного  страхового обеспечения.

 

Индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о гражданах, на которых  распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, осуществляется на основании Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования» (в ред. от 23.07.2008; далее — Федеральный  закон № 27-ФЗ), в соответствии с  которым страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации  сведения об уплачиваемых страховых  взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом  стаже — на основании приказов и других документов по учету кадров.

 

Такие сведения в отношении  каждого работника страхователь представляет в территориальный  орган страховщика ежегодно до 1 марта года, следующего за расчетным  периодом (п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ).

 

Документы, утвержденные в  целях реализации обязанности работодателя представлять в органы ПФР сведения о страховых взносах и страховом  стаже работников

 

1. Постановление Правления  ПФР от 31.07.2006 № 192п «О формах  документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного  пенсионного страхования и Инструкции  по их заполнению» (в ред.  от 28.07.2008; далее — Постановление  № 192п).

 

2. Инструкция о порядке  ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных  лицах для целей обязательного  пенсионного страхования (утверждена  постановлением Правительства РФ  от 15.03.1997 № 318, в ред. от 10.03.2006; далее — Инструкция о порядке  ведения индивидуального (персонифицированного) учета).

 

Указанные выше документы  устанавливают требования в части  порядка предоставления страхователем  в ПФР сведений, а также оформления содержащих такие сведения документов.

 

Страхователи представляют в органы ПФР по месту своей  регистрации следующие документы:

 

 

опись документов, передаваемых страхователями в ПФР (форма АДВ-6-1). Порядок заполнения этой формы приводится в п. 32 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного  пенсионного страхования (утверждена Постановлением № 192п; далее — Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета);

 

индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных  страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного  лица (форма СЗВ-4-1 или СЗВ-4-2). Перечень реквизитов и правила их внесения в указанные формы установлены  также в п. 43 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета;

 

ведомость уплаты страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11).

 

 

Согласно п. 43 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета, начиная  с 2002 г., страхователь должен заполнять:

 

форму СЗВ-4-1 — при представлении  сведений о застрахованном лице, имеющем  в расчетном периоде какие-либо условия для назначения досрочной  трудовой пенсии, которые отражаются в таблице «Стаж работы за отчетный период», либо при необходимости  выделения отдельных периодов работы, периодов ухода за детьми и т. д.;

 

форму СЗВ-4-2 (списочная форма) — при представлении сведений о застрахованных лицах, не имеющих  в расчетном периоде каких-либо условий для досрочного назначения трудовой пенсии, кроме указываемых в реквизите «Территориальные условия» формы АДВ-6-1.

 

 

Исходя из приведенных  выше норм, страхователь обязан представлять указанные формы, отражающие сведения о страховых взносах и страховом  стаже застрахованных лиц, заполненные  по правилам, содержащимся в Постановлении  № 192п, а ПФР на основании ст. 16 Федерального закона № 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления  страхователями сведений, определенных указанным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

 

Указанные документы подшиваются  в папки. Отчетность должна быть подписана  главным бухгалтером, директором, а  также нужно поставить печать: на формах АДВ-6-1, списках застрахованных лиц, форме АДВ-11 и пояснительной  записке.

 

Пачка входящих документов может сопровождаться электронным  представлением, содержащим информацию всех документов пачки в соответствии с Приложением 4 к Постановлению  № 192п. Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ территориальные органы ПФР  не должны отказывать организации в  приеме документов только на бумажных носителях (без представления сведений в электронном виде).

 

К тому же, скорее всего, при  сдаче отчетности в ПФР проверяющие  попросят принести копии платежек о  перечисленных суммах страховых  взносов, а также доверенность, заверенную подписью руководителя и печатью  организации, — если документы в  ПФР представляет бухгалтер, курьер или любой другой работник организации.

 

По почте отчетность в  ПФР лучше не отправлять — отчетность может потеряться, и тогда сложно будет доказать, что она вообще была представлена (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2007 № 09АП-1505/2007). В законодательстве нет прямого запрета на отправку по почте, а также прямого указания на обязанность представлять отчетность в отделение ПФР лично, но на практике работники ПФР часто не считают такую отчетность принятой, если при ее проверке обнаруживаются какие-либо ошибки или неточности. В этом случае в адрес организации направляется уведомление, содержащее протокол об ошибках. Если в итоге будет нарушен срок представления индивидуальных сведений или исправления ошибок, то существует риск применения штрафных санкций за несвоевременное представление сведений.

Начиная с 2011 года данный отчет  в ПФ будет представляться ежеквартально. В 2010 году отчет представлялся по полугодиям.


Информация о работе Индивидуальный персонифицированный учет