Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:46, доклад
Индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с действующим законодательством (абзац 6 статьи 1 Закона № 27-ФЗ). Данная информация может представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронном виде (на магнитных носителях либо по каналам связи). При этом вопрос о возможности передачи данных в электронной форме решается Пенсионным фондом совместно с конкретными страхователями (часть 2 пункта 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ). Инструкция о п
Кстати, арбитры уже не раз говорили, что данное исковое заявление в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса может быть подано Пенсионным фондом только в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
Из судеб.практики:
Суд указал на пропуск Пенсионным фондом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, предусмотренных статьей 115 Налогового кодекса (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2008 г. № А69-861/08-4-Ф02-3368/08).
Кстати, чиновники любят штрафовать и за неверное отражение в ведомости (форма АДВ-11) данных об имеющейся задолженности по уплате страховых взносов. Между тем указанная информация не относится к сведениям, обязанность представлять которые установлена статьей 11 Закона № 27-ФЗ. Тем не менее не факт, что суд поддержит вашу позицию.
Из судеб.практики:
Арбитры решили, что данные об имеющейся задолженности по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода предоставляются страхователем в Пенсионный фонд помимо индивидуальных сведений и не являются той информацией о застрахованных лицах, обязанность представлять которую установлена статьей 11 Закона № 27-ФЗ. Поэтому никакой речи о наложении штрафа в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ идти не может (постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2008 г. № А56-33073/2007 и определение ВАС РФ от 16.09.2008 г. № 11443/08).
Отметим, что Пенсионный фонд посчитал возможным не применять финансовые санкции в следующих случаях (письмо ПФР от 14.12.2004 г. № КА-09-25/13379):
— если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету;
— если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки.
Правда, инспекторы на местах могут и не согласиться с такой точкой зрения.
Из судеб.практики:
Суд на основании позиции Пенсионного фонда, отраженной в письме от 14.12.2004 г. № КА-09-25/13379, сделал вывод об отсутствии вины организации в следующих случаях:
— общество исправило
ошибки, выявленные в сведениях, необходимых
для осуществления
— общество самостоятельно выявило ошибку в представленных сведениях по персонифицированному учету и в двухнедельный срок представило исправленные формы (постановление ФАС Поволжского округа от 18.01.2007 г. № А65-18213/2006-СА1-23).
Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, лично представляют сведения о себе в качестве страхователей в органы Пенсионного фонда по месту своей регистрации (часть 3 пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ). При этом указанная информация передается вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ). Далее территориальный орган сверяет представленные сведения с данными о страховых взносах, поступивших в Пенсионный фонд. Сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период, подтвержденные органами федерального казначейства, включают в лицевой счет застрахованного лица (пункт 38 Инструкции). Кстати, для физических лиц, уплачивающих взносы за себя, не установлена обязательная форма подачи документов.
Теперь разберемся с датой представления информации. Итак, застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет вышеуказанные сведения ежегодно, до 1 марта (пункт 38 Инструкции). Однако здесь существует определенное противоречие. Ведь в отличие от обычных страхователей для индивидуальных предпринимателей срок представления данных в Пенсионный фонд определен только Инструкцией и в Законе № 27-ФЗ не прописан. Соответственно, возникает резонный вопрос: правомерно ли привлечение предпринимателей к ответственности за несвоевременное представление информации по персонифицированному учету в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ?
В связи с тем, что Пенсионный фонд никаких разъяснений по этой ситуации не давал, обратимся к решениям арбитров. И вот здесь выясняется, что у судей нет единой точки зрения по этому вопросу. То они становятся на сторону налогоплательщиков:
Арбитры установили, что
у индивидуального
То принимают решения, поддерживающие работников Пенсионного фонда:
Арбитры решили, что субъектами
ответственности за непредставление
в установленные сроки
Застрахованные лица, страхователи, страховщик
Застрахованными лицами в
системе обязательного
Страхователями для указанных лиц являются работодатели — организации, производящие выплаты своим работникам, а страховщиком — Пенсионный фонд РФ (далее — ПФР).
Обязательное пенсионное
страхование — система
Права и обязанности страхователей
в системе обязательного
Обязанности страхователя
Согласно ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ работодатели обязаны, в том числе представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, осуществляется на основании Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. от 23.07.2008; далее — Федеральный закон № 27-ФЗ), в соответствии с которым страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже — на основании приказов и других документов по учету кадров.
Такие сведения в отношении каждого работника страхователь представляет в территориальный орган страховщика ежегодно до 1 марта года, следующего за расчетным периодом (п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ).
Документы, утвержденные в
целях реализации обязанности работодателя
представлять в органы ПФР сведения
о страховых взносах и
1. Постановление Правления
ПФР от 31.07.2006 № 192п «О формах
документов индивидуального (
2. Инструкция о порядке
ведения индивидуального (
Указанные выше документы устанавливают требования в части порядка предоставления страхователем в ПФР сведений, а также оформления содержащих такие сведения документов.
Страхователи представляют
в органы ПФР по месту своей
регистрации следующие
опись документов, передаваемых страхователями в ПФР (форма АДВ-6-1). Порядок заполнения этой формы приводится в п. 32 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (утверждена Постановлением № 192п; далее — Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета);
индивидуальные сведения
о страховом стаже и
ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11).
Согласно п. 43 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета, начиная с 2002 г., страхователь должен заполнять:
форму СЗВ-4-1 — при представлении сведений о застрахованном лице, имеющем в расчетном периоде какие-либо условия для назначения досрочной трудовой пенсии, которые отражаются в таблице «Стаж работы за отчетный период», либо при необходимости выделения отдельных периодов работы, периодов ухода за детьми и т. д.;
форму СЗВ-4-2 (списочная форма) — при представлении сведений о застрахованных лицах, не имеющих в расчетном периоде каких-либо условий для досрочного назначения трудовой пенсии, кроме указываемых в реквизите «Территориальные условия» формы АДВ-6-1.
Исходя из приведенных
выше норм, страхователь обязан представлять
указанные формы, отражающие сведения
о страховых взносах и
Указанные документы подшиваются в папки. Отчетность должна быть подписана главным бухгалтером, директором, а также нужно поставить печать: на формах АДВ-6-1, списках застрахованных лиц, форме АДВ-11 и пояснительной записке.
Пачка входящих документов может сопровождаться электронным представлением, содержащим информацию всех документов пачки в соответствии с Приложением 4 к Постановлению № 192п. Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ территориальные органы ПФР не должны отказывать организации в приеме документов только на бумажных носителях (без представления сведений в электронном виде).
К тому же, скорее всего, при сдаче отчетности в ПФР проверяющие попросят принести копии платежек о перечисленных суммах страховых взносов, а также доверенность, заверенную подписью руководителя и печатью организации, — если документы в ПФР представляет бухгалтер, курьер или любой другой работник организации.
По почте отчетность в ПФР лучше не отправлять — отчетность может потеряться, и тогда сложно будет доказать, что она вообще была представлена (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2007 № 09АП-1505/2007). В законодательстве нет прямого запрета на отправку по почте, а также прямого указания на обязанность представлять отчетность в отделение ПФР лично, но на практике работники ПФР часто не считают такую отчетность принятой, если при ее проверке обнаруживаются какие-либо ошибки или неточности. В этом случае в адрес организации направляется уведомление, содержащее протокол об ошибках. Если в итоге будет нарушен срок представления индивидуальных сведений или исправления ошибок, то существует риск применения штрафных санкций за несвоевременное представление сведений.
Начиная с 2011 года данный отчет в ПФ будет представляться ежеквартально. В 2010 году отчет представлялся по полугодиям.